Налоговый контроль и способы его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы является актуальной потому, что в настоящее время налоговый контроль в России стал одним из самых значимых для государства видов контроля, который объективно проводят налоговые и иные государственные органы. Налоговый контроль является важным элементом финансового контроля, налогового механизма, а также необходимым условием налогового менеджмента.
Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение организаций новых организационно-правовых форм, а также многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы налогового контроля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1 Понятие налогового контроля и его формы 4
1.2 Налоговое администрирование 14
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 18
2.1 Налоговый контроль в развитых странах 18
2.2 Проблемы контрольно-экономической работы 29
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 33
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы 33
3.2 Повышение эффективности налогового контроля 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 231.06 Кб (Скачать)

Основные элементы налоговой проверки можно представить на схеме:

 

 

Субъектами налоговых проверок являются налоговые органы. Но в  соответствии со ст. 87 НК РФ правом проведения налоговых проверок в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, обладают таможенные органы. Кроме того, согласно 5 п. 2 ст. 36 НК РФ (в редакции Федерального за кона от 2 января 2000 г. № 13ФЗ), органы налоговой полиции при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, вправе проводить проверки налогоплательщиков в соответствии с законодательством РФ. Однако в марте 2003 года президент В.В. Путин расформировал Федеральную службу налоговой полиции и передал её полномочия Министерству внутренних дел РФ.

По этой причине вводится понятие  налоговые администрации. Под ним  подразумеваются все государственные  контролирующие органы, имеющие в  соответствии с законодательством  право на проведение налоговых проверок.

Как правило, объектом налоговой проверки является финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, т.е. все совершённые им финансово-хозяйственные операции. Но именно от вида налоговой проверки зависит то, будет ли в конкретном случае её объектом либо вся совокупность совершённых налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, либо их часть.

Основным базовым методом проведения налоговой проверки является сравнение  данных о финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика, отражённых в первичных документах либо полученными  на основании иной достоверной информации. Частные методы и методы проведения налоговых проверок можно выделить в зависимости от вида проводимой проверки, а также конкретных обстоятельств  её проведения. Но всё равно эти  методы имеют ту же сущность, что  и у базового метода проведения налоговых  проверок, а именно – сравнение  отчётных и фактических показателей  финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо получение  данных, необходимых для такого сравнения.

Формы налогового контроля установлены  Налоговым кодексом, методы же налогового контроля присутствуют в налоговом  законодательстве в неявной форме, т.е. законодательно не установлен перечень приёмов в качестве методов налогового контроля. В связи с этим авторы работ, посвящённых налоговому контролю, по-разному определяют методы налогового контроля.

Необходимо отметить, что формы  и методы налогового контроля существует в неразрывном, органичном единстве. Поэтому при осуществлении налоговой  проверки уполномоченные органы используют проверку документов как приём или способ изучения реального состояния расчётов по налогам с бюджетом. Причём проверка документов будет являться лишь одним из нескольких методов налогового контроля, которые применяются налоговыми органами при проведении своей деятельности в форме налоговых проверок. Таким образом, в рамках одной из форм контроля могут применяться различные методы контроля, иногда даже совпадающие по названию с установленной законодательством формой контроля.

То, что формы и методы осуществления  контрольной деятельности должны быть законодательно регламентированы, имеет  большое значение для защиты и  сохранения баланса интересов налогоплательщиков и контролирующих органов при  осуществлении налогового контроля. Тем не менее, эффективность отдельных  мероприятий налогового контроля во многом зависит от последовательности и сочетания применяемых при  их проведении методов налогового контроля. Именно по этой причине налоговые  органы разрабатывают методические рекомендации, содержащие указания, необходимые  для достижения максимальной эффективности  при осуществлении контрольных  мероприятий.

