Особенности бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является подробное изучение особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, а также обоснование необходимости разработки стратегии по минимизации налогового бремени малого предприятия и упрощения системы учета на предприятии малого бизнеса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы бухгалтерского и налогового учета на малом предприятии;
- выявить особенности ведения бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий;

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса
1.1 Понятие предприятия малого бизнеса
1.2 Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
1.3 Налоговый учет на предприятиях малого бизнеса
2 Особенности налогообложения в сфере малого бизнеса
2.1 Распространенные системы налогообложения, применяемые в сфере малого бизнеса
2.2 Порядок применения специальных налоговых режимов применяемых на малых предприятиях
2.3 Система налогообложения на предприятии ООО ПКФ «ВЕЛКОН»
2.4 Бухгалтерский учет на предприятии ООО ПКФ «ВЕЛКОН»
3 Анализ ведения бухгалтерского учета и налогового учета на предприятии ООО ПКФ «ВЕЛКОН»
3.1 Общая характеристика деятельности ООО ПКФ «ВЕЛКОН»
3.2 Анализ ведения бухгалтерского и налогового учета в ООО ПКФ «ВЕЛКОН»
3.3 Стратегия по минимизации налогового бремени малого предприятия и упрощения системы учета ООО ПКФ «ВЕЛКОН»
3.4 Рекомендации по выбору налогообложения
Вывод
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

!!!!ДИПЛОМ!!!.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

-учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

-ввести в штат должность бухгалтера;

-передать на основе договора ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру;

-вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной информации в бухгалтерской отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций обязательны для всех работников организации. В своей работе главный бухгалтер может подчиняться только непосредственно руководителю организации.

К основным задачам бухгалтерского учета и налогообложения деятельности малых предприятий относятся:

-   совершенствование законодательной и нормативной базы;

-   унификация и упрощение учетных регистров;

-   упрощение рабочего плана счетов;

- совершенствование документооборота и сведение к минимуму количества бухгалтерских документов;

-   сокращение форм отчетности;

- упрощение баланса за счет укрупнения статей и исключения статей, не являющихся исключительно информативными для государственных органов;

-   упрощение налогообложения.

Организация бухгалтерского учета предприятии малого бизнеса начинается с формирования учетной политики, составления рабочего плана счетов, определения формы бухгалтерского учета и состава применяемых форм первичных учетных документов, системы документооборота, которые утверждает руководитель предприятия.

Малое предприятие на основании ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

разрабатывает учетную политику, под которой понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя. При этом утверждаются:

- Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

-  Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы документов, а также формы первичной внутренней бухгалтерской отчетности;

- Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

-   Порядок контроля за хозяйственными операциями.

При формировании учетной политики малого предприятия производится выбор одного конкретного направления ведения и организации бухгалтерского учет из допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Выбранный способ применяется предприятием с 1 января и до конца отчетного года.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация осуществляет обработку соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» и иных ПБУ.

Принятая вновь созданным предприятием учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации предприятия. Изменения учетной политики должно быть обосновано. Изменения вводятся с 1 января финансового года и могут производиться при изменениях в законодательстве РФ или нормативных актах по бухгалтерскому учету, а также разработки организацией нового способа ведения бухгалтерского учета, который позволяет более достоверно представить факты хозяйственной деятельности организации или снизить трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Изменения учетной политики, которые оказали бы существенное влияние на финансовое положение организации, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности следует раскрыть в бухгалтерской отчетности.

Организация бухгалтерского учета хозяйственных операций на малом предприятии ведется в рамках системы взаимосвязанных бухгалтерских счетов путем применения метода двойной записи и предполагает, что в момент отражения отдельной операции в системе счетов бухгалтерского учета она классифицируется, то есть в зависимости от экономического содержания и характера операции определяются соответствующие счета для ее учета.

Предназначенная для конкретного малого предприятия система счетов регламентируется принятым на предприятии сокращенным рабочим планом счетов, который позволяет вести учет имущества и его обязательств в регистрах бухгалтерского учета по главным для него счетам.

При организации бухгалтерского учета на малых предприятиях допускается использование рабочего плана счетов с большим или меньшим количеством счетов. Выбранная группа счетов должна обеспечивать учет всех хозяйственных операций на данном предприятии, с отражением особенностей его деятельности.

Рабочий план счетов позволяет вести учет активов, капитала и обязательств в регистрах бухгалтерского учета на основных счетах, обеспечить контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью учетных данных.

Некоторые бухгалтерские счета, входящие в рабочий план счетов малого предприятия, кроме своих прямых учетных задач должны также выполнять функции других счетов.

Если деятельность малого предприятия не связана с использованием собственных или арендованных основных средств, определенного запаса материалов, учета задолженности покупателей и обязательств поставщикам и подрядчикам, или же, если процесс производства и реализации продукции завершается в течение месяца, то предприятие малого бизнеса может использовать рабочий план счетов с сокращенной номенклатурой.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи.

