Глава
3 Перспективные направления
развития банковской
системы Казахстана
в условиях усиления
роли Национального
банка Республики Казахстан
3.1
Перспективы развития
банковской системы
Республики Казахстан
В настоящее время ситуацию в банковском
секторе можно охарактеризовать как стабильную.
Политика Национального банка РК в области
надзора за Коммерческими банками ориентирована,
прежде всего, на обеспечение финансовой
устойчивости банковской системы республики,
в связи с чем, будет продолжена реализация
политики повышения требований к уровню
капитализации банков второго уровня.
Кроме того, в целях обеспечения
адекватного надзора за деятельностью
крупных банков, а также банков, входящих
в состав финансово-промышленных групп,
будет активизирована деятельность по
внедрению надзора на консолидированной
основе.
Одним из основных направлений
деятельности НБРК является проведение
мероприятий, направленных на повышение
доверия населения к банковской системе
и привлечению временно свободных средств
населения в банки второго уровня, к которым,
прежде всего, относится развитие системы
обязательного коллективного гарантирования
(страхования) вкладов (депозитов) физических
лиц.
Развитие фондового рынка, а
также соответствующий рост операций
банков с ценными бумагами диктуют необходимость
активизации сотрудничества с Национальной
комиссией РК по ценным бумагам по регулированию
операций банков на рынке ценных бумаг.
Также большое внимание будет уделено
стимулированию расширения перечня и
объемов ценных бумаг, эмитируемых банками,
и обеспечению прозрачности операций
на фондовом рынке с данными ценными бумагами.
В части совершенствования
нормативной правовой базы банковского
надзора особое внимание будет уделено
совершенствованию внутри банковских
процедур управления рисками, а также
процедур надзора за организациями, осуществляющими
отдельные виды банковских операций.
Основным и важным моментом, обуславливающим
формирование эффективной системы банковского
надзора, является нормативная правовая
база, регулирующая деятельность банков.
В связи этим, а также принимая во внимание
внесение изменений в действующие и принятие
новых законодательных актов в 1999 году
значительное внимание уделялось созданию
и совершенствованию нормативных правовых
актов, регулирующих деятельность банков
и организаций, осуществляющих отдельные
виды банковских операций. При этом следует
отметить, что в целях наибольшего приближения
принципов осуществления деятельности
банками РК к международным стандартам,
нормативные правовые акты разрабатывались
с учетом международной практики. Политика
банковского надзора, применяемая НБРК,
направлена на максимальное достижение
соответствия двадцати пяти принципам
эффективного банковского надзора Базельского
Комитета.
В свете проводимой политики
укрепления и оздоровления банковской
системы НБРК большое внимание уделяет
созданию системы внутреннего контроля
в банках. В связи с этим, разработаны Правила
организации внутреннего (аудита) контроля
в КБ, определяющие общий для всех банков
порядок организации внутреннего контроля.
Создание надлежащих систем внутреннего
контроля будет способствовать лучшей
защите законных интересов как банков,
так их инвесторов и клиентов. Также, основными
задачами данного нормативного правового
акта являются минимизация банковских
рисков и предотвращение легализации
доходов, полученных незаконным путем.
На фоне развития банковской
системы, задач ее оздоровления и укрепления,
происходит закономерный процесс расширения
рынка банковских услуг. В направлениях
деятельности банков получили развитие
такие направления как привлечение внешних
займов, создание консорциумов и выдача
синдицированных (консорциальных) кредитов.
Учитывая это, были утверждены Правила
об особенностях создания консорциумов
банков и выдачи синдицированных (консорциальных)
кредитов, Инструкция об условиях привлечения
банками второго уровня внешних займов.
Кроме того, в связи с внесением
изменений и дополнений в закон, "О банках
и банковской деятельности в РК" в части
установления ответственности банков
и их должностных лиц за нарушения, которые
связаны с банковской деятельностью. Также
в части наложения и взыскания Национальным
банком штрафов за выявленные нарушения,
разработаны и утверждены Правила наложения
и взыскания НБРК штрафов за нарушения,
связанные с банковской деятельностью.
В связи с активизацией банков
на рынке ценных бумаг принят нормативный
правовой акт, регламентирующий порядок
и условия выдачи банкам второго уровня
согласия на осуществление брокерской,
дилерской, кастодиальной деятельности
на рынке ценных бумаг. Также, в свете проведения
в республике реформы пенсионной системы
были приняты соответствующие нормативные
правовые акты, регламентирующие некоторые
аспекты деятельности банков, оказывающих
услуги накопительным пенсионным фондам
в качестве кастодианов.
Международное сотрудничество
в области банковского надзора является
одним из наиболее эффективных путей совершенствования
процедур регулирования банковской деятельности,
очень актуально на настоящем этапе становления
и развития банковского сектора в Республике
Казахстан.
В связи с наступлением срока
подведения итогов по достижению БВУ,
отнесенными к первой группе, определенных
результатов согласно Программе перехода
банков второго уровня к международным
стандартам приняты изменения и дополнения
в Положение о порядке перехода банков
второго уровня к международным стандартам.
Следуя общей экономической стратегии,направленной
на достижение финансовой стабилизации
и коренных преобразований экономики
Казахстана, усилия НБРК были направлены
на безусловное выполнение стратегии
развития Казахстана до 2030 года.
Основными целями Программы
является создание необходимых условий
для дальнейшего повышения внутренней
и внешней устойчивости национальной
валюты РК и укрепление системы банков
второго уровня для расширения возможностей
финансирования экономики страны. Одной
из главных задач, на которое Национальный
банк направит усилия для достижения указанной
цели - кардинальное улучшение системы
банковского надзора и принципов регулирования
банковской деятельности. Целью проводимой
реформы является приближение методов
и процедур банковского надзора к международным
стандартам. Требования, предъявляемые
Национальным банком к казахстанским
банкам, будут приведены в соответствие
с международными стандартами банковского
надзора. Применение международно-признанных
стандартов даст реальную оценку уровня
капитализации банков и подверженности
банков рискам, что будет способствовать
принятию более обоснованных решений
как руководством и акционерами банков,
так и НБРК в отношении конкретных банков
второго уровня, включая принятие решений
по применению корректирующих мер, способствующих
сохранению на рынке только адекватно
капитализированных банков.
Дальнейшее развитие банковского
надзора тесно связано со становлением
и укреплением самой банковской системы
Казахстана. Пока в системе банковского
надзора имеется и недостатки, но за последнее
время достигнуты значительные успехи
в организации надзора, применении новых
инструментов документарного надзора,
совершенствовании законодательной базы.
Дистанционный (документарный) надзор
как основной метод контроля за работой
банков - это метод разумного надзора,
который заключается в периодическом
представлении банками (и другими финансовыми
учреждениями) своей отчетности в органы
надзора, что, как правило, делается на
ежемесячной или ежеквартальной основе.
