Налоги на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги - наиболее действенный инструмент регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Файлы: 1 файл

основы ндс.docx

— 108.89 Кб (Скачать)

       

     
БЮДЖЕТ

 
            Организации, осуществляющие переработку сельскохозяйс-

            твенного  сырья, и организации,

            применяющие специальный налоговый  режим для юридичес-

            ких лиц-производителей сельскохо-

            зяйственной продукции  и сельских

            потребительских кооперативов уменьшается на 70%.


 

     Схема 1 Сумма НДС, вносимая в бюджет. 

     На  момент введения НДС в Казахстане этот налог успешно применялся в 43 странах мира, и его применение является обязательным условием для  вхождения государств в Европейское Экономическое Сообщество.                  Налог на добавленную стоимость явился одним из новых элементов введенных в налоговую систему РК в декабре 1991г. Это несло на себе отпечаток всех процессов, происходящих тогда в постсоветском обществе. Именно в это время Казахстан обрел официальный статус суверенного государства. Финансово-кредитная система, перешедшая в наследство от "союзного" прошлого носила отпечаток прежней административно-командной системы и не отвечала требованиям молодого государства, ставшего на рыночный путь экономического развития. Поэтому одним из первых законодательных актов, принятых Верховным Советом Республики явились законы "О налоговой системе в РК" и "О бюджетной системе РК", которыми непросто реформировалась действовавшая финансовая система, а создавалась новая, с учетом прогрессивных тенденций в мировой практике налогообложения. Ключевым моментом в совершенствовании этой системы и стало введение налога на добавленную стоимость вместо действовавшего ранее налога с оборота.

     Взимание  налога на добавленную стоимость  имело существенные преимущества: значительно  расширилась база обложения за счет его использования на всех стадиях  производства. Весомым аргументом в  пользу этого налога стал мировой  опыт построения налоговой системы. Практика развитых зарубежных стран  показала, что косвенные налоги постепенно эволюционизировали к единому, равномерно распределяемому налогу на добавленную  стоимость, не обременяющему какую-либо группу товаров и не реформирующую  финансовые пропорции в народном хозяйстве.

 Исходя  из классификации налогов по  степени оценки объекта обложения,  налог на добавленную стоимость  относится к реальным налогам.  Уплата его определяется лишь  характером совершаемой сделки  и не принимает в расчет  финансовое состояние субъекта  налогообложения. 

Налог на добавленную стоимость в системе  налогообложения относится к  косвенным налогам, т.е. взимается  с потребителей товаров, работ и  услуг путем включения в цену. Налог на добавленную стоимость  отражает экономическую реализацию государственной собственности. С  его помощью государство изымает  часть чистого дохода у производственных и торговых посредников за возможность  получения ими чистого дохода.

 Как  и все косвенные налоги, налог  на добавленную стоимость выполняет  преимущественно фискальную роль, при его введении преследовалась  также цель обеспечения госбюджета  надежным и эффективным источником  доходов. Он является одним  из эффективных средств предотвращения  инфляционного обесценивания бюджетных средств, т.к. прямо связывает налоговые поступления с ростом цен.

С помощью  налога на добавленную стоимость  регулируется сфера потребления, и  основной целью его применения в  высоко развитых промышленных странах  является стремление к снижению платежеспособного  спроса, чтобы избежать так называемого "разогрева экономики".

Другим  экономическим содержанием налога на добавленную стоимость является то, что ему присуща высокая  налоговая дисциплина, саморегуляция, автоматическое освобождение от налога производственных затрат.

