Налоги, их сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа

Краткое описание

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
защита территории;
выполнение управляющих и распределительных функций;
поддержание внутреннего порядка;
сбор налогов и податей с населения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………... 4
1 Возникновение и эволюция налогов……………………………………... 5
2 Экономическая сущность налогов и их функции……………………….. 14
3 Налоги, действующие на территории Республики Беларусь…………… 19
4 Проблемы совершенствования построения налогового механизма……. 23
Заключение…………………………………………………………………... 29
Список использованных источников………………………………………. 32
Приложение

Файлы: 1 файл

оригинал.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

     Все функции налогов тесно взаимосвязаны  и реализуется в совокупности.

     Существует  множество подходов классификации  налогов, основные из них следующие:

По способу изъятия и признаку переложимости различают:

1. Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества 
или доходов плательщика, и окончательным плательщиком которых является владелец имущества (дохода), т. е. юридический и фактический плательщики совпадают.

2. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

       - акцизы, которые в настоящее время делятся на индивидуальные (обложение по строго определенной группе товаров — по сырью, полуфабрикатам, готовой продукции, мощности оборудования) и универсальные (обложение по всем товарам). Универсальные косвенные налоги часто называют налогами с оборота, которые в свою очередь делятся на: однократные, многократные и налог на добавленную стоимость;

   - государственные фискальные монополии, которые делятся на полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво). Основная цель их взимания состоит в увеличении доходов государственного бюджета;

   - таможенные пошлины, которыми облагаются товары при совершении экспортно-импортных операций. [16, с. 24]

По принадлежности органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает и уровня управления налоги классифицируются следующим образом:

  1. в унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского и местных бюджетов. Соответственно существуют: республиканские (государственные) налоги, устанавливаемые верховной властью, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты. Такая бюджетная система функционирует в Республике Беларусь, Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты;
  2. в федеративных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, имеются федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система функционирует в Германий, где членами федерации являются земли, имеющие свои бюджеты. Для России также характерно трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные (территориальные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. [16, с. 25]

По целевой направленности введения налогов различают:

  • общие (абстрактные) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
  • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд. [16, с. 25]

В зависимости от субьекта-налогоплательшика выделяют:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);
  • смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица. [16, с. 25]

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

  • закрепленные налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета;
  • регулирующие налоги, которые используются для сбалансирования бюджетов в текущем году. Размеры распределения устанавливаются ежегодно. [16, с. 25]

По порядку введения налоги могут быть:

  • общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
  • факультативными, предусмотренными основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления. [16, с. 25]

    Таким образом, экономическая сущность налогов вытекает  из сущности финансов. Исходным условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая – в доход государства.

    Сущность  налогов наиболее полно проявляется  в их функциях. В современных условиях налоги выполняют такие функции, как фискальную, распределительную, стимулирующую, регулирующую и контрольную.

    Налоги  классифицируются по разным признакам: по способу взимания, объектам и субъектам налогообложения, уровню восстановления и видам налоговых ставок.

    Совокупность  налогов, взимаемых в государстве, включая различные формы и методы их построения, исчисления и налоговый контроль составляют такое понятие как налоговая система.

    Международная классификация налогов служит для сопоставления и гармонизации налоговых систем различных стран.

 

    3 Виды налогов, действующих на территории Республики Беларусь

 
 
 
 
 

     Система налогов и сборов любого государства  довольно обширна несмотря на то, что отдельный налогоплательщик, как правило, уплачивает ограниченное число налоговых платежей. Это порождает определенные трудности в классификации налогов в контексте выработки единого основания, по которому возможно было бы классифицировать всю совокупность налогов и сборов, уплачиваемых на территории определенного государства. В связи с этим в учебной и монографической литературе приводится достаточно большое количество системообразующих критериев, позволяющих сгруппировать налоги по определенным видам.

     По органу, осуществляющему взимание налоговых платежей они подразделяются на:

    а) республиканские,

    б) местные,

    в) внебюджетные. [1, с. 49]

     Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь (статья 7 НК РБ).

     К республиканским налогам относятся (статья 8 НК РБ):

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;

    • налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
  • сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • консульский сбор;
  • государственная пошлина;
  • патентные пошлины;

    • таможенные пошлины и таможенные сборы. [1, с. 49]

             Порядок установления республиканских налогов, сборов (пошлин) (статья 11 НК РБ)

     Установление, введение, изменение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс либо Президентом Республики Беларусь.

     Законы об установлении, введении новых, помимо предусмотренных Кодексом, или прекращении действия введенных республиканских налогов, сборов (пошлин), а также о внесении изменений в действующие республиканские налоги, сборы (пошлины) в части определения плательщиков, налоговых ставок, налоговой базы, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом о принятия. В исключительных случаях указанные законы могут приниматься при уточнении бюджета Республики Беларусь на текущий финансовый (бюджетный) год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

     Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутат в соответствии с Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях (статья 7 НК РБ).

     К местным налогам и сборам относятся (статья 9 НК РБ):

  • налог на услуги;
  • сбор на развитие территорий;
  • налог за владение собаками;
  • курортный сбор;
  • сбор с заготовителей. [1, с. 50]

     Порядок установления местных налогов и сборов (статья 12 НК РБ)

     Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с Кодексом принятием нормативного правового акта (решения) местного Совета депутатов.

     Местный Совет депутатов вправе установить, ввести в действие или не устанавливать, не вводить либо прекратить действие ранее введенного им любого из местных налогов и сборов.

     Нормативные правовые акты (решения) об установлении, введении и прекращении действия местных налогов и сборов, а также о внесении изменений в действующие местные налоги и сборы в части определения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления, полка и сроков уплаты принимаются при утверждении соответствующего местного бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия.

     В исключительных случаях указанные нормативные правовые акты (решения) могут приниматься при уточнении соответствующего местного бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

       К внебюджетным налогам относятся остальные виды платежей, например, отчисления в инновационные фонды фондодержателей: министерств, ведомств, концернов и др.

            По фактическому плательщику налоги делятся на:

                - прямые;

                - косвенные.

     Прямые налоги каждый субъект налогообложения платит лично. Источником выплаты прямых налогов является прибыль организации или доход физического лица, что приводит к уменьшению размера получаемой прибыли (дохода). Так, доля прямых налогов в общем объеме Налоговых поступлений в бюджеты государств составляет: во Франции 38-42%, Англии 58-62, США 52-56, в Республике Беларусь 24—30%. [1, с. 49]

     В зависимости от объекта обложения прямые налоги подразделяются на: личные прямые и реальные прямые. У личных прямых налогов объект обложения и источник выплаты совпадают (ими является прибыль организации или доход физического лица). У реальных прямых налогов объектом обложения выступает внешний признак объекта налогообложения (площадь земельного участка, стоимость основных средств и др.). В Республике Беларусь к личным прямым налогам относят налог на прибыль, подоходный налог, транспортный сбор и др. К реальным прямым налогам — налог на недвижимость, земельный налог (для физических лиц) и др. [1, с. 49]

     Налоги имеют косвенную характеристику, если они включаются в издержки (себестоимость продукции) или добавляются к цене товара, работ и услуг, а после их реализации выплачиваются из выручки, полученной от их реализации. Налоги, которые добавляют к цене предприятия, часто называют косвенными оборотными.

     Согласно статье 6 Налогового кодекса Республики Беларусь к косвенным налогам отнесены налог на добавленную стоимость и акцизы.

            По принципу включения в структуру цены налоговые платежи 
разделены на:

    а) включаемые в себестоимость продукции;

    б) включаемые в цену продукции. [1, с. 52]

Информация о работе Налоги, их сущность и содержание