Национальный банк Республики Казахстан в современной финансовой системе РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:06, дипломная работа

Краткое описание

Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….....4
Глава 1 Национальный банк Республики Казахстан как верхнее звено банковской системы …………………………………………………………...6
Историческая справка о Национальном Банке Республики Казахстан…..7
Организационная структура управления Национального Банка Республики Казахстан ……………………………………………………………………...17
Функции Национального Банка Республики Казахстан в финансовой системе РК……………………………………………………………………..23

Глава 2 Роль и анализ деятельности Национального Банка Республики Казахстан в финансовой системе ……………………………………………30
2.1 Операции, проводимые Национальным банком РК ………………………..30
2.2 Денежно-кредитная политика Национального банка РК ……………...…..31
2.3 Обследование банков второго уровня «Состояние и прогноз параметров кредитного рынка …………………………………………………………….37
2.4 Программа первоклассных эмитентов Национального Банка…………….46
2.5 Валютное регулирование ………………………………………………...…..47
Глава 3 Перспективные направления развития банковской системы Казахстана в условиях усиления роли Национального банка Республики Казахстан . 49
3.1 Перспективы развития банковской системы Республики Казахстан ……..49
3.2 Основные направления экономической политики на 2011 год …………...60
3.3 Сценарные варианты развития экономики Республики Казахстан на 2011-2013 годы ...........................................................................................................64
Заключение ……………………………………………………………………........71
Список использованной литературы………………………………………….......73

Файлы: 1 файл

Дипломная Утаева Ж..docx

— 370.12 Кб (Скачать)

   К пассивным операциям  Национального банка относятся:

  • эмиссия банкнот (доля до 90-95% от всех пассивов) является важным источником ресурсов Национального банка. В наше время отменено золотое обеспечение банкнот. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных бумаг и увеличении золотовалютных резервов. Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы Национального банка. В этом проявляется взаимосвязь его пассивных и активных операций. Размеры пассивной операции «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, покупки государственных ценных бумаг, иностранной валюты и золота;
  • прием депозитов кредитных учреждений составляют значительную часть пассивов центральных банков. Национальные банк принимает от коммерческих депозиты, по которым выплачиваются проценты;
  • хранение капиталов и резервов коммерческих банков. На счетах центральных банков хранятся средства казначейства (министерства финансов) и других правительственных ведомств. Коммерческие банки открывают в центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и специальный резервный счет;
  • привлечение средств из-за границы. Национальный банк может получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций или других центральных банков. В ряде стран центральные банки прибегают к займам: выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации, векселя). Они используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются Национальными банками в залог при кредитовании коммерческих банков.

   К активным операциям  Национального банка относятся:

  • купля/продажа золота и иностранной валюты;
  • учетно-ссудные - купля/продажа и учет государственных и коммерческих векселей и обязательств. Центральные банки предоставляют ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (между текущим поступлением доходов и расходами бюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком не более одного года;
  • ломбардное кредитование – ссуды под залог ценных бумаг. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются Национальным банком под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов;
  • инвестиционные – долгосрочные вложения в государственные ценные бумаги. Осуществляются Национальными банками с различными целями.

   Во-первых, покупка ими государственных обязательств служит главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. В портфеле Национального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население.

   Во-вторых, покупка Национальными банками государственных ценных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки используют покупку векселей у коммерческих банков. Эта операция называется переучетом, так как Национальный банк осуществляет вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков – покупка у банков государственных ценных бумаг с обязательством Национального банка последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.

   Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции Национального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка Национальным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, то есть предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах).[12]

   Следует обратить внимание на то, что в портфеле Национального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг.

   Соответственно  основными кредиторами государства  выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные  учреждения, компании, население.

   Важной, а нередко главной целью покупки  Национальным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

   Операции  Национального банка отражаются в его балансе, который состоит из активов и пассивов [6, 120].

     К активным статьям пассива относятся:

    1. драгоценные металлы;
    2. средства в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов;
    3. кредиты в рублях, в том числе кредиты кредитным организациям – резидентам и нерезидентам;
    4. ценные бумаги, включая государственные бумаги;
    5. прочие активы.

   К пассивным статьям  относятся:

    1. наличные деньги в обращении;
    2. средства на счетах в Центральном банке, в том числе Правительства, кредитных организаций – резидентов и нерезидентов;
    3. средства в расчетах;
    4. капитал;
    5. прочие пассивы.

   Кредитные операции Национального банка не ограничиваются суммой аккумулированных кредитных ресурсов. Как банк первого уровня он осуществляет выдачу ссуд на эмиссионной основе независимо от состояния пассивной части своего баланса на дату выдачи кредита. Пассивы Национального банка автоматически увеличивается по мере предоставления кредита.

   Осуществляемые  Национальным банком кредитные операции играют подчиненную роль по отношению к организации платежного механизма и денежного обращения страны: они призваны обеспечить наличие остатка средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в сумме, достаточной для бесперебойного функционирования межбанковской системы и удовлетворения потребностей оборота в наличных деньгах.

   Кредиты Национального банка – это основной источник государственного внутреннего долга страны.[14]

   Безусловно, непосредственное кредитование предприятий  Национальным банком ограничено. Конечно, не каждый предприниматель и далеко не каждое предприятие может получить кредит у Национального банка, это доступно не всем. Кредит выдается хозяйствующим субъектам, обеспечивающим деятельность Национального банка (включая создание материально-технической базы для выпуска собственной валюты). Практикуется выдача ссуд сотрудникам Национального банка из средств фонда материального поощрения. 