Примером того, что правовое регулирование  методов и форм контрольной деятельности совершенствуется, является появление  новой правовой формы регламентации  контроля – стандарты контрольной  деятельности. Стандарты контрольной  деятельности устанавливают, как правило, основные единые принципы и требования к профессиональной  
 
квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов. Такие стандарты разрабатываются и применяются контрольными органами во многих странах мира. В России в настоящее время наиболее динамично развивается стандартизация аудиторской деятельности. Стандартизация деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, позволило бы увеличить эффективность их работы, так как это создало бы определённое единообразие применяемых норм налогового законодательства.[11]

1.2 Налоговое администрирование

 

Необходимым условием существования  государства являются налоги. Обязанность  уплаты законно установленных налогов  является всеобщей и имеет публично-правовой характер. В процессе организации  и осуществления государством налоговых  изъятий возникают регулируемые нормами законодательства о налогах  и сборах общественные отношения - налоговые  правоотношения. Поскольку государство  как участник этих правоотношений может  в них принимать участие только опосредовано, то для защиты своих  имущественных интересов оно  должно создать специальные органы, которые осуществляли бы контроль за надлежащим исполнением публичной  обязанности по уплате налогов и  сборов. Эти органы должны быть наделены соответствующими властными полномочиями и для них необходимо определить и закрепить законодательно методы, формы, порядок и характер деятельности. Именно эти специализированные органы призваны осуществлять налоговое администрирование  как часть организационно-управленческой системы реализации налоговых отношений.

Понятие «налоговое администрирование» является относительно  
 
новым, поэтому его сущность ещё недостаточно исследована. Большое распространение получила широкая трактовка налогового администрирования, при которой оно понимается как система управления налогами или как система управления налоговыми отношениями. Но семантически администрирование является более узким понятием по сравнению с управлением. Поэтому процесс государственного администрирования есть лишь часть процесса государственного управления, а налоговое администрирование - часть управления налоговыми отношениями. Исходя из этого, в данном учебном пособии налоговое администрирование понимается в узком смысле. Налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти (налоговых органов) по контролю за соблюдением норм и правил, регулирующих налоговые отношения, и привлечению к ответственности виновных лиц за совершение налоговых правонарушений.[8]

Для реализации своих интересов  при осуществлении налоговых  изъятий государство использует определенные организационно-правовые механизмы. Наибольшее значение имеет  создаваемая государством система  налогового контроля. Налоговый контроль как элемент управления налогообложением призван воспрепятствовать уходу  от налогов, обеспечить своевременность  налоговых поступлений в бюджетную  систему. Именно в рамках налогового контроля происходит реализация государственных  интересов в налоговой сфере.

Государство, как субъект налоговых  правоотношений, опосредует свое участие  в данных правоотношениях через  осуществление полномочий специальными государственными органами, которым  в соответствии с законодательством  предоставлены соответствующие  
 
полномочия. В налоговых отношениях субъектами контроля, наделенными от имени государства властными полномочиями по осуществлению мероприятий налогового контроля, выступают в России  
 
в настоящее время только налоговые и таможенные органы. Налоговые органы - основной субъект налогового контроля, они имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная  налоговая служба и её территориальные  подразделения. Полномочия и правовой статус налоговых органов установлены  Налоговым кодексом РФ и федеральным  законом о налоговых органах. Налоговый кодекс РФ не предусматривает  возможности существования каких-либо других налоговых органов, кроме  ФНС РФ.

Налоговые органы являются автономной частью государственного аппарата; имеют  территориальную организацию, внутреннюю функциональную структуру, установленные  нормативными актами методы и формы  деятельности, компетенцию и т.д.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий. Компетенция налоговых  органов, являясь совокупностью  их прав и обязанностей по определенному  кругу вопросов, выражает сущность правового статуса налоговых  органов. Она закрепляется в налоговом  кодексе и федеральных законах, определяющих правовой статус и регулирующих деятельность налоговых органов. Полномочия налоговых органов реализуются  через действия, совершаемые их должностными лицами, которые также имеют установленный  круг своих прав и обязанностей.