Несмотря на то, что отчетность
обычно предусматривает включение данных,
необходимых для макроэкономического
анализа, в системе разумного надзора
отчетность используется для определения
финансового состояния того или иного
учреждения, используя при этом анализ
финансовых показателей, при помощи коэффициентов:
адекватность капитала, рентабельность,
ликвидность и качество активов. Успех
дистанционного надзора зависит от достоверности
данных, представленных в соответствии
с четкими инструкциями и нормативами
учета и отчетности, причем особое внимание
следует уделять обеспечению достоверности
и полноты представляемой информации.
Для эффективного дистанционного надзора
требуется высокий уровень навыков проведения
финансового анализа ключевых показателей,
перечисленных выше.
В оптимальном варианте, дистанционный
надзор служит в качестве "системы раннего
оповещения", которая предупреждает
работников органов надзора о возникновении
проблем в финансовом состоянии отдельного
банка. В свою очередь, дистанционный надзор
сам по себе редко выявляет все риски,
стоящие перед банками, и не может пролить
свет на все субъективные ключевые аспекты.
Особенно в области анализа качества руководства
банком.
Проведение инспекционных проверок
на местах является краеугольным камнем
банковского надзора, которое позволяет
получить непосредственную картину, характеризующую
состояние банков. Следовательно, перед
органами надзора стоит задача сформировать
группу (или группы), состоящие из высококвалифицированных
специалистов, которые хорошо знакомы
с банковскими операциями и банковскими
рисками. Учитывая большую трудоемкость
проведения инспекторских проверок на
местах, органы надзора должны определить
периодичность, с которой такие проверки
проводятся (в идеальном варианте, каждый
банк проверяется ежегодно), а также масштабы
проводимых проверок: общая, ограниченная,
специальная. Как правило, инспектирование
банков на местах концентрируется вокруг
проведения общей проверки рисков банка
и выявлении общего финансового состояния
банка, а также тех областей, в которых
необходимо устранение недостатков.
Определение общего финансового состояния
часто осуществляется по группе ключевых
компонентов, наиболее распространенной
является система CAMEL, которая оценивает:
адекватность капитала, качество активов,
управление (менеджмент), поступления
и ликвидность.
Несмотря на то, что дистанционный
надзор и проведение проверок на местах
считаются общепризнанными методам, существует
общее мнение, что разумный банковский
надзор должен осуществляться в сочетании
обоих методов.
Дистанционный надзор имеет
преимущество в том, что сведения о состоянии
банков постоянно обновляются, особенно
по вопросам ликвидности, прибыльности
и адекватности капитала. Тем не менее,
при этом не удается уделить достаточное
внимание многим аспектам рисков, часто
вообще нельзя полностью быть уверенным
в достоверности представленных данных
без их непосредственной проверки на местах.
Метод проведения проверок на местах имеет
преимущество в том, что является более
тщательной проверкой всех операций и
рисков банка, а также дает более четкую
картину управления банком.
В то же время, проверки на местах
проводятся довольно редко - в некоторых
случаях раз в несколько лет - и поэтому
сами по себе в отдельности не являются
основанием для ведения непрерывного
контроля за всеми аспектами состояния
банка. В результате этого, система банковского
надзора, применяемая в настоящее время
в большинстве стран, сочетает в себе оба
метода. В конечном итоге, дистанционный
надзор является методом наблюдения за
результатом работы (или отсутствием их)
по устранению проблем, выявленных в ходе
проверок на местах. При этом необходимо
отметить, что работники органов надзора
должны обладать высокой квалификацией
и навыками в деле проверки отчетности
и осуществления проверок на местах.
Наиболее важной целью проведения
документарных проверок является выполнение
роли "механизма оповещения", позволяющего
выявить зарождающиеся проблемы до того,
как они приведут к явному кризису. Выявление
таких проблем достигается путем анализа
основных финансовых коэффициентов банка
и другой финансовой информации, получаемой
из периодических финансовых отчетов
банка, предоставляемых органам надзора.
А также другой имеющей отношение к данному
вопросу информации: такой как, информация
о качестве управления, уровня и эффективности
работы различных систем и мер контроля,
качестве внешнего аудита и содержании
отчета аудиторов.
Процесс лицензирования обычно
заключается в следующем:
а) Минимальное требование к капиталу
- данное ограничение может быть установлено
на высоком уровне в целях ограничения
доступа в сферу банковской деятельности;
либо ограничивается количество выдаваемых
лицензий.
б) Качество руководящего состава - для
этого создана Квалификационная комиссия
НБРК, состоящая из представителей разных
структурных подразделений НБРК и проводящая
согласование кандидатур после прохождения
ими предварительного компьютерного тестирования.
в) Ограничение прав собственности - во
многих странах, право владения банками
полностью или в большей мере предоставляется
гражданам данной страны. В некоторых
странах не более 5% оплаченного акционерного
капитала банка может находиться в индивидуальной
собственности, у нас акционеры могут
владеть не более, чем 25% акций банка с
правом голоса. В случае, если группа акционеров
капитала банка, заявит о намерении принять
на себя управление банком, разрешение
на это должно быть получено у властей.
После завершения предварительных работ
по организации деятельности банка процесс
регулирования включает в себя мониторинг
и управление деятельностью банка в соответствии
с установленными правилами и инструкциями.
Это включает в себя следующее:
1. Раскрытие информации. Это необходимо
для того, чтобы Нацбанк мог осуществлять
эффективный банковский надзор, анализируя
предоставленную банками второго уровня
информацию. Важным моментом в этой области
с целью преодоления проблемы недостатка
ясности является разработка унифицированных
стандартов учета и требований по раскрытию
информации, а также внедрение компьютерных
систем представления, сбора и анализа
данных. Таким образом, обеспечивается
постоянное обновление данных о деятельности
банков и возможность предупредить общественность
о тенденциях в этой области.
В Департамент
банковского надзора
банки второго уровня
предоставляют следующие
основные формы отчетности:
-ежедневный баланс по форме 700 Н;
-еженедельный отчет о выполнении лимитов
открытой валютной позиции, сведения о
проводимых банком форвардных, своп, и
спот сделках;
-еженедельный отчет о выполнении текущей
ликвидности (таблица сравнения сроков
активов и обязательств);
-ежемесячный отчет о выполнении пруденциальных
нормативов;
-ежемесячный отчет о выполнении резервных
требований;
-ежемесячный отчет о классификации активов,
условных и возможных обязательств и формированию
провизий по ним банками второго уровня;
-ежемесячный отчет о размещении части
средств банков второго уровня во внутренние
активы;
-ежеквартальную регуляторную финансовую
отчетность.
