Налоги, их сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа

Краткое описание

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
защита территории;
выполнение управляющих и распределительных функций;
поддержание внутреннего порядка;
сбор налогов и податей с населения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………... 4
1 Возникновение и эволюция налогов……………………………………... 5
2 Экономическая сущность налогов и их функции……………………….. 14
3 Налоги, действующие на территории Республики Беларусь…………… 19
4 Проблемы совершенствования построения налогового механизма……. 23
Заключение…………………………………………………………………... 29
Список использованных источников………………………………………. 32
Приложение

Файлы: 1 файл

оригинал.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

     Из  полученной брутто-прибыли уплачиваются промысловый и земельный налоги, оставшаяся часть делится на распределяемую и не распределяемую и облагается корпорационным налогом соответственно по ставкам 56 и 36%.

     Приведенные данные о порядке исчисления налогооблагаемой прибыли свидетельствуют о том, что при всем разнообразии списания затрат на производство в каждой стране единым остается сам принцип, заключающийся в том, что затраты связываются с процессом производства и его обеспечением.

     Включения в себестоимость несвойственных ей налоговых статей не наблюдается.

     Кроме того, предприятиям предоставляется  широкая возможность для совершенствования  производства, проведения научных исследований, повышения квалификации кадров, покрытия возникающих убытков. Последнее  заслуживает особого внимания, так как государство, давая убыточным предприятиям, шанс выйти из финансового кризиса, заботится и о сохранении на будущее налогооблагаемой базы.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что методика исчисления прибыли в рассмотренных примерах и ее облагаемой части несопоставима с порядком, принятым в нашей стране, а потому некорректно сравнивать и ставки налога на прибыль.

     В отношении налога на прибыль и  доходы предприятий в первую очередь  предстоит изменить порядок определения  базы налогообложения, с тем, чтобы максимально исключить из нее все обоснованные расходы, необходимые для осуществления экономической деятельности организаций [5, с. 6].

     В целях компенсации потерь бюджета  необходим кардинальный пересмотр  налоговых льгот и отказ от большинства из них.

     С одной стороны, это обеспечит  равное и справедливое налогообложение  доходов отечественных производителей, а с другой - позволит расширить  базу налогообложения.

     Кроме того, в условиях недостатка финансовых ресурсов, снижение налогового давления на предприятия, по нашему мнению, может быть достигнуто изменением ставки налога на прибыль с 24% до 20%. Это приведет к повышению инвестиционного потенциала отечественных предприятий, а также, будет способствовать легализации теневых доходов, и предотвратит возможный отток прибыли в Россию.

     Наряду  с налогом на прибыль подоходный налог с физических лиц является одним из важнейших прямых налогов.

     Предстоит осуществить реформу налогообложения  доходов граждан. В мероприятиях по совершенствованию налоговой системы ему уделяется незаслуженно мало внимания. В то же время реформирование подоходного налога, предусматривающее увеличение доходов граждан, даст возможность, во-первых, снизить налоговую нагрузку, во-вторых, - вовлечь доходы населения в реальный сектор экономики.

     Немаловажным  является представления выбора приоритетов в предоставлении налоговых льгот и вычетов с целью стимулирования инвестиционной и профессиональной деятельности граждан. Хотя в налоговом законодательстве уже происходят некоторые положительные перемены в области стимулирования инвестиционной деятельности граждан.

     Таким образом, предлагаемые в данной главе работы направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь приведут к снижению налоговых доходов государственного бюджета на первоначальном этапе введения. Компенсировать выпадающие бюджетные доходы на переходном этапе можно, в основном, за счет активизации неналоговых источников, главным образом доходами от приватизации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В результате исследования, проводимого  в курсовой работе, можно сделать  следующие выводы:

     1. Налоги появились давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

     2. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

     3. Экономическая сущность налогов вытекает  из сущности финансов. Исходным условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая – в доход государства.

     4. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. В современных условиях налоги выполняют такие функции, как фискальную, распределительную, стимулирующую, регулирующую и контрольную.