Контрольные полномочия налоговых  органов составляют лишь часть полного  объема их полномочий в сфере налогообложения.  
 
Налоговые органы обладают также полномочиями по привлечению к ответственности за совершение налоговых или административных правонарушений. Однако данные полномочия реализуются не в рамках налогового контроля, а в ходе осуществления производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах. Также налоговые органы имеют полномочия по применению принудительных мер, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате налога.

По результатам своей контрольной  деятельности нижестоящие налоговые  органы предоставляют отчеты вышестоящим  налоговым органам, которые обобщают практику работы, вносят предложения  по совершенствованию законодательства, разрабатывают методические рекомендации. Эти полномочия налоговых органов  реализуются в рамках административных правоотношений в ходе их функционирования как самостоятельного государственного органа.

Важной чертой налоговых органов  является разграничение полномочий между различными уровнями налоговых органов. Основной объем мероприятий налогового контроля выполняется инспекциями ФНС РФ, деятельности которых в основном и посвящено данное пособие.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ

2.1 Налоговый контроль в развитых странах

Налоговый контроль в США

Аналог ФНС  России в Соединенных Штатах Америки  — Служба внутренних доходов. Она  является одной из самых могущественных государственных структур. Чтобы  убедиться в этом, достаточно знать, какими правами обладает эта служба.

В арсенал  налоговых инспекторов США входят различные методы контроля. Но прежде чем рассказать о них, отметим, что  все эти методы подчиняются ряду общих правил.

Во-первых, налоговая  проверка начинается с того, что  налоговый инспектор направляет в адрес налогоплательщика решение  о проверке. Если налогоплательщик не согласится с полученным решением, налоговый инспектор может инициировать проверку через суд.

Во-вторых, по законодательству США Служба внутренних доходов (далее — СВД) обязана  строго соблюдать права и законные интересы налогоплательщиков. Это означает, например, что СВД не может проводить  налоговую проверку налогоплательщика  по непредусмотренным основаниям или  с нарушением таких оснований.

В-третьих, в  рамках проведения проверки налоговых  деклараций СВД имеет право проверять  документы бухгалтерского учета  и принимать объяснения как самого налогоплательщика, так и третьих  лиц. Если в рамках проводимой проверки налоговый инспектор принял решение  проверить бухгалтерские документы  третьих лиц, он должен сообщить об этом проверяемому налогоплательщику.

В США существует три вида налоговых проверок:

    • заочная (проводится путем направления документов в Контрольное управление СВД по почте);
    • камеральная (проводится по месту нахождения СВД);
    • выездная (проводится по месту нахождения налогоплательщика).

Выбор вида налоговой  проверки зависит от комплекса и  сложности поставленных вопросов. Как  правило, камеральные налоговые  проверки проводятся только в отношении  налоговых деклараций и не затрагивают  текущие вопросы осуществления  налогоплательщиком своей деятельности.

Камеральные проверки проводятся в СВД налоговыми аудиторами. В инициативном письме, направляемом налогоплательщику, содержится просьба о встрече с налоговым  аудитором в офисе СВД. Как  правило, в таком письме указывается, какие конкретно документы должен представить налогоплательщик налоговому аудитору.

Выездные  налоговые проверки предназначены  для оценки наиболее сложных налоговых  деклараций физических и юридических  лиц и проводятся в месте осуществления  налогоплательщиком своей деятельности. Выездные проверки предполагают комплексный  анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов. Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами.[4]

Гарантии налогоплательщика при  проверках

Как уже отмечалось, многочисленные права налоговых  инспекторов США компенсируются принципами налогового контроля, которые  проверяющие обязаны соблюдать. Вместе с тем при проведении налоговых  проверок налогоплательщикам законодательно предоставлен ряд гарантий.

Информация о работе Налоговый контроль и способы его совершенствования