Налоговый контроль и способы его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы является актуальной потому, что в настоящее время налоговый контроль в России стал одним из самых значимых для государства видов контроля, который объективно проводят налоговые и иные государственные органы. Налоговый контроль является важным элементом финансового контроля, налогового механизма, а также необходимым условием налогового менеджмента.
Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение организаций новых организационно-правовых форм, а также многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы налогового контроля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1 Понятие налогового контроля и его формы 4
1.2 Налоговое администрирование 14
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 18
2.1 Налоговый контроль в развитых странах 18
2.2 Проблемы контрольно-экономической работы 29
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 33
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы 33
3.2 Повышение эффективности налогового контроля 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 231.06 Кб (Скачать)

В целом налоговая  система в Германии очень сложная. Нередко она подвергается в стране жёсткой критике, прежде всего из-за относительно большие ставки налогообложения  фирм. Однако эти действительно высокие  ставки разрешают государству решать самые сложные задачи социального  рыночного хозяйства и трансформировать новые федеральные земли на востоке. И даже в этих случаях идёт поиск  возможностей снизить налоги, которые  отрицательно влияют на положение Германии в конкурентной борьбе территорий для вложения капиталов. Касательно Украины, то самое полезное, что можно получить из опыта немецкой налоговой системы, - это чёткое распределение компетенций между разнообразными уровнями государственной власти и чёткая проработка всех механизмов налогообложения.

Следующим важным моментом является обращение к консультанту по налоговым вопросам, хотя, если Вы уверены в знаниях Вашего бухгалтера, без этого можно обойтись. При  налогообложении предприятия в  Германии используются следующие виды налогов:

    • Подоходный налог
    • Налог на заработную плату
    • Корпоративный налог
    • Налог с коммерческой деятельности
    • Имущественный налог
    • Налог с оборота

На всей территории Германии большинство налогов взимается  по единому федеральному тарифу. Местные  различия заметны только на налоге с коммерческой деятельности. Важное значение для налогообл ожения будет иметь выбранная Вами правовая форма предприятия.

Существенным  образом будет влиять на Вашу деятельность и трудовое право, поскольку в  большинстве случаев Вашему предприятию  придется использовать наемный персонал. В Германии существует большое число  предписаний, регулирующих трудовые правоотношения, как например, закон об отпусках, закон о сроках увольнения служащих, закон о продолжении выплаты  заработной платы, закон о запрещении необоснованного увольнения, закон  о распорядке рабочего времени и т. д.

Поэтому, чтобы  избежать неприятных сюрпризов и  незапланированных трат средств, тщательно  продумайте трудовой договор с наемным  работником. За рамки существующих законов в принципиальных вопросах Вам выйти не удастся, однако многие мелочи при заключении индивидуального трудового договора можно и нужно предусмотреть. [15]

2.2 Проблемы контрольно-экономической  работы

На протяжении нескольких лет особая роль в совершенствовании системы налогообложения отводится реформе налогового контроля. В силу специфики налоговых отношений, их реализация требует наличия специального вида государственного контроля – налогового контроля. Принятые ,начиная с 2006 года, поправки в первую часть Налогового кодекса РФ создают реальные предпосылки для формирования эффективной системы налогового контроля.

 

К числу, безусловных достоинств новой  редакции первой части НК РФ следует  отнести:

 

  1. Регламентация процедуры проведения камеральной проверки.
    1. Обновленная статья 88 НК РФ закрепляет, что камеральная налоговая проверка – это проверка налоговой декларации и документов, приложенных к ней.

