Методы регулирования финансовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность использования финансовых методов в настоящее время в Украине заключается в том, что в современных условиях на территории нашей страны в экономической и финансовой жизни государства происходят наиболее болезненные процессы, требующие использования методов регулирования потоками финансовых ресурсов

Файлы: 1 файл

Курсовая(финансы).doc

— 320.00 Кб (Скачать)

Рис. 1.5 Формы проведения финансового контроля [Составлено автором]

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.[5,12]

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.[5,13]

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа  и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного  периода. Предназначен для оценки результатов  хозяйственной деятельности и эффективности  осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.

По методам  проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.[9,232]

Обследование  охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение  хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

Анализ как  метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или  годовой отчетности. Выявляется уровень  выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.[9,233]

Ревизия выступает  одним из важнейших методов финансового  контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период. В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.[6,199]

По характеру  материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам  проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются  мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.[6,201]

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов.

Наблюдение –  постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды. [5, 14] 

1.4 Финансовое обеспечение

Финансовое  обеспечение осуществляется путём использования методов самофинансирования, кредитования, внешнего финансирования, которое включает в себя бюджетное финансирование, инвестирование, аренду и др. каждый из этих методов имеет свою особенность практического применения. При самофинансировании проводятся расчеты целесообразности и эффективности использования собственных средств, формы их мобилизации и т.п.; при кредитовании определяются условия предоставления кредитов, гарантии и сроки их возврата, окупаемость и эффективность кредитов; при бюджетном финансировании учитываются условия определения объёмов финансирования, периодичность поступления средств, нормы определённых видов расходов и др.[5,33]

     

 

 
 

 

Рис. 1.6 Финансовое обеспечение [Составлено автором] 

1.5 Финансовое регулирование

     Финансовое  регулирование – это метод осуществления государством функций управления экономическими и социальными процессами при использовании финансов. Используя финансы, государство путем установления форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их использования стимулирует те или иные явления и процессы в государстве. Так, предоставляя капитал на развитие экономики, государство стимулирует развитие таких производств, которые в условиях рынка не могут обеспечить своё развитие за счёт собственных средств. Аналогично при разработке методов мобилизации ресурсов путём дифференциации ставок и льгот достигается ускорение или сдерживание развития отдельных производств, работ, услуг. Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Так как финансы являются распределительными и перераспределительными отношениями, то финансовые методы регулирования, по сути – это методы распределения. Существует два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный.[5,40]

     Сальдовый метод предусматривает выделение итогового (сальдового) элемента в распределении дохода. Этот элемент, как правило, несёт в себе основную стимулирующую нагрузку. Так, прибыль предприятий является разницей между валовыми доходами и валовыми расходами. Это стимулирует увеличение доходов и снижение расходов. Промежуточные элементы распределения по сальдовому методу исчисляются при помощи отдельных расчетов, которые могут носить нормативный характер, но нормативы устанавливаются не к объекту распределения (доходу, прибыли), а к другим показателям.[10]

     Нормативный метод распределения заключается в том, что все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются по отношению к объекту распределения. Нормативным является распределение прибыли при её налогообложении. Ставка налога на прибыль делит его на две части: первая вносится в бюджет государства, вторая составляет чистую прибыль, которой предприятие распоряжается самостоятельно.[10]

 
 
 
 

Рис. 1.7 Финансовое регулирование [Составлено автором]

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ   МЕТОДОВ

2.1 Анализ финансового метода  «процента от продаж» 

Из материала, изложенного в первой главе прогнозирование  осуществляется двумя методами: методом  бюджетирования и методом      « процента от продаж». Рассмотрим один из методов (метод «процента от продаж»)  на примере украинского предприятия ОАО «Лидер».

Исходные  данные для прогнозирования

Определить потребность  в дополнительном внешнем финансировании предприятия ОАО «Лидер» на следующий за планируемым год.

За базовые  значения принимаются результаты плановых величин баланса предприятия (приложение 2) и отчета о прибыли и убытках (приложение 1). Результат расчета приведен в табл. 2.3. Предполагается полная загрузка производственных мощностей, необходимое увеличение прироста основных активов для обеспечения нового объема продаж составляет ТП = 24%. В данном случае все статьи актива, включая основной капитал и текущие обязательства, изменяются пропорционально объему продаж.

Норма распределения  чистой прибыли на дивиденды НД = 38%.

Таблица 2.1.

Отчет о  прибылях и убытках базового периода, млн грн.

Показатель Значение
1. Выручка  от продаж 359,92
2. Себестоимость  реализованной продукции 166,9793
3. Валовая  маржа 192,9407
4. Коммерческие  и управленческие расходы 94
5. Прибыль  до уплаты налогов 98,9407
6. Налог  на прибыль 23,7457
7. Прибыль  после уплаты налогов 75,195
8. Дивиденды 28,5741
9. Нераспределенная  прибыль 46,6209
 

Таблица 2.2.

Баланс  предприятия на конец базового периода, млн. грн.

Показатель Значение
АКТИВ
1. Текущие  активы 104,7007
2. Внеоборотные  активы 649
Баланс 753,7007
ПАССИВ
3. Текущие  обязательства 69,8698
4. Долгосрочные  обязательства 0
5. итого  обязательства 69,8698
6. Уставный капитал 567
7. Нераспределенная  прибыль 116,8305
8. Итого  собственный капитал 683,8309
9. Итого  обязательства и собственный  капитал 753,7007
 

Расчетная часть

Прогнозируемая  выручка от продаж составит:

359,92 + 359,92 * 0,24 = 446,3008 млн. грн.

Таблица 2.3

Прогнозный  баланс предприятия на следующий  за базовым период, млн. грн.

Показатель Базовый период Процент от продаж Прогнозируемый  период
1. Текущие активы 104,7007 29,1 129,828
2. Внеоборотные  активы 649 170,31 804,76
  Итого актив 753,7007   934,588
3. Текущие обязательства 69,8698 19,41 86,638
4. Долгосрочные  обязательства 0   0
5. Итого обязательства 69,8698   86,638
6. Уставный капитал 567   567
7. Нераспределенная  прибыль 116,8309 174,6408  
8. Итого собственный  капитал 683,8309   741,6408
  Итого пассив 753,7007   828,2788
    Требуемое внешнее финансирование 106,309
    Итого 934,588
 

Рассчитать потребность в дополнительном внешнем финансировании можно по следующей формуле:

Информация о работе Методы регулирования финансовых ресурсов