Нематериальные ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 09:37, доклад

Краткое описание

Нематериальные ценности, к числу которых относятся знания, деловые связи, репутации и другие почти неуловимые факторы, объединяемые понятием «интеллектуальный капитал» (далее - ИК) играют все более заметную роль в современной экономике. Все большую актуальность приобретает вопрос о том, каким образом человек владеет знаниями, и какую роль здесь играют институты, составляющие «мягкую инфраструктуру» рыночной экономики, в том числе патентное и авторское право, законодательство о конкуренции, бухгалтерский учет и обычаи делового оборота.

Файлы: 1 файл

эссе по НМА.docx

— 67.38 Кб (Скачать)

Нематериальные  ценности, к числу которых относятся  знания, деловые связи, репутации  и другие почти неуловимые факторы, объединяемые понятием «интеллектуальный  капитал» (далее - ИК) играют все более  заметную роль в современной экономике. Все большую актуальность приобретает  вопрос о том, каким образом человек  владеет знаниями, и какую роль здесь играют институты, составляющие «мягкую инфраструктуру» рыночной экономики, в том числе патентное  и авторское право, законодательство о конкуренции, бухгалтерский учет и обычаи делового оборота. Этот вопрос занимает видное место в социально-экономических, экономико-правовых и экономико-математических исследованиях последних десятилетий. В частности, он составляет главную  тему исследований, посвященных организации  бизнеса в «новой экономике» или, что практически то же самое, в экономике, основанной на знаниях. Интерес к этой теме возрастает по мере того, как в развитых странах растет доля «новой экономики». Соответственно возрастает потребность в развитии инструментальных средств исследования ИК.

Многочисленные  различия между изобретениями, произведениями авторского права и ценной информацией  не столь существенны, если рассматривать  их с той мерой абстракции, которая  принята в экономической теории и математической экономике. Все  перечисленные продукты человеческой деятельности объединяет изначальное  отсутствие свойства редкости, которое  может быть им придано лишь искусственно. С точки зрения экономической  науки здесь существенно то, что  такие продукты, в отличие от материальных продуктов, можно использовать в  любом масштабе. У них в принципе нет ограничений по мощности, объему и т.п. Следствие этого - ярко выраженный эффект экономии на масштабе. Поэтому  в экономике, основанной на знаниях, где такого рода продукты играют определяющую роль, эффект возрастающей отдачи на масштаб - скорее правило, чем исключение. Тот  же эффект независимости от масштаба использования и, следовательно, эффект возрастающей отдачи на масштаб характерен для таких ценностей, как деловая репутация. В той или иной мере он присущ всем компонентам ИК. Более того, именно использование ИК -неустранимая даже в принципе и наиболее распространенная причина появления эффекта возрастающей отдачи на масштаб.

Отсутствие  свойства редкости у информации (знаний) и других нематериальных продуктов  отмечалось многими известными экономистами-теоретиками  при анализе широкого спектра  проблем, в том числе при анализе  патентного законодательства. Василий  Леонтьев обратил на него внимание в связи с распределением прав на изобретения, полученные при выполнении исследований по государственным заказам. В классических работах Фрица  Махлупа оно учитывается при анализе производства, распространения и использования любых знаний на различных носителях и по различным каналам. Оно постоянно обыгрывается в математических моделях рынка информационных или интеллектуальных товаров. То же свойство порождает отмечаемые рядом авторов принципиальные трудности при бухгалтерском учете инвестиций в ИК и при оценке бизнеса, основанного на знаниях.

 

На данный момент существуют трудности и неопределенности в процессе оценки ИК. Для установления источников трудностей, определим основных участников процесса и попытаемся выявить разногласия в их понимании ИК и его роли в деятельности компаний.

В современной  теории оценки существует понятие «мягкой инфраструктуры рынка»: ее составляют институты, обеспечивающие превращение знаний, репутаций, иных неосязаемых ценностей в капитал, приносящий доход и измеряемый в деньгах. К числу этих институтов относятся:

    1. авторское и патентное право, другие институты интеллектуальной собственности, информационное законодательство; законодательство о конкуренции;
    2. бухгалтерский учет ИК;
    3. обычаи делового оборота, включая стандарты и методы оценки бизнеса и ИК, применяемые профессиональными оценщиками, технологическими брокерами и т.д.

Исходя из этого, мы можем выделить три ключевые группы «контрагентов»1. Эти группы одновременно создают как спрос / предложение на оценку ИК (можно сказать, что эти группы являются «потребителями-заказчиками»), так и являются причиной существующих проблем в этой самой оценке. Рассмотрим что же это за группы 2, и какие проблемы к ним относятся:

Государство (1): 3:

  • неясность в определении правовых институтов4, как в гражданском, так и в налоговом законодательстве, в которых употребляются различная система определений рассматриваемой нами сферы (ИС, НМА, исключительное право, исключительные права, неисключительные права, имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности,…).
  • противоречия в налоговом законодательстве, приводящие в результате толкования к «асимметричному» налогообложению исключительных и неисключительных прав.
  • система налогового учета ИК по стоимости создания (она обычно очень низкая), и невозможность переоценки нематериальных активов в налоговых целях.
  • (как результат перечисленного) разнообразие квалификации отношений налоговыми органами и судами, что порождает «болезненность» в вопросах налогообложения и, соответственно, существенные налоговые риски для бизнеса.

Корпоративный сектор или «Клиент» (2):

лишь немногие заказчики оценки ИК имеют адекватное представление о специфике различных  видов стоимости ИК.

  • примерно треть заказчиков не могут самостоятельно сформулировать функцию и цель оценки ИК в терминах принятых в оценочной практике.
  • ни в одной из других сфер оценки (даже оценке бизнеса и ценных бумаг) вопрос о сотрудничестве оценщиков и юристов, патентоведов не является столь острым.
  • абсолютное большинство заказчиков ошибаются на счет трудоемкости выполнения работ по оценке ИК.

Оценщики (3):

  • путаница в определениях НМА, ИК и ИС, а также их компонентов между оценщиками, патентоведами, маркетологами, т. д.
  • отсутствие универсального способа выделения элементов некоторых ИК.
  • отсутствие подчас достаточной квалификации и / или опыта оценки ИК.

Как видно, приведенные  группы «потребителей-заказчиков», во-первых, до сих пор не достигли консенсуса в едином понимании ИК (а тем  более – способов классификации  и оценки), а во-вторых, имеют различные  цели и применяют различные способы  оценки.

Рисунок 1

«Группы пользователей» ИК

 Подобные внутри- и межгрупповые «разногласия» в той или иной степени характерны даже для развитых в смысле теории ИК экономиках, и тем более присутствуют в России. Понятно, что их существование затрудняет выработку как единой теоретической концепции ИК, так и способов практической оценки.

В соответствии с этим попытаемся далее определить понятие ИК и его соотношение с другими «синонимичными» понятиями.

Интеллектуальный  капитал (ИК) - собирательное понятие для обозначения неосязаемых (нематериальных) ценностей, объективно повышающих рыночную стоимость компании. В этом значении ИК включает: квалифицированную, собранную вместе рабочую силу и контракты с выдающимися специалистами (человеческий капитал); интеллектуальную собственность, информационные ресурсы, локальные сети (организационный капитал); отношения с клиентами, списки клиентов, широко известные товарные знаки и т.п. (клиентский капитал).

1 Контраге́нт (лат. contrahens — договаривающийся; contra против + agens действующий; con-trahere взаимно противостоять) — одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях.

Контр- или против происходит из противопоставления одной стороны другой, в договоре каждому из обязательств сторон взаимно противостоит (корреспондирует) право другой стороны и наоборот.

Далее под  выражениями «группы пользователей» и «потребители-заказчики» будем подразумевать именно эту разбивку.

Здесь и далее (если не оговорено иное) будем иметь в виду РФ и, соответственно, российское законодательство.

4 Институт - совокупность правовых норм, правил и стереотипов поведения. В этом смысле принято говорить об институтах бухгалтерского учета и оценочной деятельности, а также об институтах авторского и патентного права.


Информация о работе Нематериальные ценности