Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:15, курсовая работа
Актуальность использования финансовых методов в настоящее время в Украине заключается в том, что в современных условиях на территории нашей страны в экономической и финансовой жизни государства происходят наиболее болезненные процессы, требующие использования методов регулирования потоками финансовых ресурсов
Бюджетирование – процесс построения и исполнения бюджета предприятия на основе бюджетов отдельных подразделений.
Бюджет – детализированный план деятельности предприятия на ближайший период, который охватывает доход от продаж, производственные и финансовые расходы, движение денежных средств, формирование прибыли предприятия.[2,45]
Второй метод называется метод «процента от продаж» (первая модификация) или метод «формулы» (вторая модификация). Его преимущества – простота и лаконичность. Применяется для ориентировочных расчетов потребности во внешнем финансировании.[2,46]
Метод
«процента от продаж» - метод пропорциональной
зависимости показателей деятельности
предприятия от объема реализации
1.2 Финансовое управление
Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами; осуществляет его специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами выделяется объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. [8,94]
В соответствии с классификацией финансов по их сферам, выделяют следующие группы объектов управления:
– финансы предприятий (учреждений, организаций);
– страховые компании;
– государственные финансы и др.
Им соответствуют следующие субъекты управления:
– финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений);
– страховые органы;
–финансовые органы и налоговая администрация и др.;
Рис. 1.4 Объекты и субъекты управления [Составлено автором]
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Субъекты управления используются в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
Планирование
занимает важное место в системе
управления финансами. Именно в ходе
планирования любой субъект хозяйствования
всесторонне оценивает
Оперативное планирование представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.[1,109]
Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения намеченных задач.
Контроль, как
элемент управления, осуществляется
и в процессе планирования, и на
стадии оперативного управления. Он позволяет
сопоставить фактические
Различают стратегическое или общее управление финансами и оперативное.
Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установление объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ. Оно осуществляется органами государственного и экономического (хозяйственного) управления: Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров, Президентом Украины, Министерством финансов и др.
Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений (отделов) местных советов, дирекцией внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций и т.п.
В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне прямого управления со стороны государства, поскольку часть финансовых ресурсов формируется и используется здесь их собственниками в соответствии с их же интересами. Государство осуществляет влияние на эту сферу общественных отношений лишь через налоговую политику, регулирование финансового рынка, амортизационную политику, систему поддержки частного бизнеса и т.п. В действительности осуществляется не управление со стороны государства, а влияние через финансы на реализацию финансовой политики.
В сферу непосредственного
государственного управления входит только
государственные финансы.[3,
Необходим научный
подход к управлению финансами в
каждой сфере и каждом звене финансовых
отношений. При выборе управленческих
решений финансового характера,
оформляемых в юридических
Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.[3,304]
Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:
1.3 Финансовый контроль
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятия, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.[5,10]
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Система финансового контроля в развитых западных государствах в целом однотипна и включает следующие элементы:[8,120]
– ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;
– налоговое
ведомство с подчинением
– контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
– негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
– службы внутреннего контроля, основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.
В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует часто фискальные цели.
В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Украина, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно создают правовую основу для организации финансового контроля:
К органам осуществляющим финансовый контроль в Украине относятся:
– Счетная палата;
– Контрольно-ревизионная служба;
– Государственное Казначейство;
– Государственная налоговая администрация;
– Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
– Комитет по надзору за страховой деятельностью;
– Аудиторская палата и аудиторские фирмы.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля. К ним относятся такие универсальные принципы как независимость и объективность, компетентность и гласность.[8,121]
Финансовый контроль как область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).[5,11]
Перед финансовым
контролем стоят следующие
– содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
– обеспечение
своевременности и полноты
– выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
– содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
– обеспечение
соблюдения действующего законодательства
и нормативных актов и другие.[
По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:
– предварительный;
– текущий;
– последующий.
Информация о работе Методы регулирования финансовых ресурсов