 

Достоинства:

  1. Данная статья запрещает истребовать на стадии камеральной проверки у налогоплательщика дополнительные документы, которые не являются «приложением» к декларации, то есть которые налогоплательщик обязан по закону приложить к декларации. Из этого правила есть только три исключения, когда у налогоплательщика могут истребовать документы на стадии камеральной проверки:
    • если налогоплательщик «забыл» приложить документы, являющиеся приложением к декларации;
    • если налогоплательщик подал декларацию, в которой заявил льготы;
    • если налогоплательщик подал декларацию по уплате природоресурсных платежей (НДПИ);
    • если налогоплательщик подал декларацию по НДС, в которой заявлено возмещение.
  1. Законодатель четко определил сроки камеральной проверки. За пределами этих сроков (через 10 дней после завершения трехмесячного периода) налогоплательщику не могут предъявляться претензии по декларации.
  1. «Появился» акт камеральной проверки, который составляется в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

Проблемы:

  1. Налоговые органы по-прежнему истребуют неограниченный объем документов в рамках камеральной проверки. Проверяя декларации по НДС, должностные лица налоговых органов полагают, что вправе в любом случае истребовать документы, подтверждающие право на вычет, в то время как истребовать документы по декларации по НДС можно только, если заявлена сумма к возмещению;
  2. Налоговые органы фактически продолжают проверку за рамками сроков камеральной проверки: направляют требования о представлении документов налогоплательщикам, контрагентам и т.п.;
  3. Акт проверки составляется «задним числом». Иногда получается, что акт вручается налогоплательщику через месяц после его составления. Четкая регламентация процедуры проведения выездной проверки.

 

Достоинства статьи 89 НК РФ:

  1. Определены сроки проведения проверки. Начало – дата решения о проведении проверки, завершение – дата составления справки о проверке. Сроки определяются календарным периодом времени, а не временем фактического нахождении налогового инспектора на территории;
  2. Приостанавливать проверку можно только в исключительных случаях: истребование документов, экспертиза, перевод на русский язык документов;
  3. Продление сроков проверки предполагалось только в исключительных случаях.

 

Проблемы:

  1. Жесткие сроки проверки не соблюдаются;
  2. Налоговые органы активно используют институт приостановления  проверки, по сути, затягивая процесс проведения выездной проверки;
  3. Продление проверки на основании Приказа ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ стало не исключительным, а повсеместным явлением. Разработана процедура рассмотрения руководителем налогового органа материалов проверки.

 

Достоинства новой редакции статьи 101 НК РФ:

  1. Материалы проверки рассматриваются в присутствии налогоплательщика, который вправе давать свои пояснения;
  2. Срок рассмотрения материалов проверки всего 10 дней, который может быть увеличен на один месяц только при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  3. Перечень мероприятий налогового контроля определен законом;
  4. Решение, принятое по итогам проверки, вручается налогоплательщику.

 

Проблемы:

  1. Не соблюдаются сроки рассмотрения материалов проверки. Зафиксированы случаи, когда решение вынесено через один год после составления акта проверки;
  2. Дополнительные мероприятия налогового контроля используются, фактически, для продления срока проверки налогоплательщика;

 

Иные злоупотребления налоговых  органов при реализации контрольных  полномочий.

Существующие права налоговых  органов по приостановлению операций по счетам в банке, несмотря на жесткую  регламентацию законом (ст.76 НК РФ), используются налоговыми органами в  нарушение требований закона. Счета  могут быть арестованы по любому поводу, даже если налогоплательщик не успел  представить какой-нибудь документ или средняя зарплата на предприятии  ниже среднестатистической по отрасли.

Внесенные в НК РФ поправки предоставили налоговым органам дополнительные полномочия, в частности, истребование информации и документов о налогоплательщике  у любых лиц, располагающих информацией.

Появились не предусмотренные законом  «комиссии налоговых органов», которые, используя разного рода угрозы (прежде всего, угрожая арестовать счета),  заставляют налогоплательщиков менять показатели своей финансово-хозяйственной  деятельности (повышать среднюю зарплату, сокращать объем сумм налогов, возмещаемых  из бюджета, повышать «прибыльность» компаний и т.п.).[13]

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  НАЛОГОВОГО  
КОНТРОЛЯ

3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы

 

При разработке экономической политики государству  необходимо учитывать следующие  случаи:

  1. Амортизация (или погашение), поглощение и капитализация налога. Здесь выделено два варианта:
    • налог вызывает уменьшение ценности облагаемого предмета - амортизация налога;
    • налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета – поглощение налога;

 Ценность предмета увеличена благодаря уменьшению налога - капитализация налога.

