Методы регулирования финансовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность использования финансовых методов в настоящее время в Украине заключается в том, что в современных условиях на территории нашей страны в экономической и финансовой жизни государства происходят наиболее болезненные процессы, требующие использования методов регулирования потоками финансовых ресурсов

Файлы: 1 файл

Курсовая(финансы).doc

— 320.00 Кб (Скачать)

- консервации  основных средств; обоснованности аренды основных средств;

- выбытия основных  средств.

2.Нематериальные  активы и НИОКР:

- проверка прав ОАО «Лидер» на нематериальные активы (НМА), числящиеся в учете;

- операций с  НМА;

- прав предприятия  на НИОКР, числящихся в учете;

- НИОКР, осуществляемых  собственными силами;

- НИОКР, проводимых  сторонней организацией по договору.

3.Товарно-материальные  ценности:

- проверка поступления  ТМЦ;

- сохранности  ТМЦ в центральном складе и  цеховых кладовых;

- списания ТМЦ  в производство;

- выбытия материалов  на сторону;

- сохранности  и использования горюче-смазочных  материалов (ГСМ);

- сохранности  и использования тары;

- сохранности  и использования запасных частей;

- сохранности  и использования шин;

- сохранности  и использования инвентаря;

- сохранности  и использования инструментов.

4.Готовая продукция:

проверка обоснованности формирования себестоимости продукции, работ, услуг;

- эффективности  учета выпуска готовой продукции;

- контроля качества  готовой продукции;

- сохранности  готовой продукции и незавершенного производства;

- отгрузки готовой  продукции.

5.Денежные средства:

- проверка безопасности  хранения денежных средств и  операций в центральной кассе;

- безопасности  операций кассиров-операционистов;

- безопасности  операций кассиров-раздатчиков.

6. Вложения в  ценные бумаги:

- проверка прав  предприятия на бездокументарные  акции;

- операций с  акциями внебиржевого оборота;

- операций с  акциями биржевого оборота;

- обоснованности  передачи акций в доверительное  управление;

- обоснованности  операций с собственными векселями;

- операций с  векселями банков и других  лиц.

7.Капитальные  вложения:

- проверка целевого  использования вложений собственников;

- экономного  и целевого использования прибыли;

- обоснованности  затрат капитального характера. 

2.4 Анализ кредитования как метода финансового обеспечения

Рассмотрим такой  метод финансового обеспечения как кредитование. Чтобы развивать и поддерживать деятельность предприятия ОАО «Лидер»,  необходимо иметь допуск к финансовым ресурсам. Наиболее распространенный путь финансовой поддержки - получение банковского кредита.

В соответствии с Положением Национального Банка  Украины "О кредитовании", утвержденным Постановлением Правления Национального  Банка Украины N 246 от 28 сентября 1995 года, кредитование предпринимательской деятельности осуществляется путем проведения кредитных операций.[7]

Кредитная операция - это договор о выдаче кредита, сопровождаемый записями по банковским счетам, с соответствующим отражением в балансах кредитора и заемщика.

Определяются такие виды кредитных операций:

Товарный кредит - хозяйственная операция, предусматривающая реализацию продукции на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка является большей, чем обычные сроки банковских счетов либо превышает 30 календарных дней с даты реализации.[7]

Коммерческий  кредит - хозяйственная операция, предусматривающая авансирование продукции с отсрочкой даты реализации, если такая отсрочка является большей, чем обычные сроки поставки.

Финансовый кредит - хозяйственная операция, предусматривающая выдачу средств в долг на определенный срок и под определенные проценты с возвратом основной суммы задолженности и начисленных процентов.

Кредитование  собственно предпринимательской деятельности осуществляется методом выдачи банками  финансовых кредитов.

Кредит - одалживаемый капитал банка в денежной форме, передаваемый во временное пользование  на условиях обеспеченности, возврата, срочности, платности и целевого характера использования.

Для кредитования предпринимательской деятельности банки могут использовать следующие формы кредита: банковский, коммерческий, лизинговый, ипотечный, бланковый, консорциумный.[10]

Кредиты, выдаваемые банками, подразделяются на:

  • краткосрочные - до 1 года;
  • среднесрочные - до 3 лет;
  • долгосрочные - свыше 3 лет.

Коммерческие банки могут выдавать кредиты всем субъектам хозяйственной деятельности независимо от их отраслевой принадлежности, статуса, формы собственности в случае наличия у них реальных возможностей и правовых форм обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов (комиссионных) за пользование кредитом. Кредиты выдаются субъектам предпринимательской деятельности в безналичной форме как в национальной, так и в иностранной валюте.

Кредитные взаимоотношения  регламентируются на основании кредитных  договоров, заключаемых между кредитором и заемщиком только в письменной форме, которые определяют взаимные обязательства и ответственность сторон и не могут изменяться в одностороннем порядке.

Кредитный договор  может быть заключен как методом  составления одного документа, подписанного кредитором и заемщиком, так и путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, подписанными стороной, которая их посылает.[10]

Для получения  кредита заемщик обращается в  банк. Форма обращения может быть в виде письма, ходатайства, заявления, заявки. В документах определяется:

  • необходимая сумма кредита;
  • направление средств;
  • сроки погашения;
  • обеспечение (залог);
  • размер процента;
  • гарантии в случае невозвращения в установленный срок;
  • ответственность за невыполнение условий договора.

