Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 08:03, курсовая работа
Понятие «финансовый менеджмент» мало ассоциируется с государственным сектором. Это связано с тем, что трудно себе представить применение органами государственной власти или органами местного самоуправления неких механизмов, четко не регламентированных соответствующим нормативно-правовым актом. Тем более в финансовой сфере, где каждое решение о расходовании средств пристально рассматривается многочисленными контролирующими органами. Вместе с тем в посланиях Президента РФ Федеральному собранию тема финансового менеджмента в госсекторе прослеживается весьма отчетливо.
Финансовый менеджмент в государственном и муниципальном секторе: цели и задачи
Полномочия распорядителей бюджетных средств
Оценка качества финансового менеджмента
Важным полномочием главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования является реализация в суде функций представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда,
причиненного физическому лицу
или юридическому лицу в
2) предъявляемым в
порядке субсидиарной
Распорядитель бюджетных
средств — это орган
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета — это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Данный участник бюджетного процесса: формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета; осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита Администратор источников финансирования дефицита бюджета — это орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета. Названный участник бюджетного процесса обладает следующими полномочиями: осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета; обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета; формирует и представляет бюджетную отчетность; в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится.
Непосредственное
использование бюджетных
Перечисленные полномочия участников бюджетного процесса не являются исчерпывающими, поскольку БК РФ допускает предоставление им дополнительных прав и возложение на них иных обязанностей.3 Основным условием расширения правового статуса участников бюджетного процесса является установление дополнительных полномочий актами бюджетного законодательства.
Реализация полномочий
главного распорядителя
кой его значимости в организации бюджетного процесса находится в центре внимания Минфи-
на России. Для этих целей Минфином России был издан приказ “Об организации проведения
мониторинга качества финансового
менеджмента, осуществляемого главными
распорядителями средств
Положение предусматривает
проведение годового, ежеквартального
мониторинга и мониторинга
Ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАБС, проводится по данным I квартала, I полугодия и 9 месяцев текущего финансового года нарастающим итогом с начала года.
Годовой и ежеквартальный
мониторинг качества финансового менеджмента,
осуществляемого ГАБС, проводится на
основании бюджетной
Мониторинг качества финансового менеджмента осуществляется Минфином России. Для этих целей в Положении закреплены сроки и состав сведений, представляемых ГАБС и Федеральным казначейством в Минфин России.
Результаты проведения мониторинга качества финансового менеджмента отражаются в составе пояснительной записки к отчету об исполнении федерального бюджета и рассматриваются Правительством РФ. Руководители федеральных министерств, агентств и служб отчитываются перед Правительством РФ в случае наличия неудовлетворительных результатов проведения мониторинга. По результатам указанных отчетов Правительством РФ даются поручения о принятии соответствующих мер по повышению качества финансового менеджмента, осуществляемого соответствующим ГАБС.
Кроме того, результаты проведения мониторинга качества финансового менеджмента широко используются Счетной палатой РФ в целях анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете и подготовки заключений на отчет об исполнении федерального бюджета.
Минфин России производит расчет показателей ежеквартального и годового мониторинга характеризующие:
процесс среднесрочного финансового планирования внутри ГРБС;
исполнение ГРБС бюджета в части доходов;
исполнение ГРБС бюджета в части расходов;
ведение (составление, представление) бюджетного учета и отчетности;
состояние системы внутреннего финансового контроля ГАБС;
исполнение судебных актов;
кадровый потенциал финансово-экономического подразделения ГАБС;
управление активами.
Каждому показателю присваивается оценка по определенной формуле, принимающая значения от 0 до 1.
Формула оценки по каждому показателю качества финансового менеджмента зависит от его типа. Первый тип: качественные показатели - это те показатели, которые характеризуют качество правовых актов ГАБС в части соответствующих процедур бюджетного процесса, например, качество порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных ГРБС бюджетных учреждений. Второй тип: количественные показатели, такие как объем кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками и объем дебиторской задолженности по состоянию на конец отчетного года. Оценка по качественному показателю дискретна и ставится в зависимости от степени соответствия правовых актов требованиям, установленным Положением. В свою очередь, указанные требования, установленные Положением, являются прямым следствием положений бюджетного законодательства (например, требования, предъявляемые к Порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных ГРБС бюджетных учреждений установлены статьей 221 БК РФ и приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н).