     5. Налоги классифицируются по разным признакам: по способу взимания, объектам и субъектам налогообложения, уровню восстановления и видам налоговых ставок.

     6. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

      7. В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

     8. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Налоговым Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.

     9. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К ним относятся: налог на услуги; налог за владение собаками; сбор на развитие территорий; курортный сбор; сбор с заготовителей.

     10. По налогу на добавленную стоимость. Белорусская модель НДС имеет ряд существенных недостатков, основными из которых являются достаточно высокая по мировым меркам основная ставка налога (20%) и излишне широкий круг товаров, работ, услуг (в том числе и социально значимые), что ведет к удорожанию отечественных товаров, делает невыгодными по сравнению с приобретением в других странах, где уровень косвенных налогов ниже, что в свою очередь снижает покупательную населения и потребительный спрос и, следовательно, не стимулирует производство.

     11. Из-за одновременного существования бухгалтерского и налогового учета даты поступления выручки и уплаты налога не согласованы, и в определенных случаях организациям приходится уплачивать налог до получения выручки за реализованную продукцию, отвлекая тем самым средства от производственного потребления, что, в конечном счете, ведет к удорожанию товаров и, следовательно, усилению бремени на потребителя.

Поэтому в работе рекомендуется:

- дальнейшее  снижение ставки НДС

- пересмотр  существующих льгот по данному  налогу, исключив из объекта обложения обороты по реализации социально значимых товаров, работ, услуг;

- согласование  сроков уплаты налога со сроками  поступления выручки.

     12. По платежам из фонда оплаты труда. Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда является чрезмерно высокой и составляет около 34%. Рост данных платежей увеличивает издержки производства, за ними вверх идут цены, затем должна повышаться заработная плата, то есть провоцируется новый виток инфляции. Чрезмерное налогообложение зарплаты побуждает налогоплательщиков избегать вложения капитала в развитие трудоемких отраслей или изыскивать легальные и нелегальные способы сокрытия от налогообложения фонда заработной платы.

Поэтому в работе предлагается:

- объединить  все платежи от фонда оплаты  труда, включая платежи в ФСЗН, в единый социальный налог;

- снизить  налоговое бремя на фонд заработной  платы до 26%.

     13. По налогу на прибыль. Если ставки налога на прибыль в Республике Беларусь еще сопоставимы со ставками в развитых странах, то методика исчисления прибыли в данных странах и ее облагаемой части (из которой исключаются все затраты, связанные с процессом производства и его обеспечением) не сопоставима с порядком, принятым в нашей стране, что говорит о том, что в Республике Беларусь более высокий уровень налогообложения, а это не по силам отечественным предприятиям.

Поэтому считаем необходимым:

- максимально  исключить из налогооблагаемой  базы все обоснованные расходы,  необходимые для осуществления  экономической деятельности организаций;

- снизить  ставку налога с 24% до 20%.

     14. По подоходному налогу с физических лиц. Существующее подоходное налогообложение слабо стимулирует граждан к развитию инвестиционной и профессиональной деятельности, что обусловлено недостаточностью льгот и вычетов данного характера.

В этой связи автором предлагается:

- расширить  налоговые льготы и вычеты  с целью стимулирования инвестиционной  и профессиональной деятельности  граждан.

     15. Большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов - республиканских, местных, целевых, внебюджетных осложняет налогообложение.

В связи  с чем, по мнению автора, целесообразно:

- свести  состав и количество республиканских  налогов и сборов к общепринятому  стандартному минимуму из 7 - 8 основных  налогов (индивидуальный подоходный  налог, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы, НДС, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги);

- упростить  и сделать прозрачным налоговое  законодательство. В условиях Республики  Беларусь непоследовательность  налоговой политики, неясность принятых законов и подзаконных актов, регулирующих налогообложение, ведут к их произвольной трактовке налоговыми органами.