Крайне важно, чтобы представленные отчетные
данные были проверены на местах, в банке,
либо квалифицированными инспекторами,
либо компетентными внешними аудиторами.
2.Ограничение деловой
активности. Это означает ограничение
не только доступа в банковскую сферу,
но и видов деловой активности, в которых
банки имеют право принимать участие.
В целях недопущения столкновения интересов,
например, согласно нашего банковского
законодательства банкам запрещено участвовать
в деятельности, не характерной для них,
такой, как торговля, промышленность, сельское
хозяйство, а также выступать в роли прямых
конкурентов в отношении своих клиентов,
где их финансовые возможности дадут им
определенные преимущества. Банкам разрешено
только инвестировать средства в данные
отрасли в целях содействия возвращению
выданных кредитов.
3. Контроль над образованием
филиалов и отделений
банков. Ограничение доступа к депозитам.
Национальный Банк РК дает разрешение
на открытие нового филиала только в том
случае, если он уверен, что банк располагает
достаточной базой капитала и квалифицированным
руководством, способным обеспечить функционирование
дополнительных филиалов.
4. Лимитирование рисков. Этот контроль
означает ограничение степени риска, которые
банк может взять на себя.
Кредитный
риск - в этом случае ограничивается
максимальный размер кредита на 1-го заемщика.
Согласно нашему законодательству максимальный
размер риска на одного заемщика составляет
10-25% от капитала банка.
Валютный риск-ограничение
объемов наличности в иностранной валюте
у банков второго уровня для снижения
спекуляций и рисков, связанных с колебаниями
курсов валют.
Процентный
риск - контролируется путем востребования
данных об изменениях процентных ставок,
опубликования данных о несоответствии
в сроках платежей.
5.Требования к ликвидности. Для удовлетворения
потребностей клиентов в наличности, банк
должен поддерживать минимальный уровень
ликвидных активов.
6.Требования к достаточности
капитала. Капитал служит обеспечением
финансовых обязательств акционеров,
и для защиты вкладчиков от неожиданных
потерь, понесенных банком. Базельский
Комитет принял статьи активов, взвешенных
с учетом риска и банк должен иметь минимальную
8%-ную стандартную базу капитала.
7. Объединение информации
и координации. В связи со стремлением
банков к сохранению коммерческой тайны
и нежеланием обмениваться или раскрывать
информацию своим конкурентам, значительное
преимущество имеет формирование супервизорами
централизованного информационного кредитного
бюро (кредитный регистр), в функции которого
входит оценка достаточности резервов,
выявление проблемных направлений в экономике,
совершенствование информационной базы
банка по оценке кредитов.
8. "Увещевание". Центральные крупнейшие
банки имеют тенденцию руководить банковской
системой посредством проведения регулярных
бесед и обмена мнениями с представителями
ассоциаций банкиров и лидерами рынка.
9. Превентивные меры. Принцип "увещевания"
не действует в отношении "банков- мошенников"
и нечестного менеджмента. В распоряжении
супервизора банка должны находиться,
во-первых, действенная "система раннего
оповещения" для выявления подобной
манеры поведения, и, во-вторых, определенные,
установленные законом полномочия, позволяющие
привлечь к ответственности персонал
банка, уличенный в мошенничестве. В процессе
регулирования часто наблюдается недостаточность
внимания строгому выполнению правил
и инструкций, установленных законодательством.
10.Совершенствование
политической и законодательной
базы. Основной функцией регулирующих
органов банка является регулярный обзор
деятельности банков, основных тенденций
развития рыночных отношений, претензий
общественности, а также совершенствование
существующих инструктивных материалов
и законодательства. Чаще всего устаревшая
политика и нормативные документы были
основной причиной неэффективной работы
банковской системы и тормозили совершенствование
финансовых органов.
Участие каждого аналитика обзора
в управлении портфелем банка является
важной составной частью надзорного процесса
Национального Банка. За определенным
аналитиком закрепляется каждый банк,
таким образом, аналитик становится куратором
данного банка и отвечает за надзор над
этим банком. В среднем за каждым куратором
закреплены 3-4 банка.
Аналитик обзора обязан:
* Быть всегда в курсе того, какие виды
риска имеются у контролируемых им банков.
* Выявлять и оперативно реагировать на
мигрирующий риск.
* Следить за тем, чтобы график надзорного
цикла составлялся и выполнялся согласно
требованиям Национального Банка РК. Для
проведения внеплановых инспекционных
мероприятий нужно получить одобрение
директора департамента банковского надзора.
*Нести ответственность за своевременное
проведение всех инспекций, включая специализированные
проверки.
* Постоянно обновлять данные BOSS и других
компьютеризированных систем с тем, чтобы
они отражали текущую структуру риска
и состояния дел в банке.
* Поддерживать постоянную и эффективную
связь с руководством банков.
* Оперативно информировать директора
Департамента банковского надзора о состоянии
дел в подопечных банках.
* Выносить на рассмотрение НБРК свой план
мероприятий по решению проблем, исходя
из их характера, состояния дел в банке,
способности и желания руководства банка
и совета директоров исправить недостатки.
* Следить за тем, чтобы выполнялись меры
воздействия в отношении закрепленного
за ним банка, оценивая их эффективность.
Кураторы банков проводят анализ
ежедневных балансов банков. Еженедельно
проверяются отчеты о выполнении лимитов
открытой валютной позиции.
Одним из наиболее важных инструментов
дистанционного регулирования является
установление пруденциальных нормативов
и других, обязательных к соблюдению банками
норм и лимитов, включая нормы резервных
требований, провизии против сомнительных
и безнадежных активов.
Размер минимальных резервных требований
определяется как фиксированный процент
от всех депозитных обязательств банка
перед юридическими и физическими лицами,
кроме банков. Установлены два способа
выполнения банками минимальных резервных
требований:
1) Размещение средств в резервных активах
в течение месяца так, чтобы среднемесячная
сумма резервных активов была не менее
среднемесячной величины минимальных
резервных требований, которая рассчитывается
как процент от среднемесячной суммы депозитных
обязательств, взятых за каждый рабочий
день месяца.
2) Депонирование средств в НБРК на соответствующем
счете так, чтобы сумма остатков была равна
минимальным резервным требованиям, рассчитанным
как процент от депозитных обязательств
по состоянию на первый рабочий день месяца.
Провизии против сомнительных
и безнадёжных активов формируются по
итогам классификации активов и условных
обязательств, которая основывается на
качестве актива - возможности его возврата
или текущей (рыночной) стоимости актива,
а в случае условного обязательства-возможности
исполнения своих обязательств лицом,
которому будет или может быть предъявлено
требование.
Активы и условные обязательства
подразделяются на стандартные и классифицированные.
