Национальный банк Республики Казахстан в современной финансовой системе РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:06, дипломная работа

Краткое описание

Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….....4
Глава 1 Национальный банк Республики Казахстан как верхнее звено банковской системы …………………………………………………………...6
Историческая справка о Национальном Банке Республики Казахстан…..7
Организационная структура управления Национального Банка Республики Казахстан ……………………………………………………………………...17
Функции Национального Банка Республики Казахстан в финансовой системе РК……………………………………………………………………..23

Глава 2 Роль и анализ деятельности Национального Банка Республики Казахстан в финансовой системе ……………………………………………30
2.1 Операции, проводимые Национальным банком РК ………………………..30
2.2 Денежно-кредитная политика Национального банка РК ……………...…..31
2.3 Обследование банков второго уровня «Состояние и прогноз параметров кредитного рынка …………………………………………………………….37
2.4 Программа первоклассных эмитентов Национального Банка…………….46
2.5 Валютное регулирование ………………………………………………...…..47
Глава 3 Перспективные направления развития банковской системы Казахстана в условиях усиления роли Национального банка Республики Казахстан . 49
3.1 Перспективы развития банковской системы Республики Казахстан ……..49
3.2 Основные направления экономической политики на 2011 год …………...60
3.3 Сценарные варианты развития экономики Республики Казахстан на 2011-2013 годы ...........................................................................................................64
Заключение ……………………………………………………………………........71
Список использованной литературы………………………………………….......73

Файлы: 1 файл

Дипломная Утаева Ж..docx

— 370.12 Кб (Скачать)
    • изменение учетного процента;
    • изменение норм обязательных резервов коммерческих банков;
    • операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных обязательств).

   Вследствие  изменения учетного процента происходит регулирование способности коммерческих банков пополнять резервы за счет краткосрочных кредитов Национального банка. Ставка учетного процента — это ставка процента, под который Национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их денежных резервов и кредитования клиентов. Чем выше учетная ставка Национального банка, тем более высокий процент взимают коммерческие банки за предоставляемый ими кредит, и наоборот.

   Обязательный  резерв — устанавливаемые законодательными и другими нормативными актами нормы резервирования средств, ресурсов хозяйствующими субъектами, организациями. Между размером резервов и способностью банков к предоставлению кредитов существует взаимосвязь. Рост кредитов, (и обязательств по депозитам), обуславливает необходимость увеличения резервов, и наоборот сокращение кредитов (депозитов) высвобождает резервы.

   Поэтому, осуществляя регулирование норм обязательных резервов банков, Национальный банк воздействует на рынок ссудного капитала и кредитные операции. 5]

   Операции  на открытом рынке — один из элементов осуществления денежно-кредитной политики государства, заключающейся в том, что Национальный банк покупает и продает ценные бумаги (векселя, казначейские обязательства, облигации) на открытом рынке, влияя тем самым на курс ценных бумаг и получая прибыль. Посредством таких операций увеличивается или уменьшается объем денежной массы в обращении. На открытом рынке Национальный банк может продавать государственные обязательства в случае, когда преследуется цель ограничения эмиссии денег и ограничения способности банков к предоставлению кредитов и наоборот.

   Помимо  основных инструментов регулирования  денежно-кредитных обращений Национальный банк применяет и так называемые селективные методы регулирования, в качестве которых могут выступать:

    • установление верхнего предела процентных ставок, уплачиваемых банками по срочным вкладам;
    • изменение маржи по сделкам с биржевыми, ценными бумагами и т.д.[7]

   В рыночной экономике Национальный банк осуществляет покупку и продажу как отечественной так и иностранной валюты. Когда правительство допускает переменный курс национальной валюты, Национальный банк может осуществлять интервенцию для покупки или продажи валюты, если правительство считает, что обменный курс стал выше или ниже желаемого уровня. Когда правительство осуществляет политику фиксированного валютного курса, Национальный банк продает часть резервов иностранной валюты и покупает отечественную, если прогнозируется девальвация. В случае ревальвации (официальное повышение золотого содержания национальной валюты или фактическое повышение ее валютного курса) осуществляется обратная операция. Если же правительство допускает ограниченные колебания обменного курса на свою валюту, Национальный банк лишь периодически вступает в «игру», когда изменение курса национальной валюты превышает определенный пороговый уровень.

   Таким образом, денежно-кредитная политика — это проводимый правительством страны посредством Национального банка курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных резервов.

   Денежная  эмиссия. Эмиссия (от лат. emissio — выпуск) — выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах [14, 278]. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении. Основные формы эмиссии: эмиссия кредитных денег — банкнот, депозитно-чековая эмиссия, эмиссия ценных бумаг.

   Во  всех странах с течением времени  соответствующим Национальным банком было монополизировано право печати и выпуска денег. Хотя право чеканки монет было частично предоставлено Национальному банку, а частично соответствующему правительству. Однако и в этом случае монеты запускаются в оборот через Национальный банк [12, 134].

   Банкноты  только Национального банка являются неограниченно «законным платежным средством» и тем самым средством погашения долгов. Также Национальный банк устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной эмиссии. Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться только Правление Национального банка и его областные управления. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию – выпуск наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляется автоматически – при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.

   Организация межбанковских расчетов. Межбанковские расчеты являются составным элементом платежного механизма государства. Безналичные платежи между субъектами предпринимательской деятельности никак не могут быть завершены в пределах одного банка. Так как, в основном, у субъектов предпринимательской деятельности счета открыты в разных банках, отсюда неминуемо возникают межбанковские расчеты. Они представляют собой систему осуществления и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают между банковскими организациями.

