Налоговый контроль и способы его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы является актуальной потому, что в настоящее время налоговый контроль в России стал одним из самых значимых для государства видов контроля, который объективно проводят налоговые и иные государственные органы. Налоговый контроль является важным элементом финансового контроля, налогового механизма, а также необходимым условием налогового менеджмента.
Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение организаций новых организационно-правовых форм, а также многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы налогового контроля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1 Понятие налогового контроля и его формы 4
1.2 Налоговое администрирование 14
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 18
2.1 Налоговый контроль в развитых странах 18
2.2 Проблемы контрольно-экономической работы 29
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 33
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы 33
3.2 Повышение эффективности налогового контроля 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 231.06 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовая академия при  Правительстве Российской Федерации»

(Финакадемия)

«Ростовский финансово-экономический  колледж» - филиал Финакадемии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на  тему:

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И СПОСОБЫ ЕГО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность 080106 Финансы (по отраслям)

Специализация Государственные и муниципальные финансы

 

 

Выполнил студент 21 группы

очной формы обучения

Звягин Никита Владимирович

 

 

 

Научный руководитель: Бутук

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 4

1.1 Понятие налогового контроля и его формы 4

1.2 Налоговое администрирование 14

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 18

2.1 Налоговый контроль в развитых странах 18

2.2 Проблемы контрольно-экономической работы 29

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО  КОНТРОЛЯ 33

3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы 33

3.2 Повышение эффективности налогового контроля 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной работы является актуальной потому, что  в настоящее время налоговый  контроль в России стал одним из самых значимых для государства  видов контроля, который объективно проводят налоговые и иные государственные  органы. Налоговый контроль является важным элементом финансового контроля, налогового механизма, а также необходимым  условием налогового менеджмента.

Переход всего  народного хозяйства страны к  рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение  организаций новых организационно-правовых форм, а также многообразных форм собственности коренным образом  повлияли на механизм системы налогового контроля.

Назначение  налогового контроля заключается в  содействии успешной реализации финансовой и налоговой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях  народного хозяйства. Налоговый  контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Одно из требований к налоговому контролю вытекает из известного с древности принципа налогообложения - контроль должен приносить  значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение. В связи с этим налоговыми органами уделяется огромная роль предварительному отбору налогоплательщиков, потенциально склонных к нарушению налогового законодательства, с целью последующего проведения налогового контроля.

В данной работе определим понятие, содержание налогового контроля. Также рассмотрим организацию  налогового контроля, его цели и  механизм проведения налоговых проверок.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах в порядке, установленном Кодексом. 
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом. [18]

1.1 Понятие налогового контроля и его формы

 

Налоговый контроль является самостоятельным  правовым институтом налогового права  – подотрасли финансового права. В состав налогового контроля входят не только нормы, регулирующие отношения  в области учёта налогоплательщиков и проведения контрольных налоговых  мероприятий, но и нормы регулирующие отношения в области налогового контроля  за крупными расходами  физических лиц.

 В научной литературе существует  множество понятий налогового  контроля.

Одни специалисты придерживаются мнения, что нужно выделять в качестве самостоятельного институт налогового контроля институт ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Более того, он считает, что в составе институтов уже сложились субинституты, такие, как, например, совокупность норм, регулирующих проведение налоговых проверок.

Ростовские ученые имеют две точки зрения на налоговой контроль: Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательствa. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование. [10]

Так же есть специалисты, которые считают  налоговый контроль специализированным (только в отношении налогов и сборов) надведомственным (вне рамок ведомств) государственным контролем. Налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приёмов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательствами и правильностью исчисления, полноту и своевременностью внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд. [5]

В настоящее время правовой инструментарий налогового контроля развивается. Развиваются также и разнообразные формы и методы осуществления контрольных мероприятий, появляются специальные контрольные налоговые режимы в рамках налогового контроля (такие, например, как режим налогового склада – ст. 197 НК РФ), а также детализируется правовое регулирование налогового контроля. В связи с этим представление о налоговом контроле исключительно как о совокупности законодательно установленных приёмов и способов контроля хоть и со ответствует сущности налогового контроля, но не охватывает всю сложность и полноту этого вопроса.

Общеизвестно, что контрольный  процесс реализуется в ходе деятельности специально уполномоченных в сфере  налоговых отношений налоговых  или таможенных органов. Помимо этого  налоговое законодательство вводит ещё ряд государственных органов  и лиц (например, регистрирующих органов, нотариусов и др.), которые играют роль в деятельности налоговых органов. Важное значение для осуществления  контрольной деятельности имеет  обмен соответствующей информацией  различных государственных органов (ст. 82 НК РФ). Налогоплательщики, налоговые  агенты и другие лица, деятельность которых подлежит проверке, активно  защищают свои права в ходе осуществления  учёта в налоговом органе или  налоговых проверок. Более того, налоговой контроль начинается раньше, чем у конкретного налогоплательщика  появляется обязанность по уплате налога. Это проявляется через процедуру  постановки налогоплательщика на учёт в налоговом органе, что является составной частью системы налогового контроля. Так как учёт организаций  и индивидуальных предпринимателей осуществляется в заявительном порядке, инициатором процедуры учёта  является сам налогоплательщик, исполняющий  возложенную на него законодателем  обязанность по подаче заявления  в налоговый орган.

