Максимизация прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

В работе рассматривается понятие прибыль, ее сущность и функции, факторы влияющие на прибыль и соответственно способы максимизации.
Заявленная цель бакалаврской работы предполагает реализацию следующих задач:
— рассмотрение прибыли как цели и обобщающей оценки эффективности предпринимательской деятельности;
— систематизация особенностей максимизации прибыли в условиях различных типов конкурентных рынков;
— характеристика видов прибыли;
— обобщение методов формирования различных видов прибыли;
— раскрытие механизма максимизации прибыли предприятия в современных условиях;
— выявление особенностей применения финансового левереджа для оценки уровня прибыльности заемных средств предприятия;
— отражение основных направлений максимизации прибыли в современных условиях.

Оглавление

Введение
1. Прибыль как комплексный показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Прибыль предприятия как цель и обобщающая оценка эффективности его деятельности
1.2 Теоретические особенности максимизации прибыли
1.3 Характеристика видов прибыли и методы их формирования
2. Максимизация прибыли предпринимательской деятельности в современных условиях
2.1 Характеристика механизма максимизации прибыли предприятия в современных условиях
2.2 Финансовый левередж как критерий прибыльности заемных средств предприятия
2.3 Основные направления максимизации прибыли предприятий в современных условиях
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А Пример максимизации прибыли в условиях различных моделей конкурентных рынков
Приложение Б Характеристика основных видов прибыли и методов ее формирования
Приложение В Пример расчета плановой прибыли аналитическим методом

Файлы: 1 файл

Чужой диплом.docx

— 517.79 Кб (Скачать)
ustify">3. Абсолютную величину прибыли  в сопоставлении с капиталом  фирмы.

Относительным показателем прибыльности (эффективности фирмы является норма  прибыли (Нпр) или рентабельность (таблица1 и таблица 2 Приложения Б).

Рентабельность предприятия может  измеряться по фондам и по текущим  затратам. Рентабельность по фондам это  отношение Пб(в) к сумме основных производственных фондов (основного капитала и оборотного капитала. Рентабельность предприятия по текущим затратам есть отношения балансовой прибыли к полной себестоимости реализованной продукции.

Уровень рентабельности позволяет  судить о целесообразности производства продукции, выполнение работ, услуг, об использовании инвестиций, возможностях их окупаемости.

В зависимости от управленческих задач, решаемых фирмой и внешними ее контрагентами, в системе показателей финансовых результатов может быть выделены следующие подсистемы (рисунок 2 Приложения Б).

1. Подсистема, включающая совокупность  показателей прибыли для принятия  управленческих решений и оценки  результатов деятельности фирмы  различными субъектами хозяйственных  отношений.

2. Подсистема показателей, отражающая  процесс формирования и распределения  прибыли предприятия в хозяйственном  механизме, основанном на налогообложении  прибыли.

3. Подсистема показателей, отражающая  процесс использования прибыли  фирмой.

Показатели рентабельности дают наиболее обобщенную оценку эффективности (таблицы 1 и 2 Приложения Б), хозяйственной деятельности фирмы. Каждый из них характеризует  определенный аспект этой деятельности.

Рассматриваемая подсистема показателей  прибыли ввиду большого количества решаемых ее задач имеет открытый характер. Многоаспектный характер принятия решений субъектами микро и макро среды фирмы требует моделирование различных показателей прибыли, что предъявляет в свою очередь большие требования к информационной базе. Чем более емкой будет информация, характеризующая различные направления деятельности фирмы, тем более содержательной и полной будет формируемая на ее основе система показателей.

Формирование прибыли от всей финансово-хозяйственной  деятельности предприятия (механизм образования  прибыли) представлено на рис. 4 Приложения Б, который отражает ф. № 2 бухгалтерской отчетности "Отчет о прибылях и убытках".

 

 

2. Максимизация прибыли предпринимательской деятельности в современных условиях

 

2.1 Характеристика  механизма максимизации прибыли  предприятия в современных условиях

 

Важнейшая роль прибыли в деятельности организации определяет необходимость  правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно будет определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность организации. Планируется прибыль  раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого  имущества и от внереализационных доходов и расходов.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

 

П= (В * Ц) – (В * С) , (9)

 

где П – плановая прибыль; В – выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С – полная себестоимость единицы продукции.