* Актив считается стандартным, если его
текущая (рыночная) стоимость не ниже стоимости
его приобретения банком или имеются основания
полагать, что требование по активу будет
исполнено или исполняется в соответствии
с условиями договора.
* Классифицированный актив представляет
собой актив, текущая (рыночная) стоимость
которого ниже стоимости его приобретения
банком или имеются основания полагать,
что требование по активу не будет исполнено
или не исполняется в соответствии с условиями
договора.
Классифицированные активы и условные
обязательства делятся на сомнительные
(подразделяются на субстандартные, неудовлетворительные
и сомнительные с повышенным риском) и
безнадежные.
Провизии представляют собой сумму средств,
необходимых для покрытия убытков от не
возврата активов или уменьшения их стоимости.
Провизии подразделяются на общие и специальные.
* Специальные провизии - это провизии,
формируемые для покрытия убытков по конкретным
классифицированным активам, в отношении
которых преобладает вероятность их потери
(не возврата) или текущая стоимость которых
более чем в два раза меньше стоимости
их приобретения.
* Общие провизии - это провизии на возможные
потери по всей совокупности активов банка,
кроме тех, по которым необходимо создавать
специальные провизии.
Классификация активов и соответствующий
пересмотр необходимого размера провизии
производится банком ежемесячно по состоянию
не более чем за 7 рабочих дней до последнего
рабочего дня месяца. Изменения в размере
провизии отражаются в балансе банка на
последний рабочий день каждого месяца.
Размер провизии колеблется от 5 % до 100
% от суммы активов, в зависимости от их
качества
Отдельно хотелось бы остановиться
на анализе выполнения пруденциальных
нормативов.
В состав пруденциальных нормативов,
установленных НБРК для их обязательного
соблюдения банками, входят:
Минимальный размер уставного фонда (капитала)
банков.
С 05.12.1997 года он был установлен для вновь
открываемых банков - 300 млн. тенге, для
действующих банков - 100 млн. тенге.
Постановлением Правления Национального
банка РК № 138 от 07.04.2000г. установлен минимальный
размер уставного (собственного) капитала
для: - вновь создаваемых банков - в сумме
1,5 млрд.тенге; для действующих банков
- в сумме 500,0 млн.тенге. (в настоящее время
данный документ находится на регистрации
в Министерстве юстиции РК).
Коэффициент достаточности собственных
средств. Существуют два коэффициента
К1 и К2.Отношение СК банка первого уровнях
сумме всех его активов должно быть не
менее 0,06.
Лимиты открытой
валютной позиции:
Лимиты открытой валютной позиции
(длинной либо короткой) по любой иностранной
валюте, длинной валютной позиции по иностранным
валютам стран, не являющихся членами
ОЭСР, и валютной нетто-позиции устанавливаются
Правлением НБРК.
Факторами, обусловившими нарушения
банками в течение года лимитов валютной
позиции банками, являлись нестабильность
на финансовых рынках других государств,
в частности России, и снижение Национальном
банком этого норматива в целях стабилизации
валютного рынка.
Коэффициент максимального размера инвестиций
банка в основные средства и другие нефинансовые
активы.
Расчеты данных коэффициентов предоставляется
ежемесячно не позднее 8-го числа месяца.
По фактам нарушений БВУ банковского
законодательства, выявленным в результате
осуществления пруденциального регулирования,
к ним были применены ограниченные меры
воздействия и санкции согласно действующему
банковскому законодательству. В частности,
письма-обязательства об устранении недостатков
и нарушений в работе банков были затребованы
в 73 случаях, письма-предписания с указанием
устранения 67 раз, письма-предупреждения
117 раз, санкция в виде снижения лимитов
валютной позиции банков применялась
в 21 случаях.
Кроме того, у 18 банков аннулированы
лицензии на проведение отдельных видов
банковских операций.
Практика пруденциального регулирования
направлена на соблюдение банками второго
уровня пруденциальных нормативов, формирование
надежных систем внутреннего аудита, проведение
разумной кредитной политики и политики
ликвидности.
Ежеквартально предоставляется
ежеквартальная финансовая (регуляторная)
отчетность банков, основанная на международных
стандартах.
Данная финансовая отчетность
состоит из 35 таблиц, содержащих конкретные
данные о финансовом положении банка и
результатах его деятельности.
Данные, сгруппированные в таблицах,
обрабатываются автоматизированным способом
при помощи системы "BOSS", позволяющей
на основе данных финансовой отчетности,
получать объективную картину финансового
состояния банка и определять место (рейтинг)
банка в группе сопоставимых банков.
Таким образом, на основе данных,
получаемых из различных отчетов, представляемых
банками, сотрудники дистанционного надзора
ежемесячно составляют краткое заключение,
называемое "Статус-репорт" - документ,
позволяющий объективно оценить текущее
финансовое состояние банков, по результатам
рассмотрения которого вместе с соответствующими
рекомендациями и предложениями заключение
по банку выносится на рассмотрение руководства
для принятия окончательного решения.
Вопросы, подлежащие обязательному отражению
в статус-репорте:
1. Общие сведения о банке
2. Размер
и структура уставного фонда
3 Активы
банка
4. Обязательства
банка
5. Доходы
и расходы банка
6. Ликвидность
и минимальные резервные требования
7. Менеджмент
8. Дополнительная
информация
9. Выводы
и рекомендации по дальнейшему
финансовому оздоровлению банка.
В процессе составления статус репорта
работниками используется система присвоения
банку рейтинга по компонентам "CAEL"
(то есть по системе "CAMEL", исключая
менеджмент), по результатам которой дается
общая оценка.
Данная оценка используется для
внутреннего пользования и не является
основанием для применения к банку каких-либо
санкций.
Таким образом, метод дистанционного надзора
используется для выявления показателей,
на основании которых определяются банки,
нуждающиеся в неотложной проверке, а
также позволяют построить проверку таким
образом, чтобы была осуществлена более
тщательная проверка тех направлений
деятельности, которые вызывают особое
беспокойство. В конечном итоге, дистанционный
надзор является методом наблюдения за
результатом работы (или отсутствием их)
по устранению проблем, выявленных в ходе
проверок на местах.
В течение 2000 года продолжились процессы
консолидации и оздоровления банковского
сектора, что привело к сокращению общего
количества банков второго уровня.
Были проведены реорганизации отдельных
банков. Единственным банком со 100%-ным
участием государства остается ЗАО "Эксимбанк
Казахстан". Доля банков, в уставном
капитале которых участие государства
сохранилось на уровне менее 100% (ОАО "Народный
Сберегательный Банк Казахстана", ОАО
Банк "ЦентрКредит"), в совокупных
активах банковского сектора сократилась
с 25,5% до 20,8%, собственном капитале - с 12,7%
до 9,6%.
Расширяется присутствие иностранного
капитала в банковском секторе Казахстана.
