Налоги, их сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа

Краткое описание

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
защита территории;
выполнение управляющих и распределительных функций;
поддержание внутреннего порядка;
сбор налогов и податей с населения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………... 4
1 Возникновение и эволюция налогов……………………………………... 5
2 Экономическая сущность налогов и их функции……………………….. 14
3 Налоги, действующие на территории Республики Беларусь…………… 19
4 Проблемы совершенствования построения налогового механизма……. 23
Заключение…………………………………………………………………... 29
Список использованных источников………………………………………. 32
Приложение

Файлы: 1 файл

оригинал.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

         МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

         Кафедра финансов и финансового менеджмента 
     
     
     
     

Курсовая  работа 

        по дисциплине: Теория финансов

        на тему: Налоги, их сущность и содержание 
 
 
 
 
 
 

    Студент                       

    ФФБД, 4-й курс, ДФФ-4        

                               

    Руководитель             

    ассистент                  М.А. Городова 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2010

 

      РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа:  36 с., 22 источник, 3 прил. 

     НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ

      Объект исследования: налоги и их сущность

      Предмет исследования: налоги, действующие на территории Республики Беларусь

     Цель работы: изучить налоги Республики Беларусь и выявить проблемы совершенствования построения налогового механизма.

     Методы  исследования: общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция  и др.), экономико-статистические, аналитические, формально-логические и другие методы.

     Исследования  и разработки: раскрыто понятие «налог»; изложена экономическая сущность налогов и их функций, а также классификация налогов; перечислены виды налогов, действующих на территории республики.

     Элементы  научной новизны: выявление проблем совершенствования построения налогового механизма и разработка предложений по их решению.

     Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

                                   
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                                                                                                                                                                                                                  
                 
                 
                 
                 
                 

                ___________ (О.П. Гутковская)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ……………………………………………………………………... 4
1 Возникновение и эволюция налогов……………………………………... 5
2 Экономическая сущность налогов и их функции……………………….. 14
3 Налоги, действующие на территории Республики Беларусь…………… 19
4 Проблемы совершенствования построения  налогового механизма……. 23
Заключение…………………………………………………………………... 29
Список  использованных источников………………………………………. 32
Приложение  А Состав и размещение налогов и сборов, уплачиваемых организациями в Республике Беларусь                                                                                                  
34
Приложение  Б Место, занимаемое налоговыми платежами при формировании цены в 2010 году………………………   
35
Приложение  В Основные налоговые  платежи Республики Беларусь.. 36
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Налоги  известны с глубокой древности. Во времена  натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в  виде оброка у крестьян, ремесленников  в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

  • защита территории;
  • выполнение управляющих и распределительных функций;
  • поддержание внутреннего порядка;
  • сбор налогов и податей с населения.

     По  мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.

     Налоги  – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.

     Из  выше сказанного следует, что объектом курсовой являются налоги, а предметом  – налоги, действующие на территории Республики Беларусь

     Исходя, из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить возникновение и эволюцию налогов, разобраться в экономической сущности налогов и их функциях, а также рассмотрение тех видов налогов, которые действуют в Республики Беларусь и выявление проблем совершенствования построения налогового механизма.

     Исходя  из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:

    – раскрыть понятие «налог»;

    – изложить экономическую сущность налогов и их функции, а также классификацию налогов;

    – перечислить виды налогов, действующих на территории республики, и раскрыть необходимость совершенствования механизма их построения.

     При написании данной курсовой работы использовалась разнообразная литература: зарубежные и отечественные экономические  учебные пособия, монографии, а также  журнальные и газетные научные статьи и обзоры.  Особенно широко использовались в качестве источника информации для данной курсовой работы Налоговый Кодекс Республики Беларусь.

 

1 Возникновение и эволюция налогов

  

     Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаем преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. [21, с. 289]

     В историческом развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков.

     На втором этапе (XVI-XIX вв.) в стране возникла сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство выполняло часть функций: устанавливало квоту обложения, наблюдало за процессом сбора налогов, определяло этот процесс. Роль откупщиков налогов в этот период была еще очень велика.

     Третий (современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны. [1, с. 6]

     На самых ранних ступенях развития государства начальной формой налогообложения было жертвоприношение. Оно признавалось неписаным законом, бывало как принудительная выплата или сбор. Причем процентная ставка была достаточно определенной и составляла 10 % от всех полученных доходов (десятину). Начало десятине на Руси было положено князем Владимиром, который возвел в Киеве Церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов.

     По мере развития государства наряду с десятиной церковной возникла десятина в пользу князей. Она просуществовала в различных странах на протяжении многих столетий — от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Египте взимался поземельный налог, который достиг высокой точности; в Китае, Вавилоне, Персии — поголовный или подушный налог. В Древней Греции представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В те времена уже были и акцизы в виде привратных сборов (у ворот города). Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов, водопроводов, дорог и другие общественные цели. [20, с. 6]

     Многое в современном государстве уходит истоком в Древний Рим, в том числе и система налогов. Там же были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

     По мере разрастания Римского государства происходили изменения в налоговой системе. Появились коммунальные (местные) налоги и повинности, величина которых зависела от размеров состояния граждан. Суммы налогов пересматривались каждые пять лет. [21, с. 289]

     Длительное время римские провинции обходились без государственных финансовых органов, которые бы профессионально устанавливали и взимали налоги. Отсутствие четких правил в налогообложении вело к полному произволу, злоупотреблениям и коррупции. Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Юлий Цезарь: он для каждой общины определил сумму, которую она должна была внести. Многие города получили налоговые льготы.

     Император Август Октавиан продолжил эту деятельность: во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением; оценен налоговый потенциал с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи; произведены обмеры и составлены  кадастры с данными о землевладельцах по каждому городу; проведена перепись имущественного состояния граждан. Каждый житель обязывался в определенный день представить властям общины декларацию.

     Основным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения (на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы). Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (включая рабов), ценности. Каждый житель провинции платил единую для всех подушную подать.

     В 6г.н.э. император Август ввел налог с наследства — 5 %. юг носил целевой характер, и эти средства направлялись пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

     Кроме того, в Римской империи существовали налог с оборота (или акциз) на внутреннее потребление по ставке обычно 1 % и особый налог с оборота при торговле рабами; были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров; установлен промысловый налог. Таким образом, уже в Римской империи налоги подняли не только фискальную функцию, но имели роль стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, то они способствовали расширению товарно-денежных   отношений, углублению процесса разделения труда. [20, с. 7]

Информация о работе Налоги, их сущность и содержание