Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 01:44, контрольная работа
Функционирование предприятий в условиях предпринимательства объективно обусловило создание в аппарате управления службы внутреннего аудита. В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия. Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению компанией.
Введение
1. Сущность внутреннего контроля.
1.1.Понятие, цели, задачи и права службы внутреннего аудита.
1.2.Место внутрифирменного аудита в системе управления организацией и его значение.
1.3.Законодательные и нормативно-правовые основы организации внутреннего контроля на предприятии.
2. Организация службы внутреннего аудита.
2.1.Структура и состав подразделения службы внутреннего аудита.
2.2.Планирование внутреннего аудита и подготовка рабочей документации.
2.3.Методика проведения внутреннего аудита.
3. Формирование результатов внутреннего аудита и их значение.
3.1.Порядок составления отчета ВА, его согласование и представление руководству.
3.2.Принятие мер к устранению выявленных аудитором недостатков и нарушений.
4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля при планировании аудита.
Заключение.
Список литературы.
Отчет СВА должен быть составлен
на основе письменной информации ВА, в
которой должны содержаться сведения
обо всех выявленных недостатках
и нарушениях в учете и отчетности,
а также выделяться те ошибки и
исправления которые могут
Отчет составляется в трех экземплярах (первый передается руководителю, второй адресуется вышестоящей организации, третий направляется в архив) и подписывается руководителем СВА, при этом все экземпляры являются первыми. В соответствии с аудиторским стандартом аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей. Вводная часть аудиторского заключения содержит: название документа в целом, дату и место составления, основание проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей), проведение проверки, фамилии, имена и отчества лиц,
19
принимавших участие в проверке, фамилии, имена и отчества должностных лиц, ответственных за деятельность подразделения, период проверки, какие вопросы были подвергнуты документальной и фактической проверке.
Аналитическая часть адресуется должностному лицу, назначившему проверку и должна включать: наименование подразделения, объекты аудита, изложение результатов проверки, общую оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском и оперативном учете, существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов, арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных нарушений; фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных последствий нарушений.
Итоговая часть аудиторского документа содержит оценку аудитора производственно-финансовой деятельности подразделения и ведения бухгалтерского учета, а также предложения по устранению выявленных нарушений, рекомендации подразделению по устранению недостатков до принятия решения по проверке должностным лицом, назначившим проверку.
При изложении своего мнения аудитор
должен соблюдать строгую
В тех случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению выявленных нарушений, составляются промежуточные аудиторские отчетные документы, направляемые руководителю. Промежуточные отчетные документы аудитора составляются непосредственно в ходе аудиторской проверки на тех участках работы предприятия, где вскрыты наиболее значимые нарушения, требующие немедленного принятия мер, и подписываются проверяющими и должностными лицами подразделения.
20
3.2.Принятие мер к устранению
выявленных аудитором
Проверка считается
Если при проверке выявлены серьезные
нарушения законодательства РФ и (или)
иных нормативно-правовых актов, недостачи,
хищения денежных средств или
материальных ценностей, нарушения
налогового законодательства, требующие
внесения изменений в бухгалтерскую
отчетность предприятия и возмещения
потерь (т.е. имеется основание для
отстранения от работы виновных должностных
лиц и взыскания с них
Для учета и контроля за исполнением решений по аудиторским проверкам служба аудиторского контроля или аудитор ведет книгу учета аудиторских проверок и принятых по ним мер. В книге вводятся следующие графы: наименование подразделения, на котором проведена проверка; организационный метод проверки; дата отчетного документа о проверке; дата приказа по результатам проверки; номер приказа; сроки представления информации о выполнении решения по отчету о проверке; дата фактического представления отчета о выполнении приказа; сумма ущерба денежных средств; сумма ущерба в результате налоговых нарушений; сумма ущерба материальных ценностей и ценных бумаг; передано в суд; сумма восстановленных денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг; сумма взысканного ущерба с виновных лиц добровольно; сумма дополнительно начисленных и внесенных платежей в бюджет.
21
4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля при планировании аудита.
