Организация медицинского страхования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение особенностей отечественного медицинского страхования,
Задачи данной курсовой работы является рассмотрение основных принципов страховой деятельности, изучение деталей обязательного и добровольного страхования.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Социально-экономическая природа медицинского страхования 6
1.1 Необходимость перехода к страховой медицине. Значение медицинского страхования 6
1.2 Принципы организации медицинского страхования 8
1.2.1 Обязательное и добровольное страхование 8
1.2.2 Объекты и субъекты медицинского страхования 9
1.2.3 Договор медицинского страхования 10
1.2.4 Медицинский полис 10
1.3 Финансирование медицинского страхования 11
1.3.1 Фонды медицинского страхования 11
1.3.2 Тарифы медицинского страхования 13
1.4 Законодательная опора медицинского страхования 13
Глава 2.Организация медицинского страхования в Российской Федерации 16
2.1 Медицинское страхование в РФ 16
2.1.1 Развитие медицинского страхования в России 16
2.2 Система обязательного медицинского страхования в России 20
2.2.1 Необходимость создания 21
2.2.2 Центральные проблемы ОМС 22
2.2.3 Участники системы ОМС 25
2.2.4 Модели внедрения ОМС в Российской Федерации 30
2.3 Добровольное медицинское страхование (ДМС) 32
2.3.1 Объекты и субъекты ДМС 34
2.3.2 Экономическая необходимость ДМС 35
2.3.3 Развитие, современное состояние и перспективы ДМС в России 36
2.4 Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования 38
2.5 Перспективы сочетания ОМС и ДМС 40
Заключение 43
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

     Впервые за многие десятилетия отношения  «пациент - система здравоохранения» переведены из сферы административного  права в сферу гражданско-правового регулирования, в которой пациент приобрел правовой паритет с другими участниками процесса медицинского обслуживания как равноправный субъект медицинского страхования.

     В системе медицинского страхования  взаимодействие между субъектами страхования, гражданско-правовое регулирование отношений «пациент - страховщик, пациент - страхователь» реализуется на основе договоров медицинского страхования, предусматривающих их права и обязанности и, что особенно важно, их ответственность. Все это создает новые возможности для защиты прав и законных интересов граждан.

     Наличие третьей стороны (страховых медицинских  организаций, филиалов территориальных  фондов ОМС, выполняющих функции  страховщика) в системе отношений  пациента с другими участниками  процесса медицинского обслуживания является эффективным средством для регулирования взаимодействия двух основных сторон (продавца и потребителя услуг) в сфере медицинского обслуживания. Указанная сторона служит реальной правовой основой для защиты прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования и разрушает имевшую место ранее ситуацию, когда пациент в одиночку противостоял системе здравоохранения.

     Закон предусматривает два равноправных участника (страховщика и лечебно-профилактическое учреждение) договора на предоставление гражданам лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию. Если нарушение прав граждан трактуется как нарушение договорных обязательств, то за этим следуют санкции в соответствии с разделом договора «Ответственность сторон», предусматривающие штрафы, а не дисциплинарные взыскания, на которые в лучшем случае мог рассчитывать пациент при государственно-административной системе организации здравоохранения.

     Основной  документ в системе ОМС - страховой  полис обязательного медицинского страхования граждан, который является юридическим оформлением прав пациента и обязательством системы обязательного медицинского страхования по оказанию медицинской помощи.

     Страховой полис обязательного медицинского страхования персонализирует право пациента на получение медицинской помощи надлежащего качества и объема, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации независимо от уровня дохода, социального положения и места проживания.

     В законе прямо указано: «Страховые медицинские  организации не входят в систему  здравоохранения и органы управления здравоохранением, и медицинские  учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских организаций». В то же время в нем определены обязанности страховой медицинской организации контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора и защищать интересы застрахованных. И в отличие от ведомственного контроля, который существовал до введения закона и существует до сих пор, по результатам вневедомственного контроля предусмотрены меры экономического воздействия на медицинские учреждения, так как в случае нарушения медицинским учреждением условий договора в части объема и качества предоставляемых медицинских услуг страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

     Эти положения развиваются в подзаконных  актах: Положении о страховых  медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, Типовых правилах обязательного медицинского страхования и, наконец, в договорах. В Типовых договорах обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан страховщик обязуется перед страхователем осуществлять контроль за качеством и объемом медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам медицинскими учреждениями, а в Типовом договоре о финансировании обязательного медицинского страхования страховщик берет на себя такое же обязательство перед территориальным фондом ОМС. И, наконец, в Типовом договоре на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию страховщик реализует это обязательство, указывая медицинскому учреждению, что он будет контролировать уже обязательство последнего по оказанию застрахованным гражданам медицинской помощи надлежащего качества.

     Реализация  государственной политики в области  обязательного медицинского страхования  в соответствии с законом «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации», возрастающее число обращений граждан в территориальные фонды ОМС, их филиалы, страховые медицинские организации определяют необходимость проведения последовательных действий по обеспечению защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, развития системы вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи как важнейшей и основной части защиты прав пациентов. 
 

Глава 2.Организация медицинского страхования в Российской Федерации

2.1 Медицинское страхование в РФ

2.1.1 Развитие медицинского страхования в России

     В России становление системы помощи населению при болезни связывается, в первую очередь, с развитием  в конце XIX в. земской медицины, дотируемой за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей. Медицинское страхование не получило в дореволюционной России широкого распространения в силу ее аграрности и очень малого периода пореформенного капиталистического развития.

     Зарождение  элементов социального страхования  и страховой медицины в России началось в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге.

     Развитие  и формирование системы обязательного  медицинского страхования в России проходило в несколько этапов.

     1 этап. С марта 1861 г. по июнь1903 г. В 1861 г. был принят первый  законодательный акт, вводивший  элементы обязательного страхования  в России. В соответствии с  этим законом при казенных  горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3% заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих.

     Открывшиеся в 70-80-е годы XIX в. на крупных заводах  больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся  в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной.

     Фабричные страховые кассы начали создаваться  в начале XX в. преимущественно на крупных предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга. Принципы их организации и функционирования были аналогичны западноевропейским.

     2 этап. С июня 1903 г. по июнь 1912 г.  Особое значение в становлении  обязательного медицинского страхования  в России имел принятый в  1903 г. Закон "О вознаграждении  граждан, потерпевших вследствие  несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.

     3 этап. С июня 1912 по июль 1917 г. В  1912 г. III Государственной Думой было  сделано немало для социального  обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев - закон о введении обязательного медицинского страхования для работающих граждан.

     В декабре 1912 г. был учрежден Совет  по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях.

     По  закону 1912г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику  больничной кассы в четырех видах:

     1. Первоначальная помощь при внезапных  заболеваниях и несчастных случаях.

     2. Амбулаторное лечение.

     3. Родовспоможение.

     4. Больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.

К 1916 г. в России уже существовало 2403 больничные кассы, насчитывающие 1961 тысяч членов. Основы страховой деятельности: Учебник/отв.ред. проф. Т.А.Федорова. - М.: БЕК, 2001, с.326 Такие  кассы просуществовали до революции, а после принятия запрета о введении государственной монополии в страховании они потеряли не только свою актуальность, но и легитимность.

     4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года. После Февральской революции  1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения:

  • расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных);
  • предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы);
  • повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек;
  • полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей. Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г.

   5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 г. Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России "полного социального страхования".

   Основные  положения Декларации были следующие:

  • распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;
  • распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы).

Проводимые  Советским правительством реформы  способствовали осуществлению полного  социального страхования на началах  полной централизации.

     Логическим  продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10.1918г., которым было утверждено "Положение о социальном обеспечении трудящихся". В новом Положении термин "страхование" был заменен на термин "обеспечение". Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала "социалистической" и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало.

     19 февраля 1919 г. В.И. Ленин подписал  Декрет "О передаче всей лечебной  части бывших больничных касс  Народному Комиссариату Здравоохранения", в результате чего все лечебное  дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах. Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.

Информация о работе Организация медицинского страхования в Российской Федерации