 Из  всех вышеперечисленных функций  налога на добавленную стоимость  в момент его введения в  Казахстане все же доминирующей  была и остается фискальная  функция. Удельный вес налога  на добавленную стоимость в  доходах государственного бюджета  за период с 1992 (35,4 %) по 2000 (10,2 %) годы неуклонно снижался, причинами  чего является не только снижение  объемов производства, но и противоречия  между экономической сущностью  налога и особенностями его  применения в экономической ситуации  сложившейся в Казахстане. При  введении налога на добавленную  стоимость не было спрогнозировано  влияние налога на производственные  отношения, не проанализированы  функции этого налога с учетом  казахстанской конъюнктуры. На  момент введения налога на  добавленную стоимость господствовал  натуральный обмен, и экономика  характеризовалась спадом производства, всеобщим дефицитом товаров и  услуг и быстрорастущей инфляцией.  Введение в этот период налога  на добавленную стоимость со  ставкой 28 % еще более усугубило  ситуацию, ускорило рост цен и  снижение покупной способности.  В результате большинство промышленных  и сельскохозяйственных предприятий  оказалось не в состоянии обеспечить  не только самофинансирование, но  и простое воспроизводство. В  связи с этим позднее ставка  была снижена до 20%,а по некоторым  продовольственным товарам и  сельскохозяйственным продуктом  до 10 %. С 1 июля 2001 г. ставка налога  на добавленную стоимость составляла - 16 %. Но  ставка налога на добавленную  стоимость с 2009 года стала   равна 12 процентам. Это сделало  казахстанскую ставку НДС одной  из самых низких в мире среди  стандартных ставок этого налога, при этом начиная с 2009 года  был предусмотрен поэтапный переход  на возврат всего превышения  суммы НДС.

Возможность снижения ставки налога на добавленную  стоимость до 12 процентов появилась  в условиях, когда в экономике  республики наблюдаются позитивная динамика, стабильный экономический  рост, что благотворно влияет на налоговые отчисления, наполняемость и сбалансированность бюджета.

За счет снижения ставки НДС у налогоплательщиков будут меньше отвлекаться оборотные  средства, особенно это будет ощутимо  для предприятий, у которых торгово - производственный цикл составляет три  и более месяцев, очень высока доля живого труда и основная масса  увеличения стоимости товара приходиться  на последнюю фазу производства. Снижение ставки позволяет таким предприятиям экономить оборотные средства и  снижает налоговую нагрузку.

Вместе  с тем снижение ставки НДС приведет к резкому сокращению поступлений  по налогу на добавленную стоимость  в республиканский бюджет. Поэтому, чтобы не допустить срыв финансирования социальных программ, на налоговые  органы ложится большая ответственность  по обеспечению доходной части бюджета.

Налог на добавленную стоимость предполагалось целиком направлять в госбюджет. Но вскоре пришлось передать часть  его регионам. Налог на добавленную  стоимость чаще всего служит региональным налогом. Например, в США налог  на добавленную стоимость - это один из основных финансовых источников штатов, отчисления, от которого получают города.

 Рассматривая  налог на добавленную стоимость,  успешно применяемый в странах  с развитой рыночной экономикой, нельзя забывать о том, что  там он является элементом  политики сдерживания производства, проводимой с целью предотвращения  кризиса перепроизводства, вытеснения  с рынка слабых производителей. Применение этого налога в  условиях гипертрофированного монитаризма  и товарного дефицита полностью  перекладывает его бремя на  потребителя, усугубляя и без  того быстрорастущую инфляцию. При  этом в развитых странах налог  на добавленную стоимость вводится  не только в качестве тотальной  меры и ставка практически  никогда не превышает 20 %.

 Существует  несколько форм налога на добавленную  стоимость. Одна из них связана  с доходами предприятия и агрегированная  база этого налога является  той же, что и база общего  подоходного налога.

 Другой  способ начисления налога на  добавленную стоимость основан  на зачетном методе (в международной  практике – метод налогового  кредита). Зачетный метод исчисления  налога на добавленную стоимость  используется всеми странами  ЕЭС и большинством государств, применяющих налог на добавленную  стоимость.  В Казахстане этот  метод исчисления принят в  1995 году, и сохраняется в Налоговом  Кодексе.

 Зачетный  метод строится на вычете налога, уплаченного при приобретении  товаров (товаров, услуг), из суммы  налога, начисленной по реализованной  продукции. Таким образом, уплате  в бюджет подлежит не вся  сумма начисленного налога, а   только разница между налогом   по облагаемому обороту  и   зачетной суммы налога на добавленную  стоимость. 

 В  целом положения по налогу  на добавленную стоимость, представленные  в Налоговом  Кодексе сохранили  свою преемственность.   

 Изучив  накопленный за эти годы опыт, мы можем сказать, что НДС  прочно вошел в налоговую систему  Казахстана. Он имеет свои достоинства,  и недостатки. С его помощью  не удалось сразу решить все  финансовые проблемы, накопившиеся  в стране. Да это вряд ли  было возможно, так как решить  их может только масштабный  комплекс мер. Но и в целом  он имеет позитивное значение  и, на наш взгляд, будет функционировать  в Казахстане и в обозримом  будущем.

Исполнение  НДС на 01.12.2011 года в сравнении  с аналогичным периодом прошлого года (2010) тыс. тг

Наименование  платежа Факт  ГБ   на 01.12.2010 г. План  ГБ   на 01.12.2011 г. Факт  ГБ    на 01.12.2011 г. Отклонение (гр.4-гр.3)           %  (гр.4/гр.3)     Отклонение (гр.4-гр.2)                  темп  роста, в % (гр.4/гр.2) 
  НДС на товары внутреннего  производства 267 893 952 258 863 547 305 957 091 47 093 544 118,2 38 063 139 114,2
НДС на импортируемые товары, всего 389 519 600 525 052 540 543 531 951 18 479 411 103,5 154 012 351 139,5

2.3 Финансовый учет расчетов с бюджетом по НДС и отражение НДС в налоговой и финансовой отчетностимость учет бюджет

Действующим налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрено исполнение налогового обязательства по составлению  и представлению налоговой отчетности налогоплательщиками самостоятельно в установленном порядке и  сроки.

     Налоговая отчетность составляется налогоплательщиком, налоговым агентом, либо их представителями в порядке и по формам, установленным уполномоченным государственным органом в соответствии с Налоговым кодексом. Налоговая отчетность составляется на бумажном и (или) электронных носителях на государственном или русском языке.

     Налогоплательщики вправе представлять налоговую отчетность по выбору:

  • в явочном порядке;
  • по почте заказным письмом с уведомлением;
  • в электронном виде.

     Если  налогоплательщик желает представлять декларацию в электронном виде, он должен предварительно зарегистрироваться в Налоговом комитете по месту  регистрации, как плательщик, сдающий  налоговую отчетность в электронном  виде. Процесс регистрации налогоплательщика  включает в себя:

     1) Подачу Заявления об обмене  электронными документами с налоговым  органом (форма 009.00);

     2) Заключение типового соглашения  об использовании и признании  электронной цифровой подписи  в электронных документах;

     3) Выпуск Налоговым Управлением  криптографических ключей для  налогоплательщика и запись их  на магнитный носитель (дискету).

     При составлении налоговой отчетности в электронном виде электронный  документ должен быть заверен электронной  цифровой подписью налогоплательщика. Ответственность за достоверность  данных, указанных в налоговой  отчетности, возлагается на налогоплательщика.

     При составлении налоговой отчетности на электронных носителях налогоплательщики  обязаны по требованию уполномоченного  государственного органа представлять копии таких документов на бумажных носителях.

     Электронные формы налоговой отчетности передаются в Налоговое управление с помощью  программ, разработанных Минфином РК: ИСИД, НДС, ЭФНО, СОНО, Кабинет налогоплательщика.

     Налоговая отчетность предприятия ТОО «Ника-К» составляется в порядке, утвержденном Правилами составления форм налоговой отчетности Министерства финансов Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”.

     Согласно  статьи 270 Налогового кодекса, плательщики  налога на добавленную стоимость  обязан предоставить декларацию по налогу на добавленную стоимость за каждый налоговый период не позднее 15 числа  второго месяца, следующего за налоговым  периодом.

Информация о работе Налоги на добавленную стоимость