   В мировой практике сложились общие  принципы организации межбанковских  расчетов, которые основаны на следующих  моделях:

    • по счетам межфилиальных оборотов;
    • путем организации корреспондентских отношений между банками;
    • через корреспондентские счета в учреждениях Национального бака;
    • через клиринговые учреждения.

   Сегодня большинство банков различных стран  перешли на электронную систему  платежей, которая работает в режиме реального времени и позволяет  завершать расчеты между банками  в течение операционного дня.[8]

   В составе Центральных банков есть такое подразделение как расчетная  палата, на которую возложено техническое  проведение межбанковских расчетов на основе электронных технологий. Расчетная палата построена по двухуровневому принципу:

   Центральная расчетная палата, которая подчиняется  непосредственно Национальному банку;

   Региональные  расчетные палаты, которые являются структурными подразделениями территориальных  управлений Центральных банков.

   В центральной расчетной палате открываются  технические счета региональных расчетных палат, по которым фиксируются  проведенные за день операции. Ведение  счетов позволяет проводить контроль за правильностью осуществления операций по техническим корреспондентским счетам региональными расчетными палатами. Кроме того, обобщение отражаемой по этим счетам информации позволяет получить довольно четкую и ясную картину состояния платежного оборота между регионами.

   Контроль  над деятельностью коммерческих банков является одной из важнейших  функций Национального банка. В условиях рыночной экономики, банки, являющиеся коммерческими предприятиями, вполне могут обанкротиться. А банкротства банков подрывают доверие населения к банковской системе страны в целом и дестабилизируют экономическую ситуацию. Поэтому основной задачей Национального банка страны является контроль над деятельностью коммерческих банков с целью недопущения банкротства кредитных учреждений. Данная задача реализуется с помощью дифференцированной системы мероприятий, связанных с надзором, контролем, подачей заявок и профилактикой.

   Система контроля направлена на сокращение внешних  и внутренних банковских рисков. К внешним банковским рискам относятся:

    • риск ликвидности (неспособность банка обеспечить бесперебойную оплату своих обязательств перед клиентами);
    • валютный риск (убытки от неблагоприятного изменения валютного курса в условиях открытой валютной позиции);
    • риск учетной ставки (убытки от изменений процентной ставки, устанавливаемой по кредитам Национального банка, в условиях фиксированной процентной ставки по предоставленным кредитам);
    • риск по ценным бумагам (убытки от изменения курса ценных бумаг, находящихся в портфеле банка).[12]

   Внутренними факторами банковского  риска считают коммерческие, связанные с человеческим фактором - квалификация персонала и деловые качества руководителей, исполнительская дисциплина, качество аудиторской службы и др., а также операционно-технические риски, отражающие степень работоспособности систем, обеспечивающих внутреннюю работу банка: системы безопасности, бухгалтерского учета, материально-технических средств, средств связи, транспорта и т.п.

   Для снижения внутренних рисков проводятся такие процедуры, как лицензирование, аудиторские проверки, инспектирование  деятельности коммерческих банков сотрудниками Национального банка.

   Коммерческие  банки обязаны ежемесячно предоставлять  Национальному банку следующую информацию:

    • баланс с приложением расчета экономических нормативов;
    • отчет о кредитном портфеле;
    • отчет о портфеле ценных бумаг;
    • отчет о валюте и валютной позиции;
    • отчет о риске процентной ставки;
    • отчет о предоставлении и погашении родственными лицами кредита банка.[13]

   Управление  банковского надзора также вправе потребовать от банка предоставление любой другой информации, даже если она отнесена к банковской служебной или коммерческой тайне. Сюда, в частности, относится информация о крупных кредитах.

   Работа  по банковскому надзору делится  по трем основным направлениям: общий  надзор, интенсивный надзор и надзор высокой степени.

   Общий надзор распространяется только на стабильно  работающие банки, которые финансово  устойчивы, соблюдают экономические  нормативы, нормы действующего законодательства, указания Национального бака и т.д. Одним словом имеют хорошую репутацию. Его осуществляют региональные управления Национального банка.

   Интенсивный надзор применяется к тем банкам, которые периодически нарушают экономические  нормативы и допускают незначительные другие нарушения, а также не отличаются финансовой стабильностью.

   Надзор  высокой степени применяется  в отношении банков, которые систематически (два и более раз в течение  квартала) нарушают экономические нормативы, а также допускают другие грубые нарушения или имеют неудовлетворительное финансовое состояние.

   Полномочия  Национального банка в устранении нарушений выражаются в следующих мерах:

   обязательность  для коммерческих банков выполнения указаний Национального банка;

   требования  к учредителям банков по финансовому  оздоровлению банков, замене их руководителей, реорганизации или ликвидации банков;

   взыскание штрафов;

   повышение норм обязательных резервов;

   назначение  временной администрации по управлению банком на период, необходимый для  его финансового оздоровления;

   отзыв лицензий на совершение банковских операций.

   Наделение Национального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций Национальному банку необходима обширная сеть региональных учреждений, а так же Национальный аппарат.

   Организационная структура Национального банка представлена его основными органами управления, службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции.

   Таким образом, особая роль Национального банка в кредитной системе состоит страны в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой кредитной системы страны. Национальный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией государства, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики. 

   Национальный банк осуществляет свои функции путем проведения банковских операций, которые, как и у любого другого банка, делятся на пассивные и активные. Пассивные – это операции по формированию и привлечению банковских ресурсов. А активные – операции по размещению и выдаче банковских ресурсов [8, 106].

Информация о работе Национальный банк Республики Казахстан в современной финансовой системе РК