Налоговый контроль и способы его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы является актуальной потому, что в настоящее время налоговый контроль в России стал одним из самых значимых для государства видов контроля, который объективно проводят налоговые и иные государственные органы. Налоговый контроль является важным элементом финансового контроля, налогового механизма, а также необходимым условием налогового менеджмента.
Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение организаций новых организационно-правовых форм, а также многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы налогового контроля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1 Понятие налогового контроля и его формы 4
1.2 Налоговое администрирование 14
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 18
2.1 Налоговый контроль в развитых странах 18
2.2 Проблемы контрольно-экономической работы 29
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 33
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы 33
3.2 Повышение эффективности налогового контроля 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 231.06 Кб (Скачать)

Начнем с  того, что существует запрет на некоторые  виды запросов о проведении налоговой  проверки. То есть определенные лица государства  не вправе обращаться с запросами  в СВД о проведении или прекращении проведения налоговых проверок, а также как-то влиять на ход проведения проверок в отношении конкретных налогоплательщиков. Такой запрет действует на президента и вице-президента США, сотрудников их аппарата и иных государственных служащих, замещающих правительственные должности.

Любой запрос, сделанный с нарушением указанного запрета, направляется получившим его  налоговым инспектором главному инспектору СВД. Подобное нарушение  влечет уголовную ответственность. Если суд признает лицо виновным в  нарушении указанной нормы, ему  грозит тюремное заключение на срок до 5 лет или штраф до 5000 долларов США, либо и то и другое.

Однако из данного правила есть три исключения. Может показаться странным, но запрет не применяется, если с запросом о  проведении проверки через государственное  лицо обратился сам налогоплательщик или кто-либо от его имени. Запрет также не распространяется на запрос о раскрытии информации налоговой  декларации при условии, что такой  запрос сделан с соблюдением и  на основании соответствующих положений  законодательства США. Наконец, запрет не действует в отношении запросов, с которыми обращается секретарь  Казначейства вследствие изменений  в налоговой политике.

Законодательство  также обязывает СВД предоставлять  налогоплательщику точную информацию о порядке взыскания налогов, процедуре обжалования, правах налогоплательщика  и даже о номерах телефонов  налоговых инспекций СВД на местах. В этой связи СВД разработала  Инструкцию, согласно которой налогоплательщик имеет право на представление  его интересов специально уполномоченным лицом (например, аттестованным бухгалтером). Если интересы налогоплательщика представляет специально уполномоченное лицо, инспектор  не может встречаться с налогоплательщиком в отсутствие этого лица. Без представителя налогоплательщик может встретиться с сотрудником СВД только по своему согласию.

Еще один важный момент: СВД не может использовать такой метод выявления незадекларированных  доходов, как установление финансового  положения налогоплательщика. Иными  словами, налоговый инспектор не может, проанализировав финансовое положение налогоплательщика, сделать  вывод о том, что налогоплательщик не задекларировал свои доходы.

За умышленное нарушение указанной выше нормы  предусмотрена уголовная ответственность. Инспектор может быть уволен с  занимаемой должности, наказан штрафом  до 1000 долларов США, либо лишением свободы  на срок до года, либо штрафом и лишением свободы одновременно.

Наконец, еще  одна гарантия: СВД не может настаивать на том, чтобы налогоплательщик отказался  от своего права на оспаривание актов  и действий СВД и ее налоговых  инспекторов. Однако такой отказ  возможен, если он заявлен налогоплательщиком добровольно и осознанно или  налогоплательщик надлежащим образом  информировал о нем своего адвоката или иного представителя.[3]

Налоговый контроль в Германии

Достаточно  интересная система в Германии, там  укоренились следующие важнейшие  принципы построения системы налогообложения:

Налоги по возможности минимальны;

Минимальны, или точнее минимально необходимы и  затраты на их взимание;

Налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

Налоги соответствуют  структурной политике;

Налоги нацелены на более справедливое распределение  доходов;

Система должна строиться на уважении к частной  жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать  государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права  никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;

Налоговая система  исключает двойное налогообложение;

Величина  налогов соответствует размеру  государственных услуг, включая  защиту человека и всё, что гражданин может получить от государства.[3]

Основные виды налогов Германии

Основными налогами в Германии являются следующие налоги:

    1. Подоходный налог на физических лиц;
    2. Налог на корпорации;
    3. Налог на добавленную стоимость;
    4. Промысловый налог;
    5. Налог на имущество;
    6. Поземельный налог;
    7. Налог, уплачиваемый при покупке земельного участка;
    8. Страховые взносы;
    9. Налог на наследство и дарения;
  1. Автомобильный налог;
  1. Налог на содержание пожарной охраны;
  2. Акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, виноводочные и табачные изделия;
  3. Таможенные пошлины;

 

 

 Сборы, идущие на развитие добычи нефти  на территории Германии.

