Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 09:37, доклад
Нематериальные ценности, к числу которых относятся знания, деловые связи, репутации и другие почти неуловимые факторы, объединяемые понятием «интеллектуальный капитал» (далее - ИК) играют все более заметную роль в современной экономике. Все большую актуальность приобретает вопрос о том, каким образом человек владеет знаниями, и какую роль здесь играют институты, составляющие «мягкую инфраструктуру» рыночной экономики, в том числе патентное и авторское право, законодательство о конкуренции, бухгалтерский учет и обычаи делового оборота.
Нематериальные
ценности, к числу которых относятся
знания, деловые связи, репутации
и другие почти неуловимые факторы,
объединяемые понятием «интеллектуальный
капитал» (далее - ИК) играют все более
заметную роль в современной экономике.
Все большую актуальность приобретает
вопрос о том, каким образом человек
владеет знаниями, и какую роль
здесь играют институты, составляющие
«мягкую инфраструктуру»
Многочисленные различия между изобретениями, произведениями авторского права и ценной информацией не столь существенны, если рассматривать их с той мерой абстракции, которая принята в экономической теории и математической экономике. Все перечисленные продукты человеческой деятельности объединяет изначальное отсутствие свойства редкости, которое может быть им придано лишь искусственно. С точки зрения экономической науки здесь существенно то, что такие продукты, в отличие от материальных продуктов, можно использовать в любом масштабе. У них в принципе нет ограничений по мощности, объему и т.п. Следствие этого - ярко выраженный эффект экономии на масштабе. Поэтому в экономике, основанной на знаниях, где такого рода продукты играют определяющую роль, эффект возрастающей отдачи на масштаб - скорее правило, чем исключение. Тот же эффект независимости от масштаба использования и, следовательно, эффект возрастающей отдачи на масштаб характерен для таких ценностей, как деловая репутация. В той или иной мере он присущ всем компонентам ИК. Более того, именно использование ИК -неустранимая даже в принципе и наиболее распространенная причина появления эффекта возрастающей отдачи на масштаб.
Отсутствие свойства редкости у информации (знаний) и других нематериальных продуктов отмечалось многими известными экономистами-теоретиками при анализе широкого спектра проблем, в том числе при анализе патентного законодательства. Василий Леонтьев обратил на него внимание в связи с распределением прав на изобретения, полученные при выполнении исследований по государственным заказам. В классических работах Фрица Махлупа оно учитывается при анализе производства, распространения и использования любых знаний на различных носителях и по различным каналам. Оно постоянно обыгрывается в математических моделях рынка информационных или интеллектуальных товаров. То же свойство порождает отмечаемые рядом авторов принципиальные трудности при бухгалтерском учете инвестиций в ИК и при оценке бизнеса, основанного на знаниях.
На данный момент существуют трудности и неопределенности в процессе оценки ИК. Для установления источников трудностей, определим основных участников процесса и попытаемся выявить разногласия в их понимании ИК и его роли в деятельности компаний.
В современной теории оценки существует понятие «мягкой инфраструктуры рынка»: ее составляют институты, обеспечивающие превращение знаний, репутаций, иных неосязаемых ценностей в капитал, приносящий доход и измеряемый в деньгах. К числу этих институтов относятся:
Исходя из этого, мы можем выделить три ключевые группы «контрагентов»1. Эти группы одновременно создают как спрос / предложение на оценку ИК (можно сказать, что эти группы являются «потребителями-заказчиками»), так и являются причиной существующих проблем в этой самой оценке. Рассмотрим что же это за группы 2, и какие проблемы к ним относятся:
Государство (1): 3:
Корпоративный сектор или «Клиент» (2):
лишь немногие
заказчики оценки ИК имеют адекватное
представление о специфике
Оценщики (3):
Как видно, приведенные группы «потребителей-заказчиков», во-первых, до сих пор не достигли консенсуса в едином понимании ИК (а тем более – способов классификации и оценки), а во-вторых, имеют различные цели и применяют различные способы оценки.
Рисунок 1
«Группы пользователей» ИК
Подобные внутри- и межгрупповые «разногласия» в той или иной степени характерны даже для развитых в смысле теории ИК экономиках, и тем более присутствуют в России. Понятно, что их существование затрудняет выработку как единой теоретической концепции ИК, так и способов практической оценки.
В соответствии с этим попытаемся далее определить понятие ИК и его соотношение с другими «синонимичными» понятиями.
Интеллектуальный капитал (ИК) - собирательное понятие для обозначения неосязаемых (нематериальных) ценностей, объективно повышающих рыночную стоимость компании. В этом значении ИК включает: квалифицированную, собранную вместе рабочую силу и контракты с выдающимися специалистами (человеческий капитал); интеллектуальную собственность, информационные ресурсы, локальные сети (организационный капитал); отношения с клиентами, списки клиентов, широко известные товарные знаки и т.п. (клиентский капитал).
1 Контраге́нт (лат. contrahens — договаривающийся; contra против + agens действующий; con-trahere взаимно противостоять) — одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях.
Контр- или против происходит из противопоставления одной стороны другой, в договоре каждому из обязательств сторон взаимно противостоит (корреспондирует) право другой стороны и наоборот.
2 Далее под выражениями «группы пользователей» и «потребители-заказчики» будем подразумевать именно эту разбивку.
3 Здесь и далее (если не оговорено иное) будем иметь в виду РФ и, соответственно, российское законодательство.
4 Институт - совокупность правовых норм, правил и стереотипов поведения. В этом смысле принято говорить об институтах бухгалтерского учета и оценочной деятельности, а также об институтах авторского и патентного права.