Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа
Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
защита территории;
выполнение управляющих и распределительных функций;
поддержание внутреннего порядка;
сбор налогов и податей с населения.
Введение ……………………………………………………………………... 4
1 Возникновение и эволюция налогов……………………………………... 5
2 Экономическая сущность налогов и их функции……………………….. 14
3 Налоги, действующие на территории Республики Беларусь…………… 19
4 Проблемы совершенствования построения налогового механизма……. 23
Заключение…………………………………………………………………... 29
Список использованных источников………………………………………. 32
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов
и финансового менеджмента
Курсовая
работа
по дисциплине: Теория финансов
на тему: Налоги,
их сущность и содержание
Студент
ФФБД,
4-й курс, ДФФ-4
Руководитель
ассистент М.А. Городова
МИНСК 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 36 с., 22 источник, 3 прил.
НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ
Объект исследования: налоги и их сущность
Предмет исследования: налоги, действующие на территории Республики Беларусь
Цель работы: изучить налоги Республики Беларусь и выявить проблемы совершенствования построения налогового механизма.
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), экономико-статистические, аналитические, формально-логические и другие методы.
Исследования и разработки: раскрыто понятие «налог»; изложена экономическая сущность налогов и их функций, а также классификация налогов; перечислены виды налогов, действующих на территории республики.
Элементы научной новизны: выявление проблем совершенствования построения налогового механизма и разработка предложений по их решению.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней аналитический материал правильно
и объективно отражает состояние исследуемого
процесса, а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические, методологические
и методические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
___________ (О.П. Гутковская)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………... | 4 | |
1 Возникновение и эволюция налогов……………………………………... | 5 | |
2 Экономическая сущность налогов и их функции……………………….. | 14 | |
3 Налоги, действующие на территории Республики Беларусь…………… | 19 | |
4
Проблемы совершенствования |
23 | |
Заключение…………………………………………………… |
29 | |
Список использованных источников………………………………………. | 32 | |
Приложение А | Состав и размещение
налогов и сборов, уплачиваемых организациями
в Республике Беларусь |
34 |
Приложение Б | Место, занимаемое налоговыми платежами при формировании цены в 2010 году……………………… | 35 |
Приложение В | Основные налоговые платежи Республики Беларусь.. | 36 |
ВВЕДЕНИЕ
Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.
Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.
Из выше сказанного следует, что объектом курсовой являются налоги, а предметом – налоги, действующие на территории Республики Беларусь
Исходя, из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить возникновение и эволюцию налогов, разобраться в экономической сущности налогов и их функциях, а также рассмотрение тех видов налогов, которые действуют в Республики Беларусь и выявление проблем совершенствования построения налогового механизма.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
– раскрыть понятие «налог»;
– изложить экономическую сущность налогов и их функции, а также классификацию налогов;
– перечислить виды налогов, действующих на территории республики, и раскрыть необходимость совершенствования механизма их построения.
При написании данной курсовой работы использовалась разнообразная литература: зарубежные и отечественные экономические учебные пособия, монографии, а также журнальные и газетные научные статьи и обзоры. Особенно широко использовались в качестве источника информации для данной курсовой работы Налоговый Кодекс Республики Беларусь.
1 Возникновение и эволюция налогов
Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаем преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. [21, с. 289]
В историческом развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков.
На втором этапе (XVI-XIX вв.) в стране возникла сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство выполняло часть функций: устанавливало квоту обложения, наблюдало за процессом сбора налогов, определяло этот процесс. Роль откупщиков налогов в этот период была еще очень велика.
Третий (современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны. [1, с. 6]
На самых ранних ступенях развития государства начальной формой налогообложения было жертвоприношение. Оно признавалось неписаным законом, бывало как принудительная выплата или сбор. Причем процентная ставка была достаточно определенной и составляла 10 % от всех полученных доходов (десятину). Начало десятине на Руси было положено князем Владимиром, который возвел в Киеве Церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов.
По мере развития государства наряду с десятиной церковной возникла десятина в пользу князей. Она просуществовала в различных странах на протяжении многих столетий — от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Египте взимался поземельный налог, который достиг высокой точности; в Китае, Вавилоне, Персии — поголовный или подушный налог. В Древней Греции представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В те времена уже были и акцизы в виде привратных сборов (у ворот города). Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов, водопроводов, дорог и другие общественные цели. [20, с. 6]
Многое в современном государстве уходит истоком в Древний Рим, в том числе и система налогов. Там же были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.
По мере разрастания Римского государства происходили изменения в налоговой системе. Появились коммунальные (местные) налоги и повинности, величина которых зависела от размеров состояния граждан. Суммы налогов пересматривались каждые пять лет. [21, с. 289]
Длительное время римские провинции обходились без государственных финансовых органов, которые бы профессионально устанавливали и взимали налоги. Отсутствие четких правил в налогообложении вело к полному произволу, злоупотреблениям и коррупции. Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Юлий Цезарь: он для каждой общины определил сумму, которую она должна была внести. Многие города получили налоговые льготы.
Император Август Октавиан продолжил эту деятельность: во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением; оценен налоговый потенциал с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи; произведены обмеры и составлены кадастры с данными о землевладельцах по каждому городу; проведена перепись имущественного состояния граждан. Каждый житель обязывался в определенный день представить властям общины декларацию.
Основным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения (на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы). Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (включая рабов), ценности. Каждый житель провинции платил единую для всех подушную подать.
В 6г.н.э. император Август ввел налог с наследства — 5 %. юг носил целевой характер, и эти средства направлялись пенсионного обеспечения профессиональных солдат.
Кроме того, в Римской империи существовали налог с оборота (или акциз) на внутреннее потребление по ставке обычно 1 % и особый налог с оборота при торговле рабами; были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров; установлен промысловый налог. Таким образом, уже в Римской империи налоги подняли не только фискальную функцию, но имели роль стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, то они способствовали расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда. [20, с. 7]