Организация внутреннего аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 01:44, контрольная работа

Краткое описание

Функционирование предприятий в условиях предпринимательства объективно обусловило создание в аппарате управления службы внутреннего аудита. В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия. Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению компанией.

Оглавление

Введение
1. Сущность внутреннего контроля.
1.1.Понятие, цели, задачи и права службы внутреннего аудита.
1.2.Место внутрифирменного аудита в системе управления организацией и его значение.
1.3.Законодательные и нормативно-правовые основы организации внутреннего контроля на предприятии.
2. Организация службы внутреннего аудита.
2.1.Структура и состав подразделения службы внутреннего аудита.
2.2.Планирование внутреннего аудита и подготовка рабочей документации.
2.3.Методика проведения внутреннего аудита.
3. Формирование результатов внутреннего аудита и их значение.
3.1.Порядок составления отчета ВА, его согласование и представление руководству.
3.2.Принятие мер к устранению выявленных аудитором недостатков и нарушений.
4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля при планировании аудита.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Основы аудита.docx

— 59.96 Кб (Скачать)

Отчет СВА должен быть составлен  на основе письменной информации ВА, в  которой должны содержаться сведения обо всех выявленных недостатках  и нарушениях в учете и отчетности, а также выделяться те ошибки и  исправления которые могут оказать  существенное влияние на достоверность  отчетности со ссылками на законодательные  и нормативные документы. Письменная информация заполняется в двух экземплярах, один из которых передается главному бухгалтеру и руководителю для ознакомления выявления возможных разногласий  и урегулирования спорных положений, а другой используется для написания  отчета ВА, после чего он передается в архив СВА. В письменной информации должны содержаться: состав группы ВА, реквизиты проверяемого подразделения, перечень должностных ли ответственных  за ведение бухгалтерского учета  и составление отчетности, период времени к которому относится  документация проверенная в ходе ВА, сведения о методике проверки (какие направления бухгалтерского учета подлежали проверке, какая бухгалтерская документация была проверена сплошным методом, а какая выборочно, на основе каких принципов проводилась проверка), сведения о всех выявленных недостатках и нарушениях, сведения о наиболее существенных нарушениях в учете значительно искажающих отчетность, рекомендации по улучшению налогового планирования с целью оптимизации налогообложения.

Отчет составляется в трех экземплярах (первый передается руководителю, второй адресуется вышестоящей организации, третий направляется в архив) и подписывается  руководителем СВА, при этом все  экземпляры являются первыми. В соответствии с аудиторским стандартом аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей. Вводная часть аудиторского заключения содержит: название документа в целом, дату и место составления, основание проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей),  проведение проверки, фамилии,   имена и отчества лиц,

19

принимавших участие в проверке, фамилии, имена и отчества должностных  лиц, ответственных за деятельность подразделения, период проверки, какие  вопросы были подвергнуты документальной и фактической проверке.

Аналитическая часть адресуется должностному лицу, назначившему проверку и должна включать: наименование подразделения, объекты аудита, изложение результатов  проверки, общую оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления хозяйственных  операций и их отражение в бухгалтерском  и оперативном учете, существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов, арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных  нарушений; фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных последствий нарушений.

Итоговая часть аудиторского документа  содержит оценку аудитора производственно-финансовой деятельности подразделения и ведения  бухгалтерского учета, а также предложения  по устранению выявленных нарушений, рекомендации подразделению по устранению недостатков  до принятия решения по проверке должностным  лицом, назначившим проверку.

При изложении своего мнения аудитор  должен соблюдать строгую объективность, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок деятельности отдельных  лиц или проверяемого подразделения  и записывать обвинительные формулировки. Замечания о недостатках и  нарушениях, полученных из устных или  письменных заявлений отдельных  лиц, в отчет включать нельзя. Если руководитель подразделения или  другое должностное лицо подразделения  имеет возражения или замечания  по материалам проведенной проверки, он должен подписать документ о проверки и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. К заключительному документу  о проверке прилагаются также  объяснения других должностных лиц  проверяемого подразделения, непосредственно  осуществляющие хозяйствующие операции, по мнению аудитора, выполненных с  нарушением действующих нормативно-правовых актов.