В частности, в 1999 году было выдано разрешение
на открытие ЗАО "Дочерний банк "Национального
Банка Пакистана в г.Алматы". Кроме того,
было открыто 1 представительство иностранного
банка.
3.2
Основные направления
экономической политики
на 2011 год
В 2010 году Правительство Республики
Казахстан (далее – Правительство),
Национальный Банк Республики
Казахстан (далее – Национальный
Банк) и Агентство Республики
Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и
финансовых организаций (далее
– АФН) продолжили реализацию
антикризисных программ, направленных
на смягчение последствий мирового
экономического спада и создание
устойчивой основы посткризисного
развития страны.
В
результате, по предварительной
оценке, реальный прирост валового
внутреннего продукта (далее –
ВВП) в 2010 году составил 7%, уровень
безработицы снизился к концу 2010 года
до 5,5%, среднедушевые денежные доходы
населения выросли в реальном выражении
на 6,3%, реальная заработная плата – на
7,5%, инфляция составила 7,8%.
Приоритетом бюджетной политики
было первоочередное финансирование
социальных обязательств. Выплаты
пенсий, социальные пособия и
заработная плата работникам
бюджетной сферы, предусмотренные
в республиканском бюджете на
2010 год, финансировались своевременно
и в полном объеме.
Проведенная в 2010 году реструктуризация
внешнего долга банковского сектора
позволила снизить нагрузку на
банки по обслуживанию внешнего
долга, стабилизировать финансовое
состояние банков и открыть
возможности для стабильного
их развития в перспективе.
Совокупный размер международных
резервов страны, включая валютные
активы Национального фонда, на
конец 2010 года составил 59 млрд. долларов
США. За прошлый год золотовалютные активы
Национального Банка страны увеличились
на 22,5 % и составили 28,3 млрд. долларов США.
Оживление мировой экономики,
стабилизация внешней ценовой
конъюнктуры на продукцию экспортного
направления и расширение внутреннего
спроса способствовали росту
и в реальном секторе экономики.
В 2010 году стартовала Государственная
программа индустриально-инновационного
развития (далее – ГПФИИР), в рамках
которой введены в эксплуатацию
152 индустриальных проекта на
сумму более 801,8 млрд. тенге.
В результате реализации ГПФИИР
и Дорожной карты занятости
создано более 156 тыс. рабочих
мест.
С целью развития предпринимательства,
в первую очередь малого и
среднего бизнеса, стартовала
в пилотном режиме Программа «Дорожная
карта бизнеса 2020», в рамках которой одобрено
225 проектов общим объемом кредитов 101,2
млрд. тенге.
С
1 января 2010 года начал функционировать
Таможенный союз (далее – ТС) Беларуси,
Казахстана и России, который
проводит единую торговую политику
в отношении третьих стран.
С 1 июля 2010 года начато формирование
единой таможенной территории, что
позволит увеличить рынок сбыта
с 16 до 168 млн. потребителей. Это
вкупе с принимаемыми мерами
по улучшению бизнес-климата в стране
призвано стать стимулом для диверсификации
экономики путем привлечения иностранных
и отечественных инвестиций в обрабатывающие
сектора экономики.
Реализация договоренностей, достигнутых
в рамках соглашений Единого
экономического пространства (далее
– ЕЭП), обеспечит: применение
странами- участницами согласованных
принципов макроэкономической политики,
единых правил предоставления государственной
поддержки промышленным и сельскохозяйственным
предприятиям; недискриминационный доступ
для отечественных товаропроизводителей
к транспортной инфраструктуре стран
ЕЭП; а также свободу движения услуг, капитала
и рабочей силы.
В
2011 году экономическая политика,
проводимая Правительством, Национальным
Банком и АФН, будет направлена
на:
1) повышение
конкурентоспособности казахстанской
экономики;
2) реализацию
программ, направленных на диверсификацию
экономики, в рамках государственной
программы по форсированному
индустриально-инновационному развитию;
3) обеспечение
стабильной занятости и роста
доходов населения;
4) реализацию
государственных программ развития
человеческого капитала, включая
образование, здравоохранение и
развитие языков.
Повышение
конкурентоспособности будет достигнуто
за счет обеспечения макроэкономической
стабильности, улучшения инвестиционного
и бизнес-климата, институционального
развития, уровня технологического и инновационного
развития, качества развития человеческих
ресурсов страны, а также уменьшения торговых
барьеров и расширения экономической
интеграции в рамках ТС и ЕЭП.
В
целях улучшения бизнес-климата
будет продолжена работа по снижению административных
барьеров и оптимизации разрешительной
системы как на центральном, так и на региональном
уровнях.
В 2011 году будет продолжена активная совместная
работа с бизнес-сообществом с целью выработки
и продвижения экономических интересов
Казахстана и использования новых возможностей
открывающихся в рамках ТС и ЕЭП. С целью
дальнейшей интеграции в глобальную торгово-экономическую
систему одной из приоритетных задач во
внешнеэкономической политике будет ускорение
процесса вступления Казахстана в ВТО
в тесной координации со странами-партнерами
по ТС.
В 2011 году в рамках реализации
ГПФИИР будут значительно активизированы
внутренние и внешние инвестиционные
ресурсы в перерабатывающие сектора
экономики и развитие инфраструктуры
страны, дополнительно будут запущены
новые индустриальные и инновационные
проекты в рамках Карты индустриализации.
Для стимулирования повышения
производительности в отраслях
экономики будет принята программа
по масштабной модернизации действующих
предприятий «Производительность
2020».
Для бизнеса будет развернут
целый набор системных мер
поддержки производств с высокой добавленной
стоимостью, трансферта новых технологий,
разработки отечественных инновационных
решений, продвижения экспорта продукции,
обеспечения долгосрочного заказа на
выпуск продукции.
Для инвесторов будут созданы
дополнительные стимулы в несырьевых
секторах экономики, в том числе за счет
развития специальных экономических зон.
В поддержку развития предпринимательства,
в том числе малого и среднего
бизнеса, продолжится реализация
Дорожной карты бизнеса 2020
по четырем направлениям: поддержка бизнес-инициатив,
оздоровление предпринимательского сектора,
снижение валютных рисков предпринимателей
и усиление предпринимательского потенциала.
В ходе реализации фискальной
политики приоритетными задачами
являются обеспечение сбалансированности
бюджета путем сокращения ненефтяного
дефицита, увеличения активов Национального
фонда и повышения эффективности использования
бюджетных средств.
Правительство продолжит принятие
мер по повышению благосостояния
населения и поддержке социально
уязвимых слоев населения. В
2011 году предусмотрено дальнейшее
повышение заработной платы в
бюджетной сфере и социальных
расходов.
