Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение особенностей отечественного медицинского страхования,
Задачи данной курсовой работы является рассмотрение основных принципов страховой деятельности, изучение деталей обязательного и добровольного страхования.
Введение 4
Глава 1. Социально-экономическая природа медицинского страхования 6
1.1 Необходимость перехода к страховой медицине. Значение медицинского страхования 6
1.2 Принципы организации медицинского страхования 8
1.2.1 Обязательное и добровольное страхование 8
1.2.2 Объекты и субъекты медицинского страхования 9
1.2.3 Договор медицинского страхования 10
1.2.4 Медицинский полис 10
1.3 Финансирование медицинского страхования 11
1.3.1 Фонды медицинского страхования 11
1.3.2 Тарифы медицинского страхования 13
1.4 Законодательная опора медицинского страхования 13
Глава 2.Организация медицинского страхования в Российской Федерации 16
2.1 Медицинское страхование в РФ 16
2.1.1 Развитие медицинского страхования в России 16
2.2 Система обязательного медицинского страхования в России 20
2.2.1 Необходимость создания 21
2.2.2 Центральные проблемы ОМС 22
2.2.3 Участники системы ОМС 25
2.2.4 Модели внедрения ОМС в Российской Федерации 30
2.3 Добровольное медицинское страхование (ДМС) 32
2.3.1 Объекты и субъекты ДМС 34
2.3.2 Экономическая необходимость ДМС 35
2.3.3 Развитие, современное состояние и перспективы ДМС в России 36
2.4 Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования 38
2.5 Перспективы сочетания ОМС и ДМС 40
Заключение 43
Список литературы 46
Первая стратегия предусматривает рост государственного финансирования здравоохранения в сочетании с ограниченными мероприятиями по реструктуризации системы медицинского обслуживания и повышению ее эффективности. Эта стратегия ориентирует на развитие ДМС как системы, замещающей ОМС, при сохранении неизменными государственных гарантий медицинского обслуживания населения.
Вторая стратегия ориентирует на существенное повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, достигаемое за счет глубокой реструктуризации медицинской помощи с переносом максимально возможной ее части на амбулаторный этап с одновременной ликвидацией финансирования из общественных источников высвобождающихся мощностей. Она не порождает новых вариантов сочетания ДМС и ОМС по сравнению с первой стратегией.
Третья
стратегия предполагает сочетание
мер по повышению эффективности
системы здравоохранения с
Основное условие успешной реализации любой из этих стратегий - четкое описание программы государственных гарантий - видов, объемов и условий предоставления бесплатной медицинской помощи.
Создание многоуровневой системы медицинского страхования предполагает принятие следующих ключевых решений:
В качестве структур, обеспечивающих реализацию и контроль за выполнением программы ОМС и дифференцированных программ ДМС, должны рассматриваться страховые медицинские компании. Страховые компании должны обеспечивать эффективное управление медицинской помощью, на основе интеграции и анализа финансовой и клинической информации осуществляя управление потоками пациентов и достигая необходимый баланс между затратами, качеством и доступностью медицинской помощи. Одновременно с увеличением полномочий должны возрасти требования к страховым компаниям, участвующим в системе. Это должны быть структуры с высоким кадровым и техническим потенциалом, способные реализовать многообразные дифференцированные программы медицинского страхования, дополняющие и расширяющие гарантированный государственный минимум обеспечения населения РФ бесплатной медицинской помощью.
В
российской действительности процесс
сочетания обязательного и
Здоровье населения - важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей. И это положение особо подчеркивается в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Важнейшее условие организации системы медицинского страхования - создание достаточных гарантий для выполнения договорных обязательств страховыми фирмами (компаниями). Для этого необходима диверсификация медицинской страховой деятельности, благодаря которой средства, вырученные в результате высокоприбыльных договоров, направляются на оплату услуг ЛПУ. Медицинская страховая компания заинтересована в инвестициях в свою хозяйственную деятельность, например за счет привлечения средств предприятий, выпуска ценных бумаг и т.д., что позволяет привлечь дополнительные финансовые источники для оплаты услуг здравоохранения.
Потенциального пациента необходимо убедить заботиться о собственном здоровье и при необходимости активно обращаться за врачебной помощью. Соответствующая материальная заинтересованность в этом появится при условии, если ввести частичную оплату услуг здравоохранения за счет средств граждан (сверх выплат по страховым полисам). К сожалению, введение системы платной медицины для широких слоев и групп населения вряд ли приемлемо из-за относительно низкой реальной оплаты труда при существенной дифференциации доходов работающих. Такой подход оправдан в условиях дополнительного медицинского страхования.
Более перспективно использовать различные виды страховых полисов при личном страховании граждан - так называемое возвратное страхование с компенсацией, которое предполагает выплату клиенту страховых взносов полностью или частично вычетом стоимости всех видов лечебно-диагностических услуг оказанных за определенный, например 10-летний, отрезок времени. Так, при медицинском страховании на дожитие застрахованному лицу, (в зависимости от частоты его обращений за врачебной помощью) выплачивается оговоренная заранее денежная сумма по достижении им определенного возраста.