Максимальная оценка 100% (1,0) ставится, если правовой акт удовлетворяет всем требованиям; 50%, 70%, (0,5 или 0,7), если некоторым требованиям правовой акт не удовлетворяет.
Оценка по количественному показателю определяется по формуле, которая определяет значение оценки в зависимости от отклонения значения показателя от его оптимального значения. Интервал оптимальных значений устанавливается по каждому показателю в зависимости от объективного наличия (отсутствия) статистической погрешности в данных о ГАБС. Например, при анализе качества прогнозирования доходов федерального бюджета ГАДБ жесткое требование о достижении 100%-ной точности абсурдно, поскольку всегда имеется влияние внешних факторов, учитываемое, по определению, с некоторой долей погрешности (например, цены на нефтепродукты). Кроме того, в данном случае положительно рассматривается незначительное превышение фактических доходов над плановыми, связанное с ростом собираемости доходов.
В результате интервалы оптимальных значений по подобным показателям устанавливаются исходя из совокупности критериев, выработанных Минфином России в ходе анализа практики управления бюджетными средствами в течение ряда лет. В частности, при оценивании отклонения от плана формирования доходов по ГАДБ оптимальными значениями показателя являются значения P < 15% в случае превышения фактических значений над плановыми.
Вместе с тем для большинства количественных показателей оптимальным интервалом является одно единственное значение показателя - целевое значение. Это обусловливается фактически абсолютной зависимостью значения показателя от действий ГАБС. Например, подключение бюджетополучателей к системе электронного документооборота (СЭД) с органами Федерального казначейства полностью зависит от организации указанного подключения в подведомственной сети ГАБС. В этом случае целевое значение P = 100% (все бюджетополучатели находятся в СЭД с органами Федерального казначейства).
Другим важным параметром системы оценивания количественных показателей является интервал значений показателя, при которых оценка всегда равна нулю - нулевая зона. Нулевая зона обусловливается объективными причинами (в частности, непосредственно вытекающими из положений бюджетного законодательства).
Кроме того, по отдельным количественным показателям нулевая зона устанавливается исходя из требований (критериев), выработанных Минфином России в ходе организации (анализа) планирования и исполнения федерального бюджета в течение ряда лет. В частности, неприемлемым считается наличие кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками выше заданного Минфином России уровня. В соответствии с Положением этот уровень равен 1,5%.
В то же время, если в соответствии с положениями бюджетного законодательства и выше указанными критериями (требованиями) Минфина России не устанавливается значение показателя, выше (ниже) которого находится нулевая зона, то оценка всегда выставляется по формуле, задающей зависимость оценки от отклонения значения показателя по отношению к его оптимальному значению.
Улучшение качества управления средствами при достигнутом высоком уровне качества финансового менеджмента дается всегда тяжелее по сравнению с улучшением при достигнутом низком уровне и, как правило, связано с внедрением новых системных подходов к управлению бюджетными средствами.
В то же время, если уровень качества финансового менеджмента в целом по системе низкий, то достаточно ограничиться прямой (линейной) зависимостью оценки от значения показателя или его отклонения от целевого значения. Таким образом, при оценивании принципиально важным параметром является значение показателя по системе в целом (т. е. среднее значение), достигнутое к 2008 г., от которого и зависит вид формулы оценки.
В целом указанная формула всегда представляется в форме степенной функции и применяется к значениям количественного показателя, отличным от значений, находящихся в нулевой зоне, и (или) оптимальных (целевых) значений. Значение степени зависит от вышеуказанной специфики каждого конкретного показателя и является третьим определяющим параметром системы оценивания качества финансового менеджмента.
Информация о работе Мониторинг и оценка качества финансового менеджмента