С учетом повышения пенсий с 1 января 2011
года на 30%, их минимальный размер достигнет
24047 тенге (с учетом базовой пенсии), средний
размер – 36205 тенге (с учетом базовой пенсии).
В текущем году увеличены размеры социальных
пособий и выплат. Будет повышена заработная
плата работникам бюджетной сферы на 30%.
Одним
из основных приоритетов экономической
политики в 2011 году станет регулирование
ценообразования и обеспечение
стабильности цен на внутреннем
рынке, в первую очередь на
социально значимые продовольственные
товары.
Для
этого со стороны Правительства
и местных исполнительных органов
продолжится работа по дальнейшему
развитию оптовых (коммунальных)
продовольственных рынков и торговой
инфраструктуры, насыщению внутреннего
рынка отечественной продукцией,
регулированию ценообразования
на услуги субъектов естественных
монополий.
Кроме того, будет усилена работа
по защите конкуренции, выявлению
и пресечению недобросовестной
конкуренции, ценового сговора,
злоупотреблений субъектами рынка
своим доминирующим положением,
спекулятивного роста цен, сокращению
посреднических звеньев между
производителями продукции и
конечными потребителями.
Обеспечение стабильности цен
и поддержание уровня годовой
инфляции в коридоре 6 – 8% будет
приоритетным направлением денежно-кредитной
политики Национального Банка
в 2011 году.
Национальным Банком будет продолжена
работа по совершенствованию
и повышению эффективности инструментов
денежно-кредитной политики и по дальнейшему
усилению их воздействия на денежный рынок.
Основными инструментами регулирования
ставок вознаграждения на финансовом
рынке, а также стерилизации
избыточной ликвидности банков
останутся краткосрочные ноты
и депозиты банков второго
уровня в Национальном Банке.
Денежное предложение в экономике
будет сохраняться на уровне,
соответствующем росту экономики.
Проблема восстановления кредитной
активности будет решаться путем
структурных преобразований в
банковском секторе.
В 2011 году Национальный Банк
начнет работу по совершенствованию
механизма минимальных резервных
требований, повышению эффективности
его применения.
В условиях благоприятной мировой
ценовой конъюнктуры на основные
товары казахстанского экспорта
и стабильности национальной
валюты Национальным Банком планируется
переход к режиму управляемого плавающего
валютного курса.
Меры Национального Банка в
области валютной политики будут
направлены на недопущение значительных
колебаний реального курса национальной
валюты, которые могут оказать
негативное влияние на конкурентоспособность
отечественного производства при
изменении мировой конъюнктуры.
В целом
денежно-кредитная политика будет
адекватна складывающимся макроэкономическим
условиям.
Политика в области развития
финансовой системы Казахстана
будет направлена на обеспечение
устойчивости, прозрачности и эффективности
финансового сектора.
АФН будет продолжена работа
по восстановлению доверия к
финансовому сектору, расширению
механизмов защиты прав и законных
интересов потребителей финансовых
услуг и инвесторов, внедрению
эффективной системы внутреннего
контроля и риск-менеджмента в финансовых
организациях, а также повышению прозрачности
их деятельности.
Получит дальнейшее развитие
фондовый рынок, подкрепленный
государственно-частным партнерством
и исламским финансированием.
Развитие регионального финансового
центра города Алматы и развитие
рынка ценных бумаг, обеспечивающего адекватный
объем их обращения, также будут способствовать
расширению фондового рынка.
В целом развитие финансового
сектора страны будет осуществляться
в соответствии с Концепцией
развития финансового сектора
Республики Казахстан в посткризисный
период.
Таким образом, проводимая
в 2011 году экономическая политика Правительства,
Национального Банка и АФН позволит обеспечить
реальный рост ВВП на уровне 4 – 5%, поддержание
уровня инфляции в коридоре 6 – 8%.
3.3
Сценарные варианты
развития экономики
Республики Казахстан
на 2011-2013 годы
В целях разработки последовательной
и сбалансированной политики Национальный
Банк Республики Казахстан принял решение
разработать Основные направления денежно-кредитной
политики Республики Казахстан на один
год с учетом среднесрочных прогнозов
на 3 последующих года.
Указанные сценарии являются
синхронизированными и согласованными
с оценками Правительства Республики
Казахстан при формировании Прогноза
социально-экономического развития
Республики Казахстан на 2011-2015 годы.
Учитывая степень воздействия
на экономику Республики Казахстан,
ключевым критерием разделения
на сценарные варианты при
разработке денежно-кредитной политики
на 2011-2013 годы был определен среднегодовой
уровень мировых цен на нефть.
Были рассмотрены три сценария
развития макроэкономической ситуации,
которые предполагают уровень
цен на нефть в 35, 65 и 80 долларов
США за баррель.
Прогнозы основных показателей
денежно-кредитной политики Республики
Казахстан основаны на прогнозах
платежного баланса[1], которые являются
достаточно консервативными (таблица
1).
Таблица
1.
Прогноз реального ВВП
и показателей платежного
баланса в 2011-2013 годах
по 3 сценариям
|
|
2011г |
|
|
2012г |
|
|
2013г |
|
|
35 |
65 |
80 |
35 |
65 |
80 |
35 |
65 |
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реальный
рост ВВП, % |
-0,5 |
3,1 |
4,7 |
0,9 |
3,3 |
4,9 |
1,9 |
3,5 |
5 |
Текущий
счет, в % к ВВП |
-7,2 |
0,9 |
1,6 |
-5,8 |
1,5 |
1,5 |
-4,7 |
1,9 |
1,4 |
Платежный
баланс, в % к ВВП |
-1,9 |
2,8 |
2,6 |
-0,4 |
1,9 |
1,8 |
-1,8 |
2,2 |
0,6 |
При всех трех сценариях было принято
во внимание планируемое в 2011 году повышение
пенсий, пособий, заработных плат и других
социальных выплат из бюджета. Данное
повышение потребует соответствующих
мер со стороны Правительства Республики
Казахстан и Национального Банка Республики
Казахстан в части поддержания совокупного
предложения на уровне, соответствующем
совокупному спросу в экономике.
Из-за неясных перспектив в
отношении списания банками «плохих»
кредитов представить прогноз
или оценку о динамике и
объемах кредитов экономике не
представляется возможным. Ожидается,
что в 2011 году объемы погашения
кредитов и списания «плохих» кредитов
будут компенсировать объемы выдачи новых
кредитов. В этой связи, в 2011 году ожидается
стабильный уровень задолженности экономики
по кредитам, а в 2012-2013 годах было сделано
допущение об их росте на 10% в год.
В 2011 году ожидается сохранение
инфляционного фона на текущем
уровне. Это связано с тем, что
основными рисками роста инфляции
в 2011 году будут оставаться
факторы, действующие в 2010 году.
При этом в 2011 году влияние
монетарных факторов на формирование
инфляционных процессов в Республике
Казахстан, как и в 2010 году,
будет минимальным.
При реализации
всех сценариев
развития экономики
Республики Казахстан
в 2011-2013 году основной
целью Национального
Банка Республики
Казахстан является
обеспечение стабильности
цен, что предполагает
удержание инфляции
в коридоре 6,0-8,0%.
При реализации первого
сценария ожидается незначительное
сокращение экономики Казахстана в 2011
году с последующим восстановлением реального
роста экономики до 2% в 2013 году.
В рамках данного сценария
ожидается снижение деловой активности,
сокращение совокупного спроса,
ухудшение показателей платежного
баланса и снижение денежного
предложения.
Снижение спроса экономики на
деньги будет сопровождаться
сокращением денежного предложения
в 2011 году. В 2012-2013 годах денежное
предложение несколько увеличится,
однако темпы его роста будут
ограниченными.
Разнонаправленная динамика денежного
предложения будет способствовать
незначительному снижению уровня
монетизации.
По оценке Национального Банка
Республики Казахстан, вероятность
реализации данного сценария
достаточно низкая.
В случае реализации
второго сценария цены на нефть будут
выше по сравнению с первым сценарием,
но ниже фактического уровня, сложившегося
в 2010 году. В результате, темпы роста экономики
Казахстана в 2011-2013 годах замедлятся по
сравнению с 2010 годом.
Счет операций с капиталом
и финансами в 2011-2013 годах сохранится
положительным. Однако к концу
прогнозного периода чистый приток
может сократиться, главным образом,
за счет снижения потребности
в валовом поступлении прямых
иностранных инвестиций в крупные
нефтегазовые проекты, если не
начнется реализация новых этапов
работ в этих проектах.
На этом фоне ожидается, что
текущий счет и общий платежный
баланс в 2011-2013 годах будут
положительными.
Темпы расширения денежного предложения
будут соответствовать темпам
роста номинального ВВП в 2011-2013
годах. При этом более благоприятная
макроэкономическая ситуация, сопровождающаяся
положительной динамикой экономического
роста, будет способствовать росту
уровня монетизации (приложение
1).
В соответствии с
третьим сценарием темпы экономического
роста в Казахстане в 2011-2013 годах ожидаются
на более высоком уровне по сравнению
с предыдущими сценариями.
По сравнению с предыдущим
сценарием, при более высоком
уровне экспортных доходов и
фиксированных объемах трансферта
в республиканский бюджет ускорятся
темпы роста иностранных активов
Национального фонда Республики
Казахстан. Это будет способствовать
увеличению оттока по счету
операций с капиталом и финансами
по сравнению с предыдущим
сценарием.
В рамках
3 сценария ожидается более высокий
совокупный спрос, в том числе
на импортные товары, по сравнению
с предыдущим сценарием. В итоге
профицит общего платежного баланса будет
более умеренным.
Спрос на деньги также окажется
более высоким по сравнению
с предыдущими сценариями. При этом
в 2011 году ожидается значительный рост
номинального ВВП, темпы которого в 2012-2013
годах стабилизируются. В результате,
динамика денежного предложения будет
соответствовать динамике номинального
ВВП, что обеспечит рост монетизации в
прогнозируемом периоде.
Национальный Банк
Республики Казахстан
считает наиболее
вероятным реализацию
третьего сценария
развития экономики
Республики Казахстан,
исходя из этого,
были разработаны
меры денежно-кредитной
политики на 2011 год.
Меры на последующие
годы будут уточняться
по результатам
2011 года.
Денежно-кредитная
политика Республики
Казахстан на 2011 год
В 2011 году Национальный Банк Республики
Казахстан определяет приоритетным направлением
своей деятельности осуществление денежно-кредитной
политики, ориентированной на обеспечение
стабильности цен и поддержание низкого
уровня годовой инфляции, адекватного
складывающимся макроэкономическим предпосылкам.
Несмотря на то, что основной целью денежно-кредитной
политики Национальный Банк Республики
Казахстан определил стабильность цен,
переход к принципам инфляционного таргетирования
переносится на более длительные перспективы
по мере повышения эффективности процентных
ставок, как инструментов денежно-кредитной
политики Национального Банка Республики
Казахстан.
Будет продолжена работа по совершенствованию
и повышению эффективности инструментов
денежно-кредитной политики и дальнейшему
усилению влияния принимаемых мер на состояние
денежного рынка.
По окончании действия установленного
коридора колебаний обменного курса тенге
Национальный Банк Республики Казахстан
перейдет к режиму управляемого плавающего
валютного курса. Это обусловлено стабильностью
национальной валюты, чему способствует
благоприятная ценовая конъюнктура на
основные позиции казахстанского экспорта
на мировых рынках и состояние платежного
баланса. Фундаментальные предпосылки
для девальвации тенге в среднесрочном
периоде отсутствуют. Кроме того, при реализации
2 и 3 сценариев развития экономики ввиду
положительного сальдо платежного баланса
высока вероятность укрепления национальной
валюты.
При этом переход к режиму управляемого
плавающего валютного курса не снимает
обязательств Национального Банка Республики
Казахстан по обеспечению стабильности
национальной валюты. Меры Национального
Банка Республики Казахстан будут направлены
на недопущение значительных колебаний
реального курса национальной валюты,
которые могут оказать негативное влияние
на конкурентоспособность отечественного
производства в условиях постоянно меняющейся
мировой конъюнктуры. Национальный Банк
Республики Казахстан будет стремиться
к дальнейшему снижению своего участия
на валютном рынке в целях повышения гибкости
курса тенге.
Процентная политика Национального Банка
Республики Казахстан будет направлена
на удержание рыночных ставок на денежном
рынке краткосрочных инструментов в пределах
коридора ставок Национального Банка
Республики Казахстан. При этом дальнейшая
реализация процентной политики будет
направлена на сужение коридора ставок.
Основные усилия Национального Банка
Республики Казахстан будут сосредоточены
на более гибком регулировании нижней
границы коридора ставок (ставки по депозитам
банков, размещаемым в Национальном Банке
Республики Казахстан), по которой осуществляется
изъятие ликвидности банков. Кроме того,
изменение нижней границы коридора ставок
будет определяться динамикой прогнозируемой
инфляции на среднесрочный период.
Официальная ставка рефинансирования,
являющаяся верхней границей коридора,
будет определяться исходя из текущей
ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.
В 2011 году Национальным Банком Республики
Казахстан будет рассмотрен вопрос о дифференциации
ставок по операциям Национального Банка
Республики Казахстан в зависимости от
сроков и условий.
Основными инструментами регулирования
ставок вознаграждения на финансовом
рынке, а также стерилизации избыточной
ликвидности банков останутся краткосрочные
ноты и депозиты банков второго уровня
в Национальном Банке Республики Казахстан.