     2.2 Денежно-кредитная политика Национального банка РК 

    Мировой экономический кризис  оказал значительное влияние  на проведение денежно-кредитной  политики Национальными банками большинства стран и внес определенные изменения в использование инструментов денежно-кредитной политики.

     Со второй половины 2009 года мировая  экономика находится на одной  из первых стадий процесса  восстановления после глобального  финансового кризиса. Согласно  прогнозу МВФ, рост мировой  экономики в 2010-2011 годах оценивается  в пределах 4,5%. Тем не менее,  масштаб восстановления отличается  от страны к стране. В большинстве  развитых стран экономическая  активность остается умеренной,  в то время как в крупных  развивающихся странах зафиксирован  значительный рост ВВП. Рост  ВВП в странах с развитой экономикой в 2010-2011 годах ожидается на уровне 2,5%, в развивающихся странах – около 6,5%. [16]

    Принимая во внимание умеренную  экономическую активность, высокую  неопределенность относительно  устойчивости восстановления экономического  роста и ограниченное инфляционное  давление в основных развитых  странах, центральные банки данных  стран продолжают проводить экспансионистскую  денежно-кредитную политику. В частности,  процентная ставка Федеральной  резервной системы США находится  на рекордно низком уровне  с декабря 2008 года. Процентные  ставки Европейского Национального Банка также остаются неизменными на протяжении последних 1,5 лет.

     С другой стороны, центральные  банки основных развивающихся  стран, где восстановление экономического  роста сопровождается повышением  инфляции, приступили к некоторому  ужесточению денежно-кредитной политики. Так, центральные банки таких  стран, как Китай, Южная Корея,  Малайзия, Индия, принимали решения  по повышению собственных процентных  ставок.

     В среднесрочном периоде деятельность  государственных органов будет  сосредоточена на усилиях, прилагаемых к реорганизации систем регулирования финансовой деятельности, восстановлению сбалансированного роста глобальной экономики и обеспечению более устойчивого экономического подъема.

     В целом, 2010 год можно назвать  периодом плавного и поступательного  возобновления хозяйственных отношений  между субъектами рынка и вступления  в фазу экономического роста. 

               Макроэкономическое развитие в 2010 году 

     В 2010 году экономика Республики Казахстан показала достаточно высокие темпы развития. Так, рост ВВП за 9 месяцев 2010 года составил 7,5%. По оценкам, реальный рост ВВП по итогам 2010 года составит около 7%.

     За 9 месяцев 2010 года счет текущих  операций платежного баланса  сложился с профицитом в 4,7 млрд. долл. США (или 5% к ВВП). Продолжается приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан, объем которых  по итогам 9 месяцев 2010 года составил 8,2 млрд. долл. США.

     По итогам ноября 2010 года годовая  инфляция сложилась на уровне 7,7% (в декабре 2009 года – 6,2%).

    Основные факторы роста инфляции  в 2010 году были связаны с  несбалансированностью спроса и  предложения в экономике, что,  главным образом, вызвано:

- расширением  совокупного спроса ввиду повышения  заработных плат, социальных пособий  и пенсий из бюджета на 25% в  2010 году;

- сохранением  нестабильной ситуации на мировых  товарных рынках, в частности,  из-за неблагоприятных погодных  условий, что привело к сокращению  предложения пшеницы, зерновых  культур и др. на мировом рынке  и росту цен на данные товары.

   Платежные системы Республики Казахстан обеспечивают своевременное проведение платежей и переводов денег на территории страны и характеризуются высоким уровнем безопасности и эффективности. За 11 месяцев 2010 года через платежные системы Республики Казахстан было проведено 27,0 млн. транзакций на сумму 169,4 трлн. тенге, что выше уровня аналогичного периода предшествующего года на 15,8% и 18,7%, соответственно.[16]

    В рамках достижения установленных  ориентиров денежно-кредитная политика  Республики Казахстан носила  сбалансированный характер. Это  сопровождалось поддержанием денежного  предложения на низком уровне.   Темпы роста денежной массы  по итогам 10 месяцев 2010 года составили  15,7%, денежная база в январе-ноябре 2010 года сжалась на 3,2%.

    В 2010 году отмечался рост депозитной  базы в банковской системе.  Так, объем  депозитов резидентов за 11 месяцев 2010 года повысился на 13,3% до 7451,3 млрд. тенге, при этом депозиты юридических лиц выросли на 13,4%, физических лиц – на 13,2%. За 11 месяцев 2010 года депозиты в иностранной валюте понизились на 8,1% до 2640,6 млрд. тенге, в национальной валюте – увеличились на 30,0% до 4810,7 млрд. тенге.

   В целях повышения устойчивости  внутренних источников при формировании  базы фондирования банков, обеспечения  стабильности финансовой системы  и защиты интересов депозиторов  в сентябре 2010 года Национальным  Банком Республики Казахстан  была увеличена капитализация  АО «Казахстанский фонд гарантирования  депозитов» на 11 млрд. тенге. Уставный  капитал АО «Казахстанский фонд  гарантирования депозитов» теперь  составляет 121 млрд. тенге. Данная  мера будет способствовать дальнейшему  стабильному росту депозитов  в банках, как населения, так  и юридических лиц.

Информация о работе Национальный банк Республики Казахстан в современной финансовой системе РК