Благодаря явлениям амортизации, поглощения и капитализации  при известных условиях увеличение налога ведет к частичной конфискации  имущества налогоплательщика. Наоборот, уменьшение налога может вызвать  ничем не заслуженное увеличение богатства.

  1. Лицо, обязанное уплачивать налог по закону, фактически несет бремя налога, то есть является не только плательщиком, но и носителем налога. Увеличение налога может побудить производителя добиться уменьшения затрат (например, используя новые приемы и технические усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть налог.

Плательщик, законно обложенный налогом, перекладывает тяжесть налога на другого. Если последнему также удается переложить налог на третье лицо, то он является лишь плательщиком-посредником. Если же он окончательно несет тяжесть налога, тогда он – носитель налога. Ситуация переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемого предмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствие эластичного спроса и предложения, степень мобильности (подвижности или иммобильности облагаемого предмета).

Если налогоплательщик монополист, то переложить налог ему  значительно труднее, чем при  свободной конкуренции, так как  монополист обычно устанавливает максимальные цены без отношения к налогу. При  попытке переложить налог монополист встречается с риском уменьшения спроса. Поэтому монополисту приходится принимать налог на свою прибыль, которая и за вычетом налога обычно дает ему достаточную выгоду. При  режиме свободной конкуренции цены приближаются к издержкам производства, налог может войти в сумму  этих издержек. Несмотря на увеличение цены в связи с ростом налога, потребление не уменьшается (например, предметы первой необходимости) и налог  перелагается на потребителя. При обложении  предметов не первой необходимости (средней роскоши) переложение более  трудно, так как в этом случае возможно сокращение потребления.

При эластичном спросе переложить налог очень трудно, а при неэластичном значительно  легче. Если спрос на известный продукт  легко может быть заменен спросом  на другой продукт, то потребитель уклоняется от переложения. Поэтому легко перелагаются налоги на предметы первой необходимости  и трудно – на предметы средней  роскоши, при повышении цен на которые потребитель сокращает  спрос на них. Легко перелагаются налоги на предметы роскоши, так как  очень состоятельные лица не откажутся, несмотря на налог, от их потребления.

Чем более  облагаемый предмет иммобилен, тем  труднее переложение налога, и, наоборот, чем большей мобильностью (подвижностью) обладает облагаемый предмет, тем легче  налог может быть переложен. Например, владельцу недвижимого имущества  труднее перебросить налог, чем владельцу движимого имущества, в особенности денежных ценностей.

Таким образом, установленные условия переложения  позволили рекомендовать финансовой практике облагать те источники, о которых  можно с уверенностью сказать, что  налог остается на них.[16]

Одной из ключевых проблем российской налоговой системы  является то, что налогоплательщик не имеет достаточного представления, зачем нужны те налоги, которые  государство намерено с него собрать. Как и всякая система, функционирующая  с участием мыслящих субъектов и  коллективных целей, налоговая система  сильно зависит от того, как она  воспринимается глазами ее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание рефлексивной природы  налогового поведения – одна из задач экономической политики государства. Первый вопрос – выяснение того, между какими силами или субъектами достигается общественное согласие и в каких рамках оно может  быть найдено.

За последние  несколько лет в налоговой сфере России сделаны серьезные шаги, в результате чего выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. В целом же уменьшилось налоговое бремя на экономику: были снижены ставки основных налогов, например налог на прибыль до 20 процентов, НДС с 20 до 18, была введена   плоская шкала подоходного налога 13 процентов.

Хотя общая  налоговая нагрузка на предпринимательскую  деятельность снизилась, она все  же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности  для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест.  Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной для бизнеса  и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности.

Общая логика налоговых реформ во многих странах  связана с постепенным переходом  от косвенного налогообложения к  обложению конечного дохода. Глубина  этого перехода часто зависит  от способности справиться с задачей  легализации экономической деятельности и доходов от нее с тем, чтобы  перейти к прямому   налогообложению доходов юридических и физических лиц-налогоплательщиков.[3]

Информация о работе Налоговый контроль и способы его совершенствования