В тех случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению выявленных нарушений, составляются промежуточные  аудиторские отчетные документы, направляемые руководителю.  Промежуточные отчетные документы аудитора составляются непосредственно в ходе аудиторской проверки на тех участках работы предприятия, где вскрыты наиболее значимые нарушения, требующие немедленного принятия мер, и подписываются проверяющими и должностными лицами подразделения.

 

20

3.2.Принятие мер к устранению  выявленных аудитором недостатков  и нарушений.

Проверка считается законченной, когда выявленные нарушения устранены, а финансово-хозяйственная деятельность проверяемого подразделения обеспечивает полный хозяйственный расчет и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Выявленные в ходе проверки недостатки, не требующие существенных изменений в деятельности подразделения и входящие в компетенцию руководителя подразделения, необходимо устранить по ходу проверки. Об их устранении в процессе проверки делается соответствующие записи в отчете.

Если при проверке выявлены серьезные  нарушения законодательства РФ и (или) иных нормативно-правовых актов, недостачи, хищения денежных средств или  материальных ценностей, нарушения  налогового законодательства, требующие  внесения изменений в бухгалтерскую  отчетность предприятия и возмещения потерь (т.е. имеется основание для  отстранения от работы виновных должностных  лиц и взыскания с них причиненного ущерба), материалы проверок передаются в юридический отдел предприятия. Последний, дает правовую оценку записям в материалах проверки, и готовит исковые документы для передачи в суд с целью возмещения материального ущерба. Размер причиненного ущерба определяется по рыночным ценам. После выявления причиненного ущерба в материалах проверки, инвентаризации или иным способом, меры по его возмещению должны приниматься немедленно.

Для учета и контроля за исполнением решений по аудиторским проверкам служба аудиторского контроля или аудитор ведет книгу учета аудиторских проверок и принятых по ним мер. В книге вводятся следующие графы: наименование подразделения, на котором проведена проверка; организационный метод проверки; дата отчетного документа о проверке; дата приказа по результатам проверки; номер приказа; сроки представления информации о выполнении решения по отчету о проверке; дата фактического представления отчета о выполнении приказа; сумма ущерба денежных средств; сумма ущерба в результате налоговых нарушений; сумма ущерба материальных ценностей и ценных бумаг; передано в суд; сумма восстановленных денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг; сумма взысканного ущерба с виновных лиц добровольно; сумма дополнительно начисленных и внесенных платежей в бюджет.

 

 

 

21

4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля при планировании аудита.

Одним из начальных этапов процесса планирования общего аудита является оценка СВК, основная цель которой - уточнение  вида, времени проведения и объема аудиторских процедур, поскольку  структура или функционирование определенных элементов СВК могут  увеличивать или уменьшать вероятность  наличия существенных ошибок или  искажений в проверяемой финансовой отчетности.

Основными компонентами СВК  являются:

- контрольная среда – характеристики, определяющие служебные взаимоотношения,  благоприятные для контроля в  компании, включая процедуры контроля  – специальные проверки, выполненные  персоналом;

- система бухгалтерского учета  - организованный процесс регистрации  хозяйственных операций;

- система налогового учета –  организованный процесс выявления  налогооблагаемой базы.

Поскольку процедура оценки эффективности  СВК организации выполняется  в первую очередь с целью обоснования  величины аудиторской выборки, что  предполагает определение вероятности  не обнаружения ошибки системой внутреннего  контроля организации, основой для  оценки является тестирование контрольной  среды организации. Процедура оценки контрольной среды предприятия  начинается с изучения общей системы  организации внутреннего контроля в организации. СВК, существующую в организации, положительно характеризуют следующие моменты:

- наличие службы внутреннего  аудита, подразделений методологии  бухгалтерского учета, юридической  службы, финансовых аналитиков;

- наличие утвержденных схем  документооборота, разделения обязанностей  и ответственности, должностных  инструкций, положений об отделах  и т.д.

- наличие утвержденных бизнес- плана, смет представительских  и прочих расходов;

- наличие оформленных результатов  инвентаризаций, плановых и внезапных  внутрифирменных проверок, внутреннего  аудита, актов проверок государственных  органов, распорядительных документов  по организации по результатам  таких проверок;

22

- проведение аттестаций работников, организация обучения и повышение квалификации персонала.

Далее оценивается фактическое  соблюдение всех перечисленных выше положений. В первую очередь обращается внимание на наличие таких фактов, как совмещение контрольных и  административных функций, когда работник контролирует сам себя и даже при  наличии процедур контроля может  скрыть ошибку, допущенную им при выполнении своей основной работы. Следует выяснить, имела ли место в организации (на конкретном участке учета) смена управленческого и руководящего персонала, так, как, например, частая смена бухгалтеров на отдельном участке учета ведет к тому, что функции учета и контроля выполняются людьми, не имеющими достаточного опыта.

Определяется, установлен ли в организации  контроль, за сохранностью активов. Реальный доступ к активам, документам, важным записям и бланкам должен быть разрешен только уполномоченным на то лицам. Кроме того, происходит не только ознакомление с результатами инвентаризации, но и производится оценка её достоверности. С точки зрения оценки эффективности системы бухгалтерского учета, оценивается полнота и правильность регистрации хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах. Минимальные требования к системе учета на определенном ее участке является наличие соответствующего раздела в учетной политике, а также правильное ведение регистров синтетического и аналитического учета. Так, например, отсутствие или несоответствующее заполнение книги учета векселей говорит не только о не соблюдении требований нормативных документов, но и об отсутствии элементов контроля, за поступлением и выбытием векселей. Следовательно, при проверке регистров аналитического учета и первичных документов необходимо обратить особое внимание на реальность и оценку хозяйственных операций, полноту, точность и своевременность их записи.

При планировании аудита, учитывая особенности бизнеса того или иного хозяйствующего субъекта, аудитор вправе произвести ранжирование факторов, влияющих на величину аудиторского риска и соответственно на объем аудиторской выборки. Т.о., изменяя вес того или иного фактора, характеризующего СВК организации в целом и на конкретном участке учета, аудитор получит адекватную оценку состояния СВК в течение проверяемого периода.

Следует отметить, что направления  тестирования СВК необходимо выбирать таким образом, чтобы исключить  дублирование работ по другим направлениям аудиторской проверки, т.е. информация, полученная при проверке СВК, должна быть максимально использована в  ходе последующего выполнения детальных  процедур аудита.

23

На основании тестирования СВК  организации делается вывод о  величине риска неэффективности  контроля. Объем выборки прямо  пропорционален величине выявленных рисков, т.е. чем выше риск неэффективности  контроля, тем более обширной должна быть выборка. Безусловно, выбор основных направлений и методов аудита зависит от опыта, компетенции и  профессиональной интуиции аудитора, однако выборочная совокупность и ее объем должны быть обоснованы. Таким образом, еще на стадии планирования общего аудита по итогам выполненной процедуры оценки эффективности СВК аудитор делает вывод о степени доверия к системе внутреннего контроля организации и вероятности наличия существенных ошибок и искажений в проверяемой финансовой отчетности.

Считаю очень важным, рассмотреть  оцеку эффективности СВК со стороны внешнего аудита, который способен профессионально оценить работу службы. Хотелось показать значение СВК как для руководителя, так и собственника компании, но и каким образом эффективность деятельности СВК может способствовать успешному и более качественному проведению внешнего аудита, который может не только скорректировать свою выборку, но и сроки проведения, что в свою очередь может способствовать уменьшению материальных затрат на его проведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Заключение.

В данной работе я постаралась отразить тот технологический процесс организации службы внутреннего контроля и ее работы, последовательность в проведении которого, на мой взгляд, наиболее эффективна.

Рассмотрение сущности внутреннего  контроля, заключающееся в понимании  каждым целей и задач внутреннего  аудита, его места в системе  управления организацией, той законодательной  и нормативной базы, которая призвана обеспечить сопровождение его жизнедеятельности  и развития, позволит глубже понять значение СВК. Отраженная в работе организация службы внутреннего контроля, демонстрирует возможность планирования и проведения внутреннего аудита с помощью созданной по своей структуре и составу определенной бригаде аудиторов, призванной правильно и в интересах заинтересованных лиц, методически грамотно не только провести проверку и оценить выявленные и за документированные результаты, но и быть способной осуществлять своевременный контроль за деятельностью наиболее интересующих руководителя или собственника, центров ответственности.

Информация о работе Организация внутреннего аудита