Методы регулирования финансовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность использования финансовых методов в настоящее время в Украине заключается в том, что в современных условиях на территории нашей страны в экономической и финансовой жизни государства происходят наиболее болезненные процессы, требующие использования методов регулирования потоками финансовых ресурсов

Файлы: 1 файл

Курсовая(финансы).doc

— 320.00 Кб (Скачать)

     Бюджетирование  – процесс построения и исполнения бюджета предприятия на основе бюджетов отдельных подразделений.

     Бюджет  – детализированный план деятельности предприятия на ближайший период, который охватывает доход от продаж, производственные и финансовые расходы, движение денежных средств, формирование прибыли предприятия.[2,45]

     Второй  метод называется метод «процента  от продаж» (первая модификация) или метод «формулы» (вторая модификация). Его преимущества – простота и лаконичность. Применяется для ориентировочных расчетов потребности во внешнем финансировании.[2,46]

     Метод «процента от продаж» - метод пропорциональной зависимости показателей деятельности предприятия от объема реализации 

1.2 Финансовое управление

Управление –  это совокупность приемов и методов  целенаправленного воздействия  на объект для достижения определенного  результата. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами; осуществляет его специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами  выделяется объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. [8,94]

В соответствии с классификацией финансов по их сферам, выделяют следующие группы объектов управления:

– финансы предприятий (учреждений, организаций);

– страховые  компании;

– государственные  финансы и др.

Им соответствуют  следующие субъекты управления:

– финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений);

– страховые  органы;

–финансовые органы и налоговая администрация и  др.;

Рис. 1.4 Объекты  и субъекты управления [Составлено автором]

Совокупность  всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Субъекты управления используются в каждой сфере и  каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование  занимает важное место в системе  управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние  своих финансов, выявляет возможности  увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное планирование представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.[1,109]

Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения намеченных задач.

Контроль, как  элемент управления, осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет  сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми , выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.[5,12]

Различают стратегическое или общее управление финансами  и оперативное.

Стратегическое  управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установление объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ. Оно осуществляется органами государственного и экономического (хозяйственного) управления: Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров, Президентом Украины, Министерством финансов и др.

Оперативное управление финансами – главная функция  аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений (отделов) местных советов, дирекцией внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций и т.п.

В странах с  развитой рыночной экономикой большая  часть финансовых отношений находится  вне прямого управления со стороны  государства, поскольку часть финансовых ресурсов формируется и используется здесь их собственниками в соответствии с их же интересами. Государство осуществляет влияние на эту сферу общественных отношений лишь через налоговую политику, регулирование финансового рынка, амортизационную политику, систему поддержки частного бизнеса и т.п.  В действительности осуществляется не управление со стороны государства, а влияние через финансы на реализацию финансовой политики.

В сферу непосредственного  государственного управления входит только государственные финансы.[3,303]

Необходим научный  подход к управлению финансами в  каждой сфере и каждом звене финансовых отношений. При выборе управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. учитываются: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами. [5, 13]

      Методы  финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.[3,304]

      Составным элементом приведенных методов  являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

  • бухгалтерская отчетность;
  • сообщения финансовых органов;
  • информация учреждений банковской системы;
  • информация товарных, фондовых и валютных бирж;
  • прочая информация.
 

1.3 Финансовый контроль

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной  функции финансов. Она определяет назначение и содержание финансового  контроля. Вместе с тем содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятия, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля.

Финансовый контроль – это совокупность действий и  операций по проверке финансовых и  связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.[5,10]

Для осуществления  финансового контроля создаются  особые контрольные органы. Их права, обязанности и ответственность  строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Система финансового  контроля в развитых западных государствах в целом однотипна и включает следующие элементы:[8,120]

– ведомство  главного ревизора-аудитора (счетная  палата) с подчинением непосредственно  парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

– налоговое  ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирующее поступление  в казну налоговых доходов;

– контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

– негосударственные  службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

– службы внутреннего  контроля, основная задача которых  – снижение издержек, оптимизация  финансовых потоков и увеличение прибыли.

В государствах тоталитарного типа формы организации  и цели финансового контроля подчинены  интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует часто фискальные цели.

В странах с  переходной экономикой, к которым  в настоящее время принадлежит  Украина, экономико-правовая организация  финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно создают правовую основу для организации финансового контроля:

К органам осуществляющим финансовый контроль в Украине относятся:

– Счетная палата;

– Контрольно-ревизионная  служба;

– Государственное  Казначейство;

– Государственная  налоговая администрация;

– Государственная  комиссия по ценным бумагам и фондовому  рынку;

– Комитет по надзору за страховой деятельностью;

– Аудиторская  палата и аудиторские фирмы.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля. К ним относятся такие универсальные принципы как независимость и объективность, компетентность и гласность.[8,121]

Финансовый контроль как область контроля, связанная  с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового  контроля являются практически все  операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартерные сделки и  т.п.).[5,11]

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

– содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов  и фондов народного хозяйства;

– обеспечение  своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным  бюджетом;

– выявление  внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

– содействие рациональному  расходованию материальных ценностей  и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

– обеспечение  соблюдения действующего законодательства и нормативных актов и другие.[8,125]

По формам проведения финансовый контроль в зависимости  от времени его осуществления  подразделяется на:

– предварительный;

– текущий;

– последующий.

Информация о работе Методы регулирования финансовых ресурсов