Нематериальные антивы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

В условиях открытой рыночной экономики в хозяйственный оборот вовлекается все, что способно приносить доход. В конечном итоге этот подход способствует повышению эффективности общественного производства. К числу таких объектов учета, не свойственных административно-командной системе управления, относятся так называемые нематериальные, «неосязаемые» активы. Среди сегментов развитого рынка они являются составной частью рынка товаров и услуг. Нематериальные активы получили широкое применение и их доля весьма значительна в составе имущества отдельных фирм.

Оглавление

С О Д Е Р Ж А Н И Е


ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3


Нормативные документы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4


Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5


Понятие, классификация и оценка нематериальных активов . . . . . 7


Понятие нематериальных активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Объекты, регулируемые патентным правом (объекты промышленной собственности). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Объекты, регулируемые авторским правом . . . . . . . . . . . . . 10

Оценка нематериальных активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13


Характеристика счета 04 «Нематериальные активы» . . . . . . . . . . .16


Начисление амортизации нематериальных активов . . . . . . . . . . . .17


Характеристика счета 05 «Амортизация нематериальных активов» .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21


Списание нематериальных активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22


Налогообложение нематериальных активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23


Инвентаризация нематериальных активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24


Аудиторская проверка нематериальных активов . . . . . . . . . . . . . . .25


Обобщение результатов проверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Копия С О Д Е Р Ж А Н И Е.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

 Оригинальность  промышленного образца определяют  его существенные признаки, обуславливающие  творческий характер эстетических  особенностей изделия. 

 Промышленно  применимым образец признается, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления конкретного изделия. 

 На промышленные  образцы, даже если они имеют  признаки новизны, оригинальности  и промышленно применимы, не  распространяется патентоспособность, если в решениях их изготовления преобладает техническая функция изделия.  

 К таким  изделиям относятся: 

 объекты архитектуры  (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и  других стационарных сооружений; 

 печатная  продукция; 

 объекты неустойчивой  формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; 

 изделия,  противоречащие общественным интереса, принципам гуманности и морали. 

 Патент на  промышленный образец выдается  на срок до 10 лет и может  быть продлен еще на срок  до 5 лет. 

 Полезная  модель представляет собой конструктивное выполнение из составляющих частей. Отличительные признаки полезной модели – новизна и промышленная применимость. Правовая охрана полезной модели осуществляется при наличии свидетельства, выдаваемого Патентным отделом на срок до 10 лет и продлеваемого по ходатайству патентообладателя на дополнительный срок до 3 лет. 

 Товарный  знак и знак обслуживания - это  обозначения, способные отличать  соответственно товары и услуги  одних юридических или физических  лиц от однородных товаров  и услуг других юридических или физических лиц. Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном указанным Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. 

 Исходя из  Закона "О товарных знаках, знаках  обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров"  исключительное право пользоваться  и распоряжаться товарным знаком, запрещать его использование  другими лицами принадлежит владельцу товарного знака. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство и продлевается по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на 10 лет. Уступка товарного знака и предоставление лицензии на использование товарного знака регистрируются в обязательном порядке в Патентном ведомстве. 

 Фирменное  наименование – индивидуальное  название юридического лица. Оно  регистрируется при государственной регистрации юридического лица и действует во время его существования. 

 Наименования  некоммерческих организации, унитарных  предприятий, а в предусмотренных  законом случаях и других коммерческих  организаций должны включать  и характер деятельности юридического лица. Кроме того, коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, должна иметь фирменное наименование, на которое с момента регистрации в установленном порядке она приобретает исключительное право использования. Лица, использующие фирменное наименование без согласия его владельца, обязаны прекратить использование по требованию обладателя права на данное наименование и возместить причиненные убытки.  

 Правовой  формой использования товарного  знака, знака обслуживания и  фирменного наименования является лицензионный договор. 

 Ноу-хау –  информация технического, организационного, служебного характера, имеющая  действительную или потенциальную  коммерческую ценность в связи  с неизвестностью ее третьим  лицом. К этой информации нет  свободного доступа на законном основании; и обладатель информации принимает меры к охране ее конфедициальности. 

 В отличии  от других объектов промышленной  собственности ноу-хау не подлежит  регистрации, а охраняется путем  запрета на ее разглашение  для лиц, имеющих доступ к этой информации. 

 По договору  о передачи ноу-хау передается  само ноу-хау, а не право  пользования им. Обязательными элементами  договора о передаче ноу-хау  является описание всех признаков  передаваемого объекта, меры по  охране конфедициальности и содействие в практической осуществимости ноу-хау. 
 

3.3. Объекты,  регулируемые авторским правом 
 

 Регулирование  объектов авторским правом осуществляется  в соответствии с Законом РФ. 

 Программа  для ЭВМ – объективная форма  представления совокупности данных  и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других устройств. К ней относятся также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы, и индивидуальные отображения. 

 База данных  – объективная форма представления  и организации совокупности данных (статей, расчетов и др.), систематизированных с целью нахождения и обработки этих данных. 

 Приведенные  определения программы для ЭВМ  и базы данных, при многих общих  признаках объединяющих данный  вид интеллектуальной собственности,  имеют и отличия, содержание которых определяет их место в формировании информации, отвечающей нуждам потребителей. В этой связи программное обеспечение занимает определяющее место по отношению к формированию базы данных, на основе которых накапливается массив информации, хотя оба они относятся к объектам авторского права.  
 

 Срок действия  авторского права на данный  вид интеллектуальной собственности  установлен в течение всей  жизни автора с момента его  создания, плюс 50 лет после его  смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. 

 Эти же  права на программу для ЭВМ  или базу данных, выпущенные анонимно  или под псевдонимом, действуют  50 лет с момента их выпуска. 

 Личные права  автора на приведенный перечень  нематериальных активов сохраняются  бессрочно. 

 Топология  интегральных микросхем – зафиксированное  на материальном носителе пространственно-геометрическое  расположение совокупности элементов  интегральной микросхемы и связей  между ними. 

 Право авторства  на топологию является неотчуждаемым  личным правом и охраняется законом бессрочно. 

 Исключительное  право на использование топологии  установлено на срок 10 лет. 

 Помимо указанных  объектов авторских прав могут  быть и другие произведения  науки, а также литературы и  искусства. 

 Правовой  формой передачи объектов авторского права является авторский договор (на воспроизведение произведения, его переработку и распространения). 

 Договоры  о передаче имущественных прав  на программу ЭВМ, базу данных, топологию интегральных микросхем  могут быть зарегистрированы  в Российском агентстве по правовой охране указанных объектов по соглашению сторон. Договор о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированные объекты подлежит обязательной регистрации в Агентстве. 

 К объектам  интеллектуальной собственности  следует отнести лицензии, дающие право заниматься определенным видом деятельности (торговлей, аудитом и др.), если они выдаются на срок более 1 года. 

 Отложенные  затраты – организационные расходы. 

 Организационные  расходы состоят из затрат  по оплате услуг консультантов, рекламы, по подготовке документации, регистрационных сборов и других расходов организации в период ее создания до момента регистрации. 

 Следует отметить, что в состав организационных  расходов, включаемых в состав  нематериальных активов, входят расходы, связанные с образованием юридического лица и признанные в соответствии с учредительными документами вкладом с участников (учредителей) в уставный капитал. 

 Расходы организации,  связанные с необходимостью переоформления  учредительных и иных документов (расширение организации, изменение видов деятельности, представление образцов подписей должностных лиц и пр.), изготовление новых штампов, печатей и тому подобное, включают в состав общих расходов организации  
 

 и отражают  по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы». Организации, изменяющие организационно-правовую форму, указанные расходы производят за счет прибыли, остающейся в их распоряжении. 

 В составе  нематериальных активов учитываются  также деловая репутация организации  («гудвилл»). 

 Деловая репутация организации - разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. При этом положительную репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. 

 Иногда считается,  что деловая репутация организации  обусловлена выгодными деловыми  контактами, благоприятными взаимоотношениями ее сотрудников и высокой репутацией среди клиентов, что, в свою очередь, определяется выгодным местоположением организации, монопольными привилегиями, высокой квалификацией администрации и другими факторами. 

 Сумма превышения  цены, за которую может быть продана действующая организация, над совокупной стоимостью всех активов представляет собой плату за эти нематериальные достоинства организации, которые были созданы ее предыдущими владельцами. Такой подход предполагает, что данная сумма может учитываться как самостоятельный актив организации. 

 Для целей  бухгалтерского учета величина  приобретенной деловой репутации  организации принимается в виде  разницы между суммой, уплачиваемой  продавцу за организацию, и  суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения). При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации представляет собой разницу между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации. 

 Отрицательную  деловую репутацию организации  следует рассматривать как скидку  с цены, предоставляемую покупателю  в связи с отсутствием факторов  наличия стабильных покупателей,  репутации качества, навыков маркетинга, и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов. 
 

3.4. Оценка нематериальных  активов 
 

 Нематериальные  активы принимаются к бухгалтерскому  учету по первоначальной стоимости. 

 Первоначальная  стоимость нематериальных активов,  приобретенных за плату, определяется  как сумма всех фактических  расходов на приобретение за  исключением налога на добавленную  стоимость и иных возмещаемых  налогов (кроме случаев, предусмотренных  законодательством РФ). 

 Исходя из  требований Федерального закона "О бухгалтерском учете"  и Положения по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации фактическими  расходами на приобретение нематериальных  активов являются: 

 В случае приобретения за плату: 

- суммы, уплачиваемые  в соответствии с договором  уступки (приобретения) прав правообладателю  (продавцу); 

- суммы, уплачиваемые  организациям за информационные  и консультационные услуги, связанные  с приобретением нематериальных активов; 

Информация о работе Нематериальные антивы