Эмиссия краткосрочных нот будет также
направлена на поддержание вторичного
рынка государственных ценных бумаг, формирование
кривой доходности по финансовым инструментам
сроком до 1 года. В 2011 году ситуация с ликвидностью
на денежном рынке кардинально не изменится.
В связи с этим, сроки обращения краткосрочных
нот предполагается сохранить на существующем
уровне – 3 и 6 месяцев.
При необходимости Национальный Банк
Республики Казахстан будет предоставлять
займы рефинансирования для поддержания
краткосрочной ликвидности банков. Сроки
данных операций останутся короткими.
При этом Национальный Банк Республики
Казахстан не ожидает роста спроса на
данные ресурсы. Также будет рассмотрена
возможность предоставления ликвидности
посредством проведения операций с международными
финансовыми организациями.
В целях повышения эффективности инструментов
по регулированию ликвидности банков
будет рассмотрена возможность возобновления
проведения операций прямого и обратного
РЕПО с банками в секторе автоматического
РЕПО на Казахстанской фондовой бирже.
В 2011 году Национальный Банк Республики
Казахстан начнет работу по совершенствованию
механизма минимальных резервных требований,
повышению эффективности его применения,
главным образом, в части изменения состава
резервных активов. Будет рассмотрен вопрос
исключения из базы резервных активов
банка активов в иностранной валюте. В
среднесрочной перспективе (в 2012-2013 годах)
планируется также рассмотреть вопрос
исключения из состава резервных активов
наличных денег в кассах банков. Для недопущения
значительного ухудшения ситуации с ликвидностью
банков Национальный Банк Республики
Казахстан может рассмотреть вопрос снижения
нормативов минимальных резервных требований.
Достижение цели по инфляции в пределах
6-8% по всем сценарным вариантам будет
обеспечиваться соответствующими мерами
денежно-кредитной политики. Увеличение
избыточного денежного предложения, которое
может повлечь усиление инфляционного
давления, будет сопровождаться ростом
стерилизационных операций Национального
Банка Республики Казахстан.
Денежно-кредитная политика Республики
Казахстан будет адекватна складывающимся
макроэкономическим условиям. Денежное
предложение в экономике будет сохраняться
на уровне, соответствующем росту экономики.
Денежно-кредитная политика Республики
Казахстан будет создавать условия для
решения проблемы восстановления кредитной
активности путем гибкого регулирования
ликвидности в банковском секторе. Вместе
с тем, эффективность данных мер будет
зависеть от структурных преобразований
в банковском секторе.
Денежно-кредитная политика Республики
Казахстан, в том числе валютная политика,
будет учитывать, как возможные экономические
выгоды, так негативные последствия и
риски для экономики Республики Казахстан,
вытекающие из реализации договоренностей,
достигнутых в рамках соглашений Единого
экономического пространства.
Денежно-кредитная политика Республики
Казахстан будет способствовать выполнению
прогнозов социально-экономического развития
Республики Казахстан.[9]
В случае реализации более благоприятных
сценариев развития экономики (2 и 3 сценарии)
в 2011 году, денежно-кредитная политика
в последующие годы будет осуществляться
в рамках основных направлений, определенных
настоящим документом. Основные параметры
денежно-кредитной политики и платежного
баланса, в том числе меры денежно-кредитной
политики, на последующие годы будут уточнены
по результатам 2011 года.
Прогноз
основных показателей
денежно-кредитной
политики на 2011-2013 гг.[9]
ПЕРВЫЙ
СЦЕНАРИЙ (на конец
периода)
|
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инфляция,
% |
|
7,3 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная
ставка рефинансирования, % |
|
7,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
|
|
|
|
|
|
Денежная
база, млрд. тенге |
|
2805 |
2563 |
2673 |
2821 |
изменение
в % |
|
14,5 |
-8,7 |
4,3 |
5,5 |
Денежная
масса, млрд. тенге |
|
8754 |
7910 |
8220 |
8652 |
изменение
в % |
|
16,9 |
-9,6 |
3,9 |
5,2 |
Депозиты
резидентов, млрд. тенге
изменение
в % |
|
7666 |
6917 |
7198 |
7572 |
|
16,6 |
-9,8 |
4,1 |
5,2 |
Кредиты
экономике, млрд. тенге |
|
7489 |
7489 |
7564 |
7715 |
изменение
в % |
|
-2,0 |
0,0 |
1,0 |
2,0 |
Уровень
монетизации экономики, % |
|
45,3 |
44,8 |
44,5 |
44,0 |
|
|
|
|
|
ВТОРОЙ
СЦЕНАРИЙ (на конец
периода)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инфляция,
% |
7,3 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная
ставка рефинансирования, % |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
Денежная
база, млрд. тенге |
2805 |
3077 |
3379 |
3698 |
изменение
в % |
14,5 |
9,7 |
9,8 |
9,5 |
Денежная
масса, млрд. тенге |
8754 |
9673 |
20710 |
11766 |
изменение
в % |
16,9 |
10,5 |
10,7 |
9,9 |
Депозиты
резидентов, млрд. тенге
изменение
в % |
7666 |
8477 |
9396 |
10331 |
16,6 |
10,6 |
10,8 |
10,0 |
Кредиты
экономике, млрд. тенге |
7489 |
7489 |
8238 |
9062 |
изменение
в % |
-2,0 |
0,0 |
10,0 |
10,0 |
Уровень
монетизации экономики, % |
45,3 |
45,6 |
46,0 |
46,2 |
ТРЕТИЙ
СЦЕНАРИЙ (на конец
периода)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инфляция,
% |
7,3 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная
ставка рефинансирования, % |
7,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
|
|
|
|
|
Денежная
база, млрд. тенге |
2805 |
3316 |
3710 |
4132 |
изменение
в % |
14,5 |
18,2 |
11,9 |
11,4 |
Денежная
масса, млрд. тенге |
8754 |
10444 |
11781 |
13166 |
изменение
в % |
16,9 |
19,3 |
12,8 |
11,8 |
Депозиты
резидентов, млрд. тенге
изменение
в % |
7666 |
9161 |
10358 |
11589 |
16,6 |
19,5 |
13,1 |
11,9 |
Кредиты
экономике, млрд. тенге |
7489 |
7489 |
8238 |
9062 |
изменение
в % |
-2,0 |
0,0 |
10,0 |
10,0 |
Уровень
монетизации экономики, % |
45,3 |
45,8 |
46,1 |
46,3 |
[1] При
построении прогноза по платежному
балансу на 2011-2013 годы были также
учтены предположения и ожидания
министерств и ведомств Республики
Казахстан относительно поступлений
иностранных инвестиций в крупные
проекты, имевшихся на конец
сентября 2010 года. |