Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:15, курсовая работа
Актуальность использования финансовых методов в настоящее время в Украине заключается в том, что в современных условиях на территории нашей страны в экономической и финансовой жизни государства происходят наиболее болезненные процессы, требующие использования методов регулирования потоками финансовых ресурсов
Рис. 1.5 Формы проведения финансового контроля [Составлено автором]
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.[5,12]
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.[5,13]
Последующий финансовый
контроль осуществляется путем анализа
и ревизии бухгалтерской
По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).
Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.[9,232]
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.[9,233]
Ревизия выступает
одним из важнейших методов финансового
контроля и представляет собой проверку
финансово-хозяйственной
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).
По результатам
проведенной ревизии
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Наблюдение –
постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной
ссуды и финансовым состоянием предприятия
– клиента; неэффективное использование
полученной ссуды и снижение платежеспособности
может привести к ужесточению условий
кредитования, требованию досрочного
возврата ссуды. [5, 14]
1.4 Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение осуществляется путём использования методов самофинансирования, кредитования, внешнего финансирования, которое включает в себя бюджетное финансирование, инвестирование, аренду и др. каждый из этих методов имеет свою особенность практического применения. При самофинансировании проводятся расчеты целесообразности и эффективности использования собственных средств, формы их мобилизации и т.п.; при кредитовании определяются условия предоставления кредитов, гарантии и сроки их возврата, окупаемость и эффективность кредитов; при бюджетном финансировании учитываются условия определения объёмов финансирования, периодичность поступления средств, нормы определённых видов расходов и др.[5,33]
Рис. 1.6 Финансовое
обеспечение [Составлено автором]
1.5 Финансовое регулирование
Финансовое регулирование – это метод осуществления государством функций управления экономическими и социальными процессами при использовании финансов. Используя финансы, государство путем установления форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их использования стимулирует те или иные явления и процессы в государстве. Так, предоставляя капитал на развитие экономики, государство стимулирует развитие таких производств, которые в условиях рынка не могут обеспечить своё развитие за счёт собственных средств. Аналогично при разработке методов мобилизации ресурсов путём дифференциации ставок и льгот достигается ускорение или сдерживание развития отдельных производств, работ, услуг. Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Так как финансы являются распределительными и перераспределительными отношениями, то финансовые методы регулирования, по сути – это методы распределения. Существует два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный.[5,40]
Сальдовый метод предусматривает выделение итогового (сальдового) элемента в распределении дохода. Этот элемент, как правило, несёт в себе основную стимулирующую нагрузку. Так, прибыль предприятий является разницей между валовыми доходами и валовыми расходами. Это стимулирует увеличение доходов и снижение расходов. Промежуточные элементы распределения по сальдовому методу исчисляются при помощи отдельных расчетов, которые могут носить нормативный характер, но нормативы устанавливаются не к объекту распределения (доходу, прибыли), а к другим показателям.[10]
Нормативный метод распределения заключается в том, что все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются по отношению к объекту распределения. Нормативным является распределение прибыли при её налогообложении. Ставка налога на прибыль делит его на две части: первая вносится в бюджет государства, вторая составляет чистую прибыль, которой предприятие распоряжается самостоятельно.[10]
Рис. 1.7 Финансовое регулирование [Составлено автором]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ
2.1
Анализ финансового
метода «процента
от продаж»
Из материала, изложенного в первой главе прогнозирование осуществляется двумя методами: методом бюджетирования и методом « процента от продаж». Рассмотрим один из методов (метод «процента от продаж») на примере украинского предприятия ОАО «Лидер».
Исходные данные для прогнозирования
Определить потребность в дополнительном внешнем финансировании предприятия ОАО «Лидер» на следующий за планируемым год.
За базовые значения принимаются результаты плановых величин баланса предприятия (приложение 2) и отчета о прибыли и убытках (приложение 1). Результат расчета приведен в табл. 2.3. Предполагается полная загрузка производственных мощностей, необходимое увеличение прироста основных активов для обеспечения нового объема продаж составляет ТП = 24%. В данном случае все статьи актива, включая основной капитал и текущие обязательства, изменяются пропорционально объему продаж.
Норма распределения чистой прибыли на дивиденды НД = 38%.
Таблица 2.1.
Отчет о прибылях и убытках базового периода, млн грн.
Показатель | Значение |
1. Выручка от продаж | 359,92 |
2. Себестоимость реализованной продукции | 166,9793 |
3. Валовая маржа | 192,9407 |
4. Коммерческие и управленческие расходы | 94 |
5. Прибыль до уплаты налогов | 98,9407 |
6. Налог на прибыль | 23,7457 |
7. Прибыль после уплаты налогов | 75,195 |
8. Дивиденды | 28,5741 |
9. Нераспределенная прибыль | 46,6209 |
Таблица 2.2.
Баланс предприятия на конец базового периода, млн. грн.
Показатель | Значение |
АКТИВ | |
1. Текущие активы | 104,7007 |
2. Внеоборотные активы | 649 |
Баланс | 753,7007 |
ПАССИВ | |
3. Текущие обязательства | 69,8698 |
4. Долгосрочные обязательства | 0 |
5. итого обязательства | 69,8698 |
6. Уставный капитал | 567 |
7. Нераспределенная прибыль | 116,8305 |
8. Итого собственный капитал | 683,8309 |
9. Итого обязательства и собственный капитал | 753,7007 |
Расчетная часть
Прогнозируемая выручка от продаж составит:
359,92 + 359,92 * 0,24 = 446,3008 млн. грн.
Таблица 2.3
Прогнозный баланс предприятия на следующий за базовым период, млн. грн.
Показатель | Базовый период | Процент от продаж | Прогнозируемый период | |
1. | Текущие активы | 104,7007 | 29,1 | 129,828 |
2. | Внеоборотные активы | 649 | 170,31 | 804,76 |
Итого актив | 753,7007 | 934,588 | ||
3. | Текущие обязательства | 69,8698 | 19,41 | 86,638 |
4. | Долгосрочные обязательства | 0 | 0 | |
5. | Итого обязательства | 69,8698 | 86,638 | |
6. | Уставный капитал | 567 | 567 | |
7. | Нераспределенная прибыль | 116,8309 | 174,6408 | |
8. | Итого собственный капитал | 683,8309 | 741,6408 | |
Итого пассив | 753,7007 | 828,2788 | ||
Требуемое внешнее финансирование | 106,309 | |||
Итого | 934,588 |
Рассчитать потребность в дополнительном внешнем финансировании можно по следующей формуле:
Информация о работе Методы регулирования финансовых ресурсов