Малым предприятиям предоставлено право самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета, исходя из своих потребностей деятельности и управления. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки, соблюдая общие методологические принципы, а также технологию обработки учетной информации.

В соответствии с выработанным вариантом рабочего плана счетов, предприятие выбирает соответствующую систему бухгалтерского учета из предложенных Министерством финансов РФ. Каждой форме бухгалтерского учета соответствуют определенные регистры бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета служат для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Приспосабливая регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы, малые предприятия должны соблюдать:

-  единые методологическую основу бухгалтерского учета, которая предполагает ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

-   взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета,

- сплошное отражение в учете всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов,

- накопление и систематизацию данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Применяя единую журнально-ордерную форму счетоводства, предприятие составляет и разработочные таблицы на основании первичных документов.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает применение следующих основных видов учетных регистров: журналов-ордеров, ведомостей, кассовой книги, Главной книги. По первичным документам, отражающим хозяйственные операции, делают записи этих операций в журналы-ордера, на основании которых составляется Главная книга.

При организации учета на малом предприятии определен ряд принципов, которыми должен руководствоваться бухгалтер. К ним относятся:

- соблюдение в течение года принятой учетной политики в отражении отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;

- отражение в учете всех хозяйственных операций, совершенных в отчетном периоде, а также результатов инвентаризации имущества организации и его обязательств;

- правильность отнесения расходов и соответствия их доходам по отчетным периодам;

-  раздельный учет затрат на производство товаров (работ, услуг) и капитальные вложения;

-   качественное и экономное ведение учета;

-   непротиворечивость.

    1. Налоговый учет на предприятиях малого бизнеса

 

Одним из направлений совершенствования системы бухгалтерского учета в Российской Федерации является завершение формирования модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учета. Основная проблема заключается в оптимальном соотношении правил ведения бухгалтерского и налогового учета применительно к сложившимся условиям хозяйствования, В настоящее время в России система бухгалтерского учета во многом зависит от постоянных изменений, вносимых в налоговое законодательство. Чтобы избежать этой зависимости, законодательно закреплены системы бухгалтерского и налогового учета.

Согласно Федеральному закону РФ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документальною учета всех хозяйственных операций. Определение понятия «налоговый учет» появилось значительно позднее - с принятием 25 главы НК РФ "Налог на прибыль организаций», согласно которой «налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренном настоящим Кодексом» (ст. 313).

Мировым бухгалтерским сообществом общеприняты две модели сосуществования систем бухгалтерского и налогового учета:

- В первой модели система бухгалтерского учета оформляется и функционирует под сильным влиянием и непосредственным воздействием налогообложения. В этой модели возможна разная степень зависимости бухгалтерского учета от налогообложения: от полной до слабой. Причем налогообложение, как правило, оказывает значительное воздействие на систему бухгалтерского учета. В первой модели, именуемой «континентальной», бухгалтерский и налоговый учет фактически совпадают, и первый выполняет все фискально-учетные задачи. Континентальная модель применяется в европейских странах: Германии, Швеции, Бельгии, Испании, Италии.

- Вторая модель предполагает параллельное сосуществование бухгалтерского и налогового учета как двух самостоятельных систем, преследующих различные цели. В большинстве случаев такая модель функционирует, реализуясь в двух вариантах:

1) путем определенных корректировок  и преобразований учетных данных для налоговых целей;

2) путем дополнения бухгалтерских  процедур такими действиями, которые  обеспечивают в рамках системного  учета формирование готовых данных  для налогообложения.

При этом в любом из двух названных вариантов походная база бухгалтерского и налогового учета едина, это данные первичного учета. Вторая модель существования бухгалтерского и налогового учета носит наименование «англосаксонской» и действует в основном в США, Англии, Австралии, Канаде,

В то же время выделение двух моделей сосуществования систем бухгалтерского и налогового учета является условным. На практике трудно, а иногда невозможно однозначно идентифицировать модель, применяемую в том или ином государстве.

В российской хозяйственной системе модель соотношения налоговых и бухгалтерских положений первоначально строилась исходя из их правовой равнозначности, по приоритетности бухгалтерского регулирования перед налоговым в вопросах постановки и ведения учета к составления отчетности. На протяжении 1993-1995 гг. наблюдались активные попытки вмешательства фискальных органов в процесс реформирования бухгалтерского учета.

Все вышесказанное свидетельствует о том; что для российской финансовой системы и регулирующего законодательства вопрос сосуществования бухгалтерского и налогового учета более чем своевременный.

Тенденцией развития бухгалтерского и налогового законодательства в последние годы стали разграничение принципов и правил трактовки одних и тех же фактов хозяйственной деятельности для целей бухгалтерского учета (нормы бухгалтерского нрава) и для целей налогообложения (нормы налогового законодательства).

Информация о работе Особенности бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса