Налоговый контроль и способы его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы является актуальной потому, что в настоящее время налоговый контроль в России стал одним из самых значимых для государства видов контроля, который объективно проводят налоговые и иные государственные органы. Налоговый контроль является важным элементом финансового контроля, налогового механизма, а также необходимым условием налогового менеджмента.
Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение организаций новых организационно-правовых форм, а также многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы налогового контроля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1 Понятие налогового контроля и его формы 4
1.2 Налоговое администрирование 14
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 18
2.1 Налоговый контроль в развитых странах 18
2.2 Проблемы контрольно-экономической работы 29
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 33
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы 33
3.2 Повышение эффективности налогового контроля 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 231.06 Кб (Скачать)

В качестве управляющего переданными средствами государство  для предпринимателей проявляет  себя зачастую неэффективно. Предприниматель  понимает, что эффективность чиновничьей  деятельности по доведению отчисления до тех или иных целевых групп  населения будет много ниже той, что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого успешного предпринимателя  есть люди, которые получают от него ту дотацию, которую они не получают от государства. Это касается и тех  рабочих мест, которые создает  предприниматель своей деятельностью, и определенные социальные программы  и благотворительность, осуществляемые им без участия государства.

В связи с  этим, у предпринимателя возникает  чувство: а не погасил ли он уже  свой общественный долг? И не сделал ли он это намного эффективнее, чем  государство, претендующее на часть  его имущества в виде налогов? От решения этого вопроса зависит  то, каким будет складываться равновесие в его отношениях с государством.

Поскольку государство  диктует рамки –налоговые, административные и иные, в которых существует бизнес, то перед налогоплательщиком встает вопрос о выгоде и издержках деятельности по оптимизации налогов. На практике этот вопрос сводится к сопоставлению  уплачиваемых государству сумм с  тем, сколько надо потратить на «механизм» уклонения от налогов.

В целом, с  учетом сложности выявления и  количественного измерения "теневых" экономических процессов, их анализ должен основываться на регулярном сопоставлении и перепроверке информации, полученной из разных источников».

Таким образом, реально достижимая экономия на налогах  оказывается очень значительной: всего лишь несколько товарных оборотов, проведенных по «льготной» налоговой  схеме, позволяют существенно упрочить бизнес.

Таким образом, чтобы осмысленно влиять на ситуацию в стране посредством налогов, нужно  не только знать целевую функцию  предполагаемых изменений, но и довести  эту информацию до налогового субъекта. Так, одним из механизмов для формирования у налоговых органов доверия  и легализации деятельности у  граждан и предпринимательства  является обеспечение граждан информации о налоговых вычетах.

При этом важно  принимать во внимание не только текущее  состояние общества, но и динамику. Для решения задачи равновесия в  системе «государство-предпринимательство» наиболее привлекательным выглядит метод последовательных итераций, сфокусированных  на сокращении дистанции до выбранных  целей. Главное – избегать резких действий и правильно выбирать индикаторы процесса.[12]

3.2 Повышение эффективности налогового контроля

 

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной  работы налоговой инспекции является совершенствование действующих  процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы  налогового контроля являются:

    • наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств,  за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
    • применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
    • использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Проблема  рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в  условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для  современной России. Система отбора, о которой говорилось выше, наиболее эффективна, так как использует два  способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно  охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности  и непредвиденности контрольных  проверок, а также проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых  вероятность обнаружения налоговых  нарушений представляется наиболее высокой.

Первоочередной  задачей налоговой инспекции  является постоянное совершенствование  форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит продолжение  увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой  полиции. Как я указывала выше, результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение  совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких  проверок.

Также действенной  формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших  сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Практика  показала, что весьма полезным в  работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается  результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых  состоит в выезде сотрудников  отделов одной налоговой инспекции  на территорию другой инспекции.[12]

Особенно  актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может  принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов  и усложнения применяемых российскими  налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее  время получили мировое распространение  факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения  бухгалтерского учета, ведения его  с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение  размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Налоговый кодекс РФ представляет налоговым органам право в случаях учета определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных его аналогичным плательщиком. Но право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.

Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Например, в  Германии законодательство прямо санкционирует  применение указанных методов, а  существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств  размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов  исчисления.

Наиболее  распространенными из них являются следующие:

Метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:

1) учет изменения  имущественного положения за  отчетный период;

2) учет произведенного  и личного потребления за отчетный  период.

Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного  и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании  прироста имущества неизвестного происхождения  делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов  за отчетный период.

 Метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Основной  задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без  улучшения работы с кадрами.

Тут полезным может быть введение системы бальной  оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность такой оценки, состоит в  том, что в зависимости от категории  каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также  отраслевой принадлежности - налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

Но в конце  надо отметить, что никакое совершенствование  форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет  постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как уже отмечалось ранее, субъекты налогообложения обязаны  вносить налоговые платежи в  установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Но в нашей  стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой  системы в частности исполнение этой обязанности пока оставляет  желать лучшего. Причем уклонение от уплаты налогов осуществляется законными  и незаконными методами, что свидетельствует  о несовершенстве налогового законодательства.

Таким образом, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную  базу, регулирующую организацию и  осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий  из зарубежного опыта в этой области.

Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и документальные. Последние являются специфическим  методом налогового контроля, который  сочетает в себе все методы.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной  работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

    • системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
    • использование системы оценки работы налоговых инспекторов;
    • форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим  направлениям:

    • повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
    • проведение рейдов в вечернее и ночное время;
    • проведение перекрестных проверок;
    • использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.

Данный перечень путей совершенствования, конечно  же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения  контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

Необходимо также отметить, что  одним из наиболее эффективных средств  уменьшения нарушений налогового законодательства, на мой взгляд, является  повышение  сознательности налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации
  3. Александров И.М. «Налоговые системы России и зарубежных стран»
  4. Берестова С. В. «Налоговый Курьер» Номер №13−14 //«Налоговые проверки в США»
  5. Брызгалин А.В. «Комментарии к налоговому кодексу РФ»
  6. Землин А.И. «Налоговое право» , 2010г.
  7. Крохина Ю.А. «Налоговое право» учебник для вузов, 2010г.
  8. Кучеров И.И. «Уголовная ответственность за налоговые преступления» 2010г.
  9. Петровой Г. В. «Комментарий к Налоговому кодексу РФ», 2009г.
  10. Поролло  Е.В. «Организация контрольно-аналитической деятельности налоговых органов Российской Федерации в условиях налоговой и административной реформы»
  11. Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. «Налоги и налогообложение: Классификация налогов. Налоговая отчетность и налоговый контроль. Планирование налоговых поступлений» Учебник для вузов. 2010г.
  12. Романов А. Н. «Модернизация налогового контроля», 2010г.
  13. Рыманов А.Ю. «Налоги и налогообложение», 2010г.
  14. Степченко Е.М. «Налоговые проверки», 2010г..
  15. Тютюрюков Н.Н. «Налоговые системы зарубежных стран», 2010г.
  16. Тарасова В.Ф. «Налоги и налогообложение», 2010г.
  17. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З., Князев В.Г. «Налоги и налогообложение» Учебник для вузов по эконом. специальностям, 2009г.
  18. Поисковая система «Консультант-плюс»
  19. Поисковая система «Гарант»
  20. German-tax-consulting.ru
  21. www.konfi-nalog.jurati.ru
  22. Nalog.ru

Информация о работе Налоговый контроль и способы его совершенствования