 

Таблица 1 — Пример расчета прибыли  от реализации товарной продукции

Наименование продукции

Товарный выпуск по плану, т

Цена за 1 прод. За минусом НДС, акцизов, руб. за 1 т

Плановая полная себестои-мость ед. прод., руб. за 1 т

Товарный выпуск по плану, руб

Прибыль, руб.

(гр.5–гр.6)

В ценах (гр.3*гр.2)

По полной себестоим. (гр.4*гр.2)

1

2

3

4

5

6

7

Сравнимая продукция

Лак

254

1420

1270

360680

322580

38100

Эмаль 3А

300

1969

1700

590700

510000

80700

Эмаль АВ

224

2050

1640

459200

367360

91840

Алгидные смолы

172

1400

1200

240800

206400

34400

ИТОГО

-

-

-

1651380

1406340

245040

Несравнимая продукция

Лак ГМ

200

1600

1360

320000

272000

48000

ИТОГО

-

-

-

1971380

1678340

293040

Остатки готовой продукции на начало планируемого года

-

-

-

180000

60000

120000

Остатки готовой продукции на конец  планируемого года

-

-

-

40000

18998,7

21001.3

ВСЕГО от реализации товарной продукции

-

-

-

2111380

1719341,3

392038,7


 

 

Расчету прибыли предшествует определение  выпуска сравнимой и несравнимой  товарной продукции в планируемом  году по полной себестоимости и в  ценах, а также остатков готовой  продукции на складе и товаров  отгруженных на начало и конец  планируемого года.

Пример расчета прибыли методом  прямого счета приведен в таблице 1.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

а) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой  прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

б) исчисление объема товарной продукции  в планируемом периоде по себестоимости  отчетного года и определение  прибыли на продукцию исходя из базовой рентабельности;

в) учет влияния на плановую прибыль  различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества се и сортности, изменения ассортимента, цен и  т. д.

При этом методе прибыль по несравнимой  продукции определяется отдельно.

План по прибыли на следующий  год разрабатывается в конце  текущего периода. Поэтому для определения  базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период.

Прибыль в отчетном периоде принимается  в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому  если в течение истекшего года имели место изменения цен  или ставок налога на добавленную  стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются  при определении ожидаемой прибыли  за весь отчетный период, независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с I октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планируемого года.

На основе найденного таким образом  уровня базовой рентабельности и  планируемого объема товарной продукции  по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль предстоящего года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.

Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе  планирования определяется влияние  этих факторов на плановую прибыль. Для  окончательного расчета плановой прибыли  от реализации продукции учитывается  прибыль по остаткам продукции готовой  и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года. Пример расчета прибыли аналитическим  методом приведен в Приложении В.

Таким образом, результат аналитического метода планирования прибыли в данном примере подтвердил итог метода прямого  счета, т. е. и в том и в другом случае плановая прибыль от реализации товарной продукции определена в  сумме 392 038,7 руб. (таблица 1 и таблица 3 Приложения В).

Необходимо подчеркнуть, что при  прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления  конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль факторы. Значительный рост прибыли (на 361 512,4 руб.) планируется из-за предполагаемого увеличения цен на реализуемую продукцию, что обусловлено инфляционными процессами, Поэтому, несмотря на возрастание прибыли вследствие роста цен, нельзя рассматривать этот фактор как положительный. Применение метода "директ-костинг" позволяет изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Основная цепочка, формирующая прибыль, списывается схемой (рисунок 6):

 

Рисунок 6 — Логическая цепочка  формирования прибыли предприятием

 

В рамках этой схемы могут быть осуществлены в системе директ-костинг различные оптимизационные расчеты, в частности расчеты: критического объема производства; критического объема выручки; критического уровня постоянных затрат; критической цены реализации; уровня минимального маржинального дохода; планового объема выпуска для заданной суммы плановой (ожидаемой) прибыли; объема продаж, дающего одинаковую прибыль по различным вариантам производства.

Последовательность формирования прибыли в системе "директ-костинг" можно представить в виде следующих итерации (рисунок 7):

 

Рисунок 7 — Последовательность формирования прибыли в системе "директ-костинг"

 

Положительной стороной такой системы  планирования максимизации прибыли  является возможность учета "эффекта производственного рычага", т.е. такого явления, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.

Очевидно, что по мере возрастания постоянных затрат при прочих равных условиях темпы прироста прибыли сокращаются. Исходя из "эффекта производственного рычага", можно сделать вывод: чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации продукции, тем сильнее этот эффект. Однако это не значит, что можно бесконтрольно увеличивать постоянные расходы, так как, если при этом сократится выручка от реