Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение особенностей отечественного медицинского страхования,
Задачи данной курсовой работы является рассмотрение основных принципов страховой деятельности, изучение деталей обязательного и добровольного страхования.
Введение 4
Глава 1. Социально-экономическая природа медицинского страхования 6
1.1 Необходимость перехода к страховой медицине. Значение медицинского страхования 6
1.2 Принципы организации медицинского страхования 8
1.2.1 Обязательное и добровольное страхование 8
1.2.2 Объекты и субъекты медицинского страхования 9
1.2.3 Договор медицинского страхования 10
1.2.4 Медицинский полис 10
1.3 Финансирование медицинского страхования 11
1.3.1 Фонды медицинского страхования 11
1.3.2 Тарифы медицинского страхования 13
1.4 Законодательная опора медицинского страхования 13
Глава 2.Организация медицинского страхования в Российской Федерации 16
2.1 Медицинское страхование в РФ 16
2.1.1 Развитие медицинского страхования в России 16
2.2 Система обязательного медицинского страхования в России 20
2.2.1 Необходимость создания 21
2.2.2 Центральные проблемы ОМС 22
2.2.3 Участники системы ОМС 25
2.2.4 Модели внедрения ОМС в Российской Федерации 30
2.3 Добровольное медицинское страхование (ДМС) 32
2.3.1 Объекты и субъекты ДМС 34
2.3.2 Экономическая необходимость ДМС 35
2.3.3 Развитие, современное состояние и перспективы ДМС в России 36
2.4 Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования 38
2.5 Перспективы сочетания ОМС и ДМС 40
Заключение 43
Список литературы 46
6
этап. С ноября 1921 г. по 1929 г. C 1921 г.
в стране была провозглашена
новая экономическая политика (НЭП),
и Правительство вновь
15.11.1921
г. издается Декрет "О социальном
страховании лиц, занятых
Впервые
этим Декретом устанавливался порядок
взимания взносов, при этом основными
сборщиками стали комиссии по охране
труда и социального
По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст.124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды:
1)
Фонды, находящиеся в
2)
Фонды медицинской помощи
7
этап. С 1929 г. по июнь 1991 г. Этот
этап можно охарактеризовать
как период государственного
здравоохранения, в течение
В советское время надобность в медицинском страховании отсутствовала, поскольку существовало всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, а сфера здравоохранения полностью содержалась за счет средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий.
8 этап. С июня 1991 года по настоящее время. И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
В период проведения экономических и социальных реформ, резкого снижения уровня жизни, острой нехватки бюджетных и ведомственных средств на содержание медицинских учреждений в 1991 г. был принят закон о введении в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной. При чем все положения этого закона, которые касались обязательного медицинского страхования, вводились в действие, начиная только с 1993 г. До этого времени необходимо было подготовить организационно-нормативную базу для управления и финансирования новой государственной страховой системы.
В настоящее время сложилась полисубъектная система финансирования здравоохранения. Подавляющую часть средств медицине предоставляют бюджетные ассигнования на обязательное медицинское страхование.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) - один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получении необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации обязательного медицинского страхования, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной, и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС.
Здоровье
населения - важнейший элемент социального,
культурного и экономического развития
страны. В связи с этим обеспечение
населения гарантированным
Система обязательного медицинского страхования сегодня играет ключевую роль в решении этой задачи. Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» от 11 сентября 1998 года № 1096 и последующими его редакциями финансовое обеспечение основного объема гарантированной бесплатной медицинской помощи населению (а это более 80%) возложено на фонды ОМС.2
Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Поэтому систему ОМС следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственной системы социальной зашиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице. С другой стороны, ОМС представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг. Необходимо заметить, что в сферу ОМС включено только медицинское обслуживание населения. Возмещение заработка, потерянного за время болезни, осуществляется уже и дамках другой государственной системы - социального страхования и не является предметом ОМС.
Медицинское
обслуживание в рамках ОМС предоставляется
в соответствии с базовыми и территориальными
программами обязательного
Значительно
(на 34,6%) возросли поступления на обязательное
медицинское страхование
В
настоящее время
В
сложившейся экономической
Не менее очевиден и отрицательный социальный и политический эффект чрезмерной декларативности государственных обязательств: бесплатность медицинской помощи становится все более иллюзорной, растет недовольство населения состоянием служб здравоохранения. Объявив медицинскую помощь полностью бесплатной, государство все более утрачивает возможности предоставить такую помощь, тем, кто в ней более всего нуждается. Одновременно активизируется теневой рынок медицинских услуг с далеко идущими социальными и экономическими последствиями. С одной стороны, медики сильней реагируют на стимулы, возникающие в сфере теневой экономики, чем на попытки страховщиков построить разумную систему оплаты по результатам труда в общественном секторе здравоохранения. С другой - пациенты иногда вынуждены платить из собственного кармана суммы, не соответствующие реальному вкладу медиков.
В
рамках ОМС гарантируется
Число
больничных учреждений и больничных коек
стабильно уменьшается, имея обратную
зависимость с динамикой количества врачебно-амбулаторных
учреждений. Не смотря на сокращение числа
медицинского персонала, количество обращений
за медицинской помощью в них растет.
Таблица 3
Лечебно-профилактическая помощь населению. Численность медицинских кадров Российский статистический ежегодник 2002: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002, с.242
Годы | Численность врачей | Численность среднего медицинского персонала | |||
Всего, тыс.чел. | На 10000 населения |
Всего, тыс.чел. | На 10000 населения | ||
1995
1996 1997 1998 1999 2000 2001 |
653,7
669,2 673,4 679,8 682,5 680,2 677,8 |
44,5
45,7 46,1 46,7 47,1 47,2 47,3 |
1628,8
1648,8 1626,3 1620,9 1611,7 1563,6 1544,4 |
111,0
112,7 111,4 111,4 111,3 108,4 107,8 | |
По данным Российского статистического ежегодника в Самарской области численность врачей на 10000 тыс. населения имела тенденцию постоянного увеличения до 1998 г., а потом стремительно упала с 48,7 до 47,1 человек на 10000 населения.3
В то время, как у наших «соседей» в Оренбургской и Ульяновской областях данный показатель медленно, но продолжает расти.
Также
растет число станций скорой медицинской
помощи, это способствует оказанию скорой
медицинской помощи в рамках обязательного
медицинского страхования большему количеству
в ней нуждающихся - об этом свидетельствуют
данные таблицы 4.
Таблица 4
Обслуживание населения скорой медицинской помощью Российский статистический ежегодник 2002: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002, с.245 (данные приведены по учреждениям системы Минздрава России).
1991 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | ||
Число станций (отделений) скорой медицинской помощи (на конец года) | 3042 | 3172 | 3164 | 3150 | 3135 | 3142 | 3175 | 3212 | |
Численность
лиц, которым оказана помощь амбулаторно
и при выездах:
всего, млн. чел. на 10000 населения |
51,5
348 |
52,5
355 |
51,0
348 |
50,9
348 |
50,4
346 |
50,5
348 |
52,3
362 |
52,3
364 | |
Информация о работе Организация медицинского страхования в Российской Федерации