Таким образом, налоговый контроль можно определить как составную  часть формируемого государством организационно-правового  механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц  в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для  осуществления принудительных налоговых  изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговый контроль является видом  деятельности уполномоченных государственных  органов. В этом виде деятельности можно  выделить основные элементы: субъект  налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган); объект контроля; формы и методы (методики) контроля; мероприятия налогового контроля и  порядок их осуществления. Поскольку  система элементов налогового контроля постоянно совершенствуется, усложняется, у неё появляются новые свойства, то со временем в качестве самостоятельных  могут выделиться и иные элементы налогового контроля. Все перечисленные  элементы налогового контроля являются предметом правового налогового регулирования.

Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах. Формы  налогового контроля – это комплекс определённых мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе (иллюстрирует схема №1).

 Схема№1

 

 

 

 

 

 

 

 

У каждой формы налогового контроля есть своё назначение в системе налогового контроля.

Учёт налогоплательщиков обеспечивает формирование единой базы данных обо  всех подлежащих налоговому контролю объектах. Эта база данных формируется в виде единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Оперативнобухгалтерский учёт налоговых  платежей налоговыми органами обеспечивает контроль полноты и своевременности  поступлений начисленных налогов  и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды. Оперативнобухгалтерский учёт осуществляется путём ведения лицевых  счетов, отправляемых ежегодно на каждого  налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых отражаются суммы  начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых  органов, суммы начислений пеней  и тарифных санкций, а также данные о фактическом поступлении начисленных  сумм в бюджет и внебюджетные фонды.

Контроль соответствия расходов физических лиц их доходам является контролем  за полнотой уплаты налогов физическими  лицами. Осуществляется он путём сопоставления  данных об их доходах, указанных в  представленных в налоговые органы декларациях, с данными о фактически произведённых ими расходах. В  сущности, это является камеральной  проверкой деклараций о доходах  физических лиц, но так как имеется  некоторые специфические особенности, то требуется выделение этого  вида контроля в самостоятельную  форму налогового контроля, требующего соответствующего законодательного и  организационного обеспечения.

Налоговые проверки являются самым  важным элементом системы налогового контроля. Именно с их помощью осуществляется непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов  и сборов, который может быть реализован только путём сопоставления представляемых налогоплательщиком налоговых расчётов (деклараций) с фактическими данными  о его финансово-хозяйственной  деятельности. И именно поэтому налоговые  проверки среди иных форм налогового контроля поставлены на первое место (ст. 82 НК РФ). Но нужно помнить, что роль других форм налогового контроля также важна, а максимальной эффективности налоговых проверок как формы налогового контроля можно достигнуть только через очень близкое взаимодействие с другими его формами. Взаимосвязь различных форм налогового контроля можно представить в виде схемы.

Схема №2

 

 

 

 

 

Налоговые проверки охватывают всю  отчётность налогоплательщиков, представляемую в налоговые органы в установленном  порядке. В результате проверок отражаются суммы налогов, пени и штрафных санкций, начисленных как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом. В  то же время данные оперативнобухгалтерского учёта о фактическом состоянии  лицевых счетов налогоплательщиков и учётные данные о налогоплательщиках являются одной из важных составляющих информации, используемой при проведении налоговых проверок. Несоответствия имеющейся в налоговом органе учётной информации фактическим  данным, выявленные в ходе проверок, используются для уточнения учётной  информации и привлечения налогоплательщиков к ответственности за несоблюдение налогового учёта.

Нужно отметить тот факт, что до проведения экономических реформ 1990х  гг. теоретической и практической разработкой методов и форм проведения контроля занималась в основном экономическая  наука. Именно она занималась созданием  теоретической базы и проводила  классификацию различных форм и  методов осуществления контроля. Это можно объяснить тем, что  в условиях плановой экономики подконтрольная организация действовала в жёстко заданных рамках и не имела существенной самостоятельности в сфере экономической  деятельности. В связи с этим выбор  метода контроля, как правило, не приводил к каким-либо значительным правовым последствиям для самой организации. Юридическое значение имел лишь результат  контрольной деятельности. Скорее всего, это и было причиной того, что  проблемы контроля и методы его осуществления  мало освещались в юридической литературе.

На сегодняшний день, когда гражданский  оборот активно развивается, и его  субъекты имеют полную экономическую  самостоятельность, методы и формы  осуществления контрольной деятельности в сфере налогообложения трансформировались. У них появилась юридическая  значимость, и это нашло своё отражение  в налоговом законодательстве. Неправильный выбор формы, приёма и способа  осуществления налогового контроля, в том числе несоблюдение регламентированного  законом порядка осуществления  контрольной деятельности, может  привести к тому, что решения, принятые на основании результатов налогового контроля, проведённого неправомерно, могут отменить. Могут также признать недействительными ненормативные  акты контролирующих органов, а иногда и взыскать ущерб, причинённый в результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д.

Деятельность налоговых и других уполномоченных органов ведётся  в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и  формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых  проверок, их специфические особенности  применительно к различным задачам  и объектам налогового контроля. Причём все действия налоговых органов  должны соответствовать правовым нормам. В связи с этим, глубокое изучение форм и методов осуществления  налогового контроля приобретает особое значение.

Информация о работе Налоговый контроль и способы его совершенствования