Одним из начальных этапов процесса
планирования общего аудита является
оценка СВК, основная цель которой - уточнение
вида, времени проведения и объема
аудиторских процедур, поскольку
структура или функционирование
определенных элементов СВК могут
увеличивать или уменьшать
Основными компонентами СВК являются:
- контрольная среда –
- система бухгалтерского учета
- организованный процесс
- система налогового учета –
организованный процесс
Поскольку процедура оценки эффективности
СВК организации выполняется
в первую очередь с целью обоснования
величины аудиторской выборки, что
предполагает определение вероятности
не обнаружения ошибки системой внутреннего
контроля организации, основой для
оценки является тестирование контрольной
среды организации. Процедура оценки
контрольной среды предприятия
начинается с изучения общей системы
организации внутреннего
- наличие службы внутреннего
аудита, подразделений методологии
бухгалтерского учета,
- наличие утвержденных схем
документооборота, разделения обязанностей
и ответственности,
- наличие утвержденных бизнес- плана, смет представительских и прочих расходов;
- наличие оформленных
22
- проведение аттестаций
Далее оценивается фактическое соблюдение всех перечисленных выше положений. В первую очередь обращается внимание на наличие таких фактов, как совмещение контрольных и административных функций, когда работник контролирует сам себя и даже при наличии процедур контроля может скрыть ошибку, допущенную им при выполнении своей основной работы. Следует выяснить, имела ли место в организации (на конкретном участке учета) смена управленческого и руководящего персонала, так, как, например, частая смена бухгалтеров на отдельном участке учета ведет к тому, что функции учета и контроля выполняются людьми, не имеющими достаточного опыта.
Определяется, установлен ли в организации контроль, за сохранностью активов. Реальный доступ к активам, документам, важным записям и бланкам должен быть разрешен только уполномоченным на то лицам. Кроме того, происходит не только ознакомление с результатами инвентаризации, но и производится оценка её достоверности. С точки зрения оценки эффективности системы бухгалтерского учета, оценивается полнота и правильность регистрации хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах. Минимальные требования к системе учета на определенном ее участке является наличие соответствующего раздела в учетной политике, а также правильное ведение регистров синтетического и аналитического учета. Так, например, отсутствие или несоответствующее заполнение книги учета векселей говорит не только о не соблюдении требований нормативных документов, но и об отсутствии элементов контроля, за поступлением и выбытием векселей. Следовательно, при проверке регистров аналитического учета и первичных документов необходимо обратить особое внимание на реальность и оценку хозяйственных операций, полноту, точность и своевременность их записи.
При планировании аудита, учитывая особенности бизнеса того или иного хозяйствующего субъекта, аудитор вправе произвести ранжирование факторов, влияющих на величину аудиторского риска и соответственно на объем аудиторской выборки. Т.о., изменяя вес того или иного фактора, характеризующего СВК организации в целом и на конкретном участке учета, аудитор получит адекватную оценку состояния СВК в течение проверяемого периода.
Следует отметить, что направления тестирования СВК необходимо выбирать таким образом, чтобы исключить дублирование работ по другим направлениям аудиторской проверки, т.е. информация, полученная при проверке СВК, должна быть максимально использована в ходе последующего выполнения детальных процедур аудита.
23
На основании тестирования СВК организации делается вывод о величине риска неэффективности контроля. Объем выборки прямо пропорционален величине выявленных рисков, т.е. чем выше риск неэффективности контроля, тем более обширной должна быть выборка. Безусловно, выбор основных направлений и методов аудита зависит от опыта, компетенции и профессиональной интуиции аудитора, однако выборочная совокупность и ее объем должны быть обоснованы. Таким образом, еще на стадии планирования общего аудита по итогам выполненной процедуры оценки эффективности СВК аудитор делает вывод о степени доверия к системе внутреннего контроля организации и вероятности наличия существенных ошибок и искажений в проверяемой финансовой отчетности.
Считаю очень важным, рассмотреть оцеку эффективности СВК со стороны внешнего аудита, который способен профессионально оценить работу службы. Хотелось показать значение СВК как для руководителя, так и собственника компании, но и каким образом эффективность деятельности СВК может способствовать успешному и более качественному проведению внешнего аудита, который может не только скорректировать свою выборку, но и сроки проведения, что в свою очередь может способствовать уменьшению материальных затрат на его проведение.
24
Заключение.
В данной работе я постаралась отразить тот технологический процесс организации службы внутреннего контроля и ее работы, последовательность в проведении которого, на мой взгляд, наиболее эффективна.
Рассмотрение сущности внутреннего
контроля, заключающееся в понимании
каждым целей и задач внутреннего
аудита, его места в системе
управления организацией, той законодательной
и нормативной базы, которая призвана
обеспечить сопровождение его