Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа
Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
защита территории;
выполнение управляющих и распределительных функций;
поддержание внутреннего порядка;
сбор налогов и податей с населения.
Введение ……………………………………………………………………... 4
1 Возникновение и эволюция налогов……………………………………... 5
2 Экономическая сущность налогов и их функции……………………….. 14
3 Налоги, действующие на территории Республики Беларусь…………… 19
4 Проблемы совершенствования построения налогового механизма……. 23
Заключение…………………………………………………………………... 29
Список использованных источников………………………………………. 32
Приложение
Если говорить о государстве в целом, то его финансовое положение перед началом первой мировой войны было довольно устойчивым. Наиболее крупной статьей в доходной части бюджета был доход от казенной винной монополии, крупные доходы обеспечивали железная дорога и лесное хозяйство. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые, косвенные и пошлина. Среди прямых общегосударственных налогов выделялись промысловый, поземельный, имущественный и подати. Из косвенных налогов почти половину составляли акцизы на алкогольные напитки (питейный налог), сахар и табачные изделия и спички.
Исполнение бюджета 1914г. было прервано первой мировой войной. Произошел резкий экономический спад: подскочила бумажно-денежная эмиссия, выросли внутренние и внешние займы, резко упала покупательная способность рубля, поглощаемая инфляцией, уменьшился золотой запас России, возрос выпуск обесцененных бумажных денег. [20, с. 13]
Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после революции 1917г.: основным источником доходов бюджета стала эмиссия денег, а местные органы существо за счет контрибуции.
Укрепление и налаживание финансовой системы страны связано с новой экономической политикой (нэпом): были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии; разработана система налогов, займов, кредитных операций; приняты меры по укреплению денежной единицы.
Финансовая система нэпа имела много специфических особенностей, но отталкивалась она от налоговой системы дореволюционной России и воспроизводила ряд ее черт.
В 1923-1925 гг. существовали следующие виды налогов:
В системе прямых налогов самым значительным был промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также единичные ремесла и промыслов занятия. В состав промыслового налога входили уравнительный сбор и патентный налог. Уравнительный сбор представлял собой налог на оборот, позволявший улавливать и аккумулировать в бюджете излишки доходов.
В общемировой практике налог с оборота превратился в налог на добавленную стоимость. В экономике России, наоборот он менялся в сторону сближения с акцизами и стал определять фиксированную надбавку к цене товара в пользу госбюджета.
Патентный налог определялся стоимостью патента, которая варьировалась по разрядам в зависимости от вида занятий и географического положения региона.
Другим важнейшим прямым налогом был подоходно-имущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и т.п. Поимущественное обложение представляло собой, прежде всего, лог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог. Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. Очевидным достатком являлось то, что через поимущественное обложение происходило удвоение, утроение обложения, и этот налоговый гнет приводил к быстрой наживе и спекуляции, препятствовал рациональной концентрации капитала. [20, с. 14]
В дальнейшем отечественная финансовая система развивалась в направлении противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к внеэкономическим методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы. Страна двигалась к финансовому кризису, который разразился на рубеже 80-90-х годов. [21, с. 298]
Таким образом, налоги появились давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
В современном обществе налоги — основная форма доходов государства.
2
Экономическая сущность
налогов и их функции
Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.
Налог - элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.
Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству её гражданами («staure» - поддержка). В Англии налог до сих пор носит название «duty» - долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как «tax» (такса). Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как «import» (обязательный платёж).
В Налоговом Кодексе Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. [15]
Исходя из данного определения признаками налога являются:
1. Обязательность, т.е. в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществлять безусловную, полную и своевременную уплату налога. В соответствии со ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Современная действительность такова, что обязанность по уплате налогов возведена в ряд конституционных практически во всех государствах.
Обязательность налога проявляется в двух аспектах. Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного налогоплательщика, обязанного его уплачивать (односторонний характер установления налога). Во-вторых, обязательность налога выражается в изначальной определенности его содержания, т.е. налогоплательщик при уплате налога не вправе изменить условия и порядок его взимания. [13]
В то же время данный признак не ограничивает автономию воли налогоплательщика на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налоговой обязанности (этот процесс происходит в рамках отношений, регулируемых другими отраслями права: гражданским, трудовым и т.д.). Налогоплательщик способен в определенных пределах влиять на возникновение юридических фактов, имеющих значение для налогового права, например с помощью налогового планирования избегать появления отдельных объектов налогообложения. Однако в момент возникновения у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою общеобязательность. [13]
2. Индивидуальная безвозмездность, т.е. уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязательств государства по отношению к лицу, его вносящему. При уплате налога происходит однонаправленное движение части денежных средств от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения плательщику за налоговое изъятие. Налоги передаются в собственность государства, и юридически оно ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривается никаких личных компенсаций налогоплательщику. Налогоплательщикам налоги возвращаются в виде различного рода социальных выплат из бюджета, поддержания правопорядка, обороноспособности и т.д., т.е. речь идет о возмездности налога в социально-политическом плане (возможность получения от государства различного рода гарантированных услуг). Ни в экономическом, ни в юридическом смыслах услуги, полученные обществом от государства, не выступают денежным эквивалентом взимаемых с налогоплательщиков налоговых платежей. [13]
3. Отличительной особенностью индивидуальной безвозмездности налога является его безвозвратность, которая характеризуется не временным отвлечением средств плательщика, а полным прекращением прав лица в отношении уплаченных денежных средств. В то же время некоторые авторы предлагают рассматривать налог как социальный «кредит», предоставляемый налогоплательщиками публичному субъекту (государству) на социально значимые цели. При этом данный публичный субъект должен отчитываться или отвечать перед «кредиторами» - частными субъектами. Денежная форма ушаты налога, т.е. налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении. В современных условиях практически все налоговые платежи осуществляются в денежной форме, которая определена самой сутью налога, являющегося платежом. История содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, так как исторически потребности государства в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в процессе ведения натурального хозяйства. В Республике Беларусь существуют примеры неденежной формы исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей. Так, организации могут заменить уплату налога с пользователей автомобильных дорог непосредственным выполнением работ (включая автомобильные перевозки), связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог, а также изготовлением и поставкой строительных материалов, конструкций, деталей, машин, механизмов и оборудования. [13]
4.
Внесение за счет средств,
Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства».
Взимание налогов производится властью государства при наличии соответствующего налогового законодательства, т.е. в форме правовых отношений.
Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях.
Выделяют следующие функции: