Методы планирования прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную выручку и с затратами на производство и реализацию продукции, предприятие получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 165.50 Кб (Скачать)

В зависимости от вида деятельности:

    • Прибыль от текущей деятельности;
  • Прибыль от финансовой деятельности;
  • Прибыль от  инвестиционной деятельности;

Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли.

Консолидированная прибыль - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

Принято различать экономическую и бухгалтерскую прибыль. Они отличаются друг от друга на сумму принимаемой оценки активов. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль.7

То есть различают два подхода к понятию сущности прибыли:

  • Бухгалтерская- сумма денег, которая остается в распоряжении фирмы после погашения всех внешних обязательств перед поставщиками ресурсов и собственными наемными рабочими. Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции
  • Экономическая- сумма денег, которая остается в распоряжении фирмы после погашения всех внешних обязательств и вычета предприятием в свое распоряжение чистой прибыли. Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риек, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).

На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой  - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.)

  1. Методы планирования прибыли на предприятии.

2.1 Сущность  планирования прибыли.

Планирование прибыли- составная часть финансового планирования и важный участок финансово- экономической работы на предприятии. Прибыль планируют раздельно по всем видам деятельности. 8 Раздельное планирование обусловлено различиями  в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности.9

 В процессе  разработки финансовых планов  учитываются все факторы, влияющие  на величину прибыли, и моделируются  финансовые результаты о принятия  различных управленческих решений. В условиях стабильной развивающейся  экономики планирование прибыли  осуществляется на период от  трех до пяти лет.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку с 1993 г. планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым.Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическимиплатежами была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансированиисвоих потребностей.10

Объект планирования- элементы прибыли до налогообложения или балансовой прибыли и ,в первую очередь, прибыли от реализации продукции. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

      • прибыль от продажи продукции и товаров;
      • прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
      • прибыль от реализации основных средств;
      • прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
      • прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
      • прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Основными методами планирования прибыли являются:

  • метод прямого счета;
  • аналитический метод;
  • метод совмещенного расчета;
  • метод на основе критического объема продаж.

Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации (предприятия). Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на размер прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на ее рост.11

2.2.Метод прямого счета.

 

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.

Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С),                 

где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Основой расчетов служит объем продаж. Объем ограничивается имеющимися производственными мощностями. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных договоров, которая зависит от прогнозного его объема реализации и от величины готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать изменения остатков незавершенного производства. Производственная программа, в свою очередь является основой расчета потребности в материалах. Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений единого социального налога планируются затраты на оплату труда, которые называются еще расходами на персонал. Эти затраты зависят от вида продукции, применяемых форм оплаты труда и тарифных ставок.

Далее составляется смета расходов включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от состава объема производства. Раздельно определяются переменные и постоянные расходы. В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты связанные с обслуживанием и управлением производством, а также продвижением товаров на рынок. Часть их зависит от объема продаж (комиссионные и посреднические вознаграждения), другие же учитываются в общей сумме. На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются также данные о предстоящих операционных и внереализационных доходах и расходах.   

Главное достоинство этого метода – его точность.Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает.

Расчет требует:

а) определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

б) составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;

в) исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам;

г) установления цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде. В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства.Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании.

 

2.3. Метод укрупненного  прямого счета.

Более простой вариант планирования- укрупненный расчет по позициям плана, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп - Стп,                     

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп,             

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.12

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок,                  

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Рассмотрим пример расчета прибыли методом прямого укрупненного счета.

Исходные данные:

Фирма выпустит в плановом году 30 тыс. ед. готовой продукции; оптовая цена за единицу (без НДС и акцизов) -- 15 тыс. руб.; производственная себестоимость по отчету за истекший год -- 10 тыс. руб.; в плановом году снижение производственной себестоимости го-товой продукции должно составить 5%; расходы по реализации продукции -- 0,5% реализуемой продук-ции по производственной себестоимости; остаток готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало планового года -- 1500 ед., на конец планового года -- 500 ед.

Решение :

  1. Прежде всего, определим остаток готовой продукции и товаров, отгруженных на начало планового года по производственной себе-стоимости, учитывая, что эта продукция произведена в отчетном году: 10 тыс. руб.х1500 ед. = 15 млн. руб.
  2. Производственная себестоимость единицы продукции в плано-вом году составит 9,5 тыс. руб. (10х95:100), тогда объем товарной продукции в плановом году по производственной себестоимости оп-ределится в сумме 285 млн. руб. (9,5 х 30 000).
  3. Остаток готовой продукции и товаров отгруженных на конец планового года (считая, что они произведены в плановом году) по производственной себестоимости составит 4750 тыс. руб. (9,5 х 500). Итак, объем реализации продукции по производственной себестои-мости в плановом году с учетом переходящих остатков составит 295 250 тыс. руб. (15 000 + 285 000 - 4750).
  4. Для того чтобы определить эту продукцию по полной себестои-мости, следует исчислить величину расходов по реализации продук-ции: (295 250х0,5:100) = 1476,25 тыс. руб. Следовательно, объем реа-лизации продукции по полной себестоимости равен 296 726,25 тыс. руб. (295 250 + 1476,25).
  5. Объем реализации в натуральном выражении равен 31 тыс. ед. (1500 + 30 000 - 500), а в оптовых ценах -- 465 млн. руб. (15x31 000).
  6. При этих условиях прибыль от реализации продукции в плано-вом году составит 168 273,75 тыс. руб. (465 000 - 296 726,25).

Информация о работе Методы планирования прибыли на предприятии