     16. Для проведения данной реформы, которая на первоначальном этапе приведет к снижению поступлений в бюджет, необходимо активизировать неналоговые источники, в первую очередь доходы от приватизации.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

    
  1. Адаменкова, С.И. Налоги-2010. Ценообразование. Пособие  / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик, Л.И. Тарарышкина / Под. общей ред. Адаменковой С.И. – Минск: Элайда, 2010. – 394 с.
  2. Бобоев, М.Р. Налоги и налогообложение в СНГ: учебное пособие / М.Р. Бобоев, Н.Т. Мамбеталиев /  Под ред. А.П. Починка, Л.П. Павловой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 423 с.
  3. Государственное управление: политика в действии / Ред. кол.: В.В. Русакевич и др. – Минск: Акад. упр. При Президенте РБ, 2000. – 472 с.
  4. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Коммент. В. Ф. Чигира. - Минск: Амалфея, 1999.
  5. Гусева, Т.А. Проблемы совершенствования механизма налогового контроля и порядка привлечения к налоговой ответственности / Т.А. Гусева // Юридический виртуальный клуб [Электронный ресурс]. – 2001. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/consultation1/?p=130. – Дата доступа: 14.11.2010.
  6. Дейко, А. (Министерство по налогам и сборам РБ). Налоги – залог стабильности государства / А. Дейко // Беларуская думка. – 2006. - № 5. – С. 61-69.
  7. Демчук Н.Н. Разработка налогового механизма стимулирования развития инновационной деятельности предприятий: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05 / А.П. Дидович; Белорус. гос. политехн. академия. – Минск, 1999. - 21 с.
  8. Дидович А.П. Измерение и регулирование занятости с помощью налогового механизма: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.07 / А.П. Дидович. Иркутск, 1996. – 22 с.
  9. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
  10. Кучерев, И.И Налоги и криминал: Историко-правовой анализ / И.И. Кучерев. – М.: Первая Образцовая типография, 2000. – 351 с.
  11. Миронова, Т.Н. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2002. – 85 с.
  12. Налоги – 2010: все об изменениях в порядке налогообложения / [Н.Е. Нехай и др.]. – Минск: Промкомплекс, 2010. – 194 с.
  13. Налоги, сборы (пошлины), уплачиваемые в бюджет Республики Беларусь в 2010 году [Электронный ресурс]. – 2010. - Режим доступа: http://www.nalog.by/obzor/. - Дата доступа: 14.11.2010.
  14. Налоги: Учебник для вузов / Н.Н. Селезнева, Н.Д. Эрнашвили, О.В. Староверова // Под ред. Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2001. – 444 с.
  15. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 19 дек. 2002г. № 166-3 // Информационно-справочный портал Беларуси [Электронный ресурс]. – 2008-2010. - Режим доступа: http://www.tamby.info/kodeks/nk.htm. - Дата доступа: 14.11.2010.
  16. Налоговый механизм: теория и практика: Налоги. Таможенно-тарифное регулирование. Учет и контроль. Ценообразование: пособие / С.И. Адаменкова, [и др.]; под ред. С.И. Адаменковой. – 4-е изд., доп. и перераб. – Минск: Элайда, 2007. – 608 с.
  17. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь: Учебник для вузов / У. Базепер [и др.]. – Питер, 2000. – 791 с.
  18. Пузырев, М. Налоги и бюджет – 2009 / М. Пузырев // Юрист РБ. – 2008. - № 11. – С. 107-112.
  19. Стасенко В.А. Налоговый механизм регулирования экономики: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05 / В.А. Стасенко; Научно-исслед. экон. институт. – Минск, 1997. - 21 с.
  20. Теория налогов: Учеб. / Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ, 2002. – 220 с.
  21. Теория финансов: Учеб. пособие  / Н.Е Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. – Минск: Высшая школа, 1997. – 368 с.
  22. Черник, Д.Г. Основы налоговой системы: Учебник для вузов по экон. спец. / Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 200. – 511 с.

Информация о работе Налоги, их сущность и содержание