Общая сумма  налоговых поступлений делится  примерно на следующие части: федерация - 48%, земли - 34%, общины - 13% (остаток поступает в Фонд выравнивания бремени и долю ЕС). Кроме того, существует ещё церковный налог, который финансовой статистикой не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается как одна из разновидностей налогов.

Общие правила, действующие для всех видов налогов, находятся в Положении об отчислении в качестве так называемого общего налогового правового документа. В  этом документе определяется понятие  налогов, устанавливается, кто относится  к налогоплательщикам, закрепляется принцип сохранения финансовыми  органами тайны относительно налоговой  информации и принцип равномерности  налогообложения. [20]

По компетенции  взимания налоги подразделяются на федеральные, земельные, общинные, совместные и церковные.

По объектам налогообложения разделяются три  основные группы налогов: налоги на владение, налоги на операции в сфере обращения, налоги на потребление (акцизы).

Налоги на владение

 К этой группе налогов относятся налоги на доход (к примеру подоходный налог), налоги на имущество (например налог на имущество, с наследства). Такие налоги, как промысловый и церковный, частично являются налогами на имущество.

Налоги на владение носят характер прямых налогов. Их доля в совокупных налоговых поступлениях составляет более чем 55%.

Подоходный  налог взимается с физических лиц (причём если они постоянно проживают  в ФРГ, то платят этот налог с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложены налогом). Это самый важный вид налогов: он даёт немного меньше 40% всех налоговых  поступлений. Его разновидностями (с  особым способом взимания - путём вычитания) являются налог на заработную плату  и налог на доходы с капитала. Подоходным налогом облагаются все  доходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности и т. д., вплоть до доходов со спекулятивных соглашений.

Целый ряд  категорий граждан (наёмные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят  фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без  ограничений вычитаются лишь затраты  на налоговых консультантов и  церковный налог.

В нынешнее время  необлагаемый налогом минимум для  подоходного налога составляет в  год 5616 Евро для одиноких и 11232 Евро для семейных пар. Для доходов, которые  не превышают для одиноких 8153 Евро и 16307 Евро для супругов, существует пропорциональное налогообложение  со ставкой 22,9%. Далее налог взимается  по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 Евро для одиноких и 240083 Евро для тех, кто состоит  в браке. Доходы которые превышают  этот уровень, облагаются по максимальной ставке 51%. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, которые достигли возраста 64 года, необлагаемый налогом минимум повышается до 3700 Евро. У лиц, которые имеют земельный  участок, подоходный налог не взимается  с 4750 Евро.

Характерно, что подоходный налог, который даёт капитал (то есть дивиденды) составляет в общем итоге всех налоговых  поступлений лишь 1.6-1.7%. .[3]

Основой для  налога на заработную плату является карточка налога на заработную плату, которая выдаётся общинами в начале каждого года каждому занятому. В  карточке указывается налоговый  класс (их всего 6), число необлагаемых налогом сумм в связи с наличием детей, принадлежность к конфессии (для церковного налога) и льготы для инвалидов. Все иные льготы и скидки вносятся в карточку местным финансовым отделом по требованию налогоплательщика.

Несколько лет  тому назад была введена так называемая надбавка солидарности (Solidaritatszuschlag). Налогоплательщик финансирует частью своих доходов  экономическое возрождение новых  земель, возникших после объединения  Германии. На данное время данная надбавка составляет 7,5% от подоходного налога. Данная надбавка немного снижается, если у налогоплательщика есть дети.

Необходимо  особо выделить так называемый церковный  налог. Его оплачивают лишь те, которые  называют себя членом церкви. Этот налог  вычисляется на базе годового подоходного  налога и составляет 8-9% от его суммы.

Не все  граждане и не все фирмы ФРГ  платят налоги в полной мере. Выявление  тех, которые уклоняются от оплаты налогов, проводят финансовые органы (чаще розыскное  бюро образуется для нескольких финотделов данного округа). Что касается споров между налогоплательщиками и  финорганами, то они чаще всего решаются без суда, хотя в ряде случаев  дело всё же доходит и до судебных заседаний.

Ставка налога на наследство и дарение зависит  от степени родства и стоимости  имущества. Различают 4 категории наследников, по которым рассчитывается минимальная  и максимальная ставка налога.

Другие прямые налоги составляют в общей сумме  налогов небольшую долю (налог  на имущество - 1%, поземельный налог - 1.4% и т. д.).

Самые давние традиции имеет налог на имущество. Его ввёл в 1278 г. король Рудольф фон  Габсбург. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица с 1995 г. поднята до 1%. До этого она было на уровне 0.5%. Промышленные предприятия  и компании платят 0.6%. При повышении  ставки налога был повышен и необлагаемый налогом минимум. Раньше не облагалось налогом имущество, которое стоило до 70 тыс. DM, ныне - до 120 тыс. Евро. Для юридических лиц - необлагаемый налогом минимум 20 тыс. Евро. Льготы в виде сниженной ставки есть лишь для имущества в сельском и лесном хозяйстве. Переоценка имущества проводится каждые 3 года. [20]

Налоги на операции в сфере обращения

К налогам  на операции в сфере обращения  относятся налог с оборота, или  налог на добавленную стоимость, налог с оборота при импорте, налог на автомобили, отчисления казино, налог на страхование. Данная группа налогов носит характер обратных налогов.

Самым важным в этой группе налогов является налог  с оборота. Иногда под этим термином подразумевается налог на добавленную  стоимость и этот второй термин является более правильным. В 1992 г. налог на добавленную стоимость составил 15%, а налог с оборота при  импорте - более чем 12% все налоговых  поступлений.

Налог на добавленную  стоимость - это обратный налог, так  как он устанавливается в цене и взимается с конечного потребителя  в обход производителя. Оплачивается он, понятно, только в случае действительной конечной реализации товара и по единой налоговой ставке на все товары и  услуги. С 1993 г. в связи с "гармонизацией  налогов" в пространстве ЕС ставка этого налога в ФРГ повысилась с 14% до 15%. На очень небольшой список товаров (например, книги) устанавливается  льготная ставка в 7%. Аналогично взимается  и налог с оборота при импорте.

Налоговая реформа в Германии

Налоговая реформа  была инициирована федеральным министром  финансов Хансом Айхелем. Через несколько  дней после правительственного заявления  Бундестаг большинством голосов  СДПГ (социал-демократической партии Германии - правящей партии Шредера) и  партии Зелёных (находится в коалиции с СДПГ) одобрил её.

Реформа, которая  пройдёт в три этапа, предусматривает  постепенное снижение подоходного  налога к 2005 г, при этом первоначальная ставка должна быть снижена с 22,9% до 15%, а максимальная - с 51% до 45%. Кроме  того, до 25% должен быть снижен налог  на прибыль юридических лиц (корпоративный  налог).

Задача налоговой  реформы - поднять покупательную  способность населения и сделать  Германию ещё более привлекательной  для инвесторов. Уже в следующем  году для граждан и предприятий  планируется снижение налогового бремени  на 36 млрд. Евро.

В Германии стоимость  реализованного валового национального  дохода распределяется сначала между  теми, которые заняты в его образовании. Это владельцы средств производства - предприниматели или юридические  лица, которые получают свою часть  в виде прибыли, и работники и  служащие, которым выплачивается  заработная плата. Государство получает свои доходы преимущественно в процессе перераспределения валового национального  продукта путём налогообложения  первичных и вторичных доходов, чётко определяет уровень налогообложения. Система налогообложения - открыта  и понятна. В целом при таком  варианте формирования доходов бюджета  основными объектами налогообложения  являются доходы населения (заработная плата, личные доходы предпринимателей). Это не преимущество или недостаток, это объективное свойство экономической  системы с данным распределением валового национального продукта.

Информация о работе Налоговый контроль и способы его совершенствования