Размер процентных ставок и порядок их уплаты устанавливаются банком и определяются в кредитном договоре в зависимости от кредитного риска, поданного обеспечения, спроса и предложений, сложившихся на кредитном рынке, срока пользования кредитом, учетной ставки и иных факторов. В случае изменения учетной ставки условия договора могут пересматриваться и изменяться лишь на основании взаимного согласия кредитора и заемщика.

Коммерческий  банк анализирует, изучает деятельность потенциального заемщика, определяет его кредитоспособность, прогнозирует риск невозвращения кредита и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче кредита.[10]

Кредитоспособность - это способность заемщика в полном объеме и в указанный кредитным  договором срок рассчитаться со своими долговыми обязательствами.

Основные критерии оценки кредитоспособности заемщика:

  • обеспеченность собственными средствами не менее чем на 50 процентов его расходов;
  • репутация заемщика (квалификация, способности руководителя, соблюдение деловой этики, договорной, платежной дисциплины);
  • конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, спрос на продукцию, услуги, объемы экспорта;
  • экономическая конъюнктура (перспективы развития заемщика, наличие источников средств для капиталовложений) и др.[10]
 

2.5 Анализ нормативного метода финансового регулирования

Исходя из изложенного  материала в первой главе, регулирование  распределения финансовых ресурсов осуществляется двумя методами: нормативным  и сальдовым. Рассмотрим более детально распределение финансовых ресурсов нормативным методом.[10]

Сущность нормативного метода распределения финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

      √ Республиканские нормативы;

      √ Местные нормативы;

      √ Отраслевые нормативы;

      √ Нормативы хозяйствующего субъекта.

        Что касается республиканских,  а также местных нормативов, то  речь идёт о ставках республиканских  и местных налогов, тарифных  взносов и сборов и др.[10]

      Отраслевые  нормативы действуют в масштабах  отдельных отраслей или по группам  организационно-правовых форм хозяйствующих  субъектов (малые предприятия, акционерные  общества и т.п.). Сюда входят нормы  предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов. Кстати, основные фонды - это часть активов, которые рассчитаны на использование их предприятием в течение длительного периода времени (более 1 года) и постепенно по частям утрачивают свою стоимость, которая по частям переносится на продукцию и возмещается полностью только после проведения нескольких производственных циклов. К основным фондам относят здания и сооружения, транспорт, машины и оборудование, передаточные устройства и т.д. Процесс, при котором стоимость основных фондов частями, по мере их износа переносится на стоимость продукции (услуги) и возмещается в процессе её реализации, называется амортизацией. Денежные суммы, соответствующие снашиванию основных средств, накапливаются в амортизационном фонде. Амортизационный фонд, или денежный фонд возмещения, находится в постоянном движении. Особенности воспроизводства основных фондов определяются рядом характерных признаков, к которым относятся: постепенный перенос стоимости основных фондов на стоимость изготовленной продукции; движение потребительской стоимости  и  стоимости; оборот стоимости фондов; частичное воспроизводство стоимости в готовой продукции, и её накопление в денежной форме; возобновление основных фондов в вещественно-натуральной форме через более или менее длительные периоды времени, что создаёт возможность маневрирования средствами амортизационного фонда, что ещё раз доказывает необходимость финансового планирования и значимость его методов.[10]

Нормативные модели позволяют сравнить фактические  результаты деятельности предприятий  с ожидаемыми,  рассчитанными по бюджету. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов.

      Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля над использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив  отчислений в ремонтный фонд и т.д. [8,196]

Итак, нормативный  метод планирования заключается  в установлении для определенного  отрезка времени фиксированной  системы норм.

      Нормативный метод планирования является самым  простым методом. Зная норматив и  объёмный показатель, можно легко  рассчитать плановый показатель. 
 
 

ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНЫЕ  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ

3.1 Совершенствование финансового управления государственной собственностью 

Так как во второй главе предприятие ОАО «Лидер»  является государственной собственностью, то рассмотрим пути совершенствования в финансовом  управлении государственными предприятиями.

Механизм управления государственной собственностью в  целом и государственными бюджетными учреждениями в частности нуждается  в совершенствовании. Представляется следующий вариант мероприятий по совершенствованию управления государственной (муниципальной) собственностью:

  • во-первых, необходима оценка количества и эффективности деятельности бюджетных учреждений и распределение их на группы в зависимости от ее результатов;
  • во-вторых, проведение реорганизации неэффективных бюджетных учреждений в соответствии со специальной программой;
  • в-третьих, разработка для предприятий, которые будут оставлены в прежней форме собственности (унитарной), системы контролирующих показателей, характеризующих эффективность их деятельности, а также механизма ответственности руководителей за их выполнение;
  • в-четвертых, ведение учета при реорганизации бюджетных учреждений социальной значимости их деятельности;
  • в-пятых, сосредоточение внимания на развитии отношений аренды (в том числе коллективной) и доверительном управлении при законодательном разрешении экономических противоречий в их функционировании.

Информация о работе Методы регулирования финансовых ресурсов