Конкуренция
медицинских учреждений различных
форм собственности оказывает
Существующие в настоящее время федеральные стандарты медицинской помощи разрабатываются с учетом лучших достижений медицинской науки и включают значительное число манипуляций, необходимых для более точной диагностики и наилучшего лечения. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечение таких стандартов в отношении всего населения будет иметь исключительно благоприятные последствия для граждан. Однако реалии российского здравоохранения показывают, что не только в рамках ОМС, но и в рамках совмещения ОМС и платных разовых услуг пациенты не получают всего объема услуг и манипуляций, предусмотренной этими стандартами. Анализ статистических данных, представленных ранее, доказывает именно это. Для выполнения федеральных стандартов необходимо либо пересмотреть их в сторону сокращения, либо определиться с источниками покрытия затрат на их выполнение. В противном случае эти стандарты будут декларативны.
Федеральные
медицинские стандарты должны быть
ориентированы на материально-технические,
кадровые и другие ресурсные возможности
типовых лечебно-
Страховые взносы из общественных и частных источников для программы ОМС будут определяться на основе актуарных расчетов, и в условиях обязательной для всех категорий страхователей оплаты будут ниже, чем расходы в момент обращения в лечебное учреждение.
Социальная удовлетворенность застрахованного пациента (потребителя медицинской услуги) тесно связана с качеством оказанной медицинской помощи. Но одновременно с получением лечебно-диагностических процедур, непосредственно относящихся к объёму оказанной медицинской помощи, пациент получает и немедицинские услуги по обеспечению социального и психологического благополучия. Сюда относятся: уровень комфорта в учреждении, санитарно-гигиенические условия, распорядок дня, не относящийся к лечению, взаимоотношения между персоналом и пациентами, не связанные с выполнением лечебных и диагностических назначений, возможности досуга, условия для встречи с родственниками, средства связи с внешним миром и т.д. Поэтому в понятие "качество медицинской помощи" входит и понятие "субъективное качество", позволяющее выделить субъективную составляющую качества, тесно связанную с личностью медицинского работника и уровнем социальной защиты граждан (уровень сервиса + качество медперсонала). При выполнении диагностических и лечебно-профилактических мероприятий можно учесть и наиболее полно реализовать все составляющие понятия "субъективное качество" медицинской помощи, если на это будут предусмотрены соответствующие материальные ресурсы и финансовое обеспечение.
Финансирование медицинских программ более высоких уровней осуществляется только из частных источников. Страхователями являются работодатели и сами застрахованные. Расчет страховых взносов проводится на основе актуарных расчетов с учетом уровней потребности застрахованных и рыночного спроса.
Финансовые затраты, насколько это возможно в действующих экономических условиях, должны быть адекватными объему и качеству предоставляемых медицинских услуг. Финансово-расчетные взаимоотношения субъектов медицинского страхования тесно связаны с решением проблемы расчета и согласования тарифов на медицинские услуги по программам медицинского страхования.
Тарифы в страховании рассчитываются таким образом, чтобы обеспечить «принцип нуля» для страховых резервов - сколько денег собрано для оплаты возмещения при страховых событиях, столько и выплачено. Поэтому наиболее важным при расчете тарифа является наличие достоверной страховой статистики, позволяющей оценить вероятность наступления страхового события, и наличие данных об убыточности страховой суммы - т.е. отношении средних выплат к средним страховым суммам. На основе страхового тарифа и величины страховой суммы определяется страховой взнос, обеспечивающий необходимый для выплаты страхового возмещения размер страхового резерва.
Для
современной России чрезвычайно
важно обеспечить права застрахованных
в системе медицинского страхования в
части получения медицинских услуг необходимого
объема и качества. Кроме разработки нормативной
базы, обеспечивающей права застрахованных,
необходимо определить конкретные механизмы
компенсации причиненного ущерба пострадавшим.
Одновременное с этим введение обязательного
страхования профессиональной ответственности
врачей позволит обеспечить защиту не
только прав пациента, но и защиту профессиональных
и имущественных прав медработников. Решение
нормативно-правовых вопросов относительно
источников уплаты страховых взносов
и выплаты средств при наложении штрафов
сделает финансовые санкции к лечебному
учреждению или к конкретному медицинскому
работнику важным фактором улучшения
качества медицинской помощи.
1. Конституция РФ от 1993 г. (с изм. От 09.06.01)
2. Закон
РФ от 28.06.91 № 1499-1 (ред.01.07.94) «О
медицинском страховании
3. Российский статистический ежегодник 2002: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002
4. Социологического исследования РОСНО в 2000 г.
5. Андреева
О., Тэгай Н. Контроль качества
медицинской помощи - основа защиты
прав пациентов//Медцинский
6. Гришин В.В. Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования//Финансы 2003 № 3
7. Кузьменко
М.М., Баранов В.В., Шименко Ю.В.
Здравоохранение в условиях
8. Лаврова
Ю. Обязательное медицинское
Информация о работе Организация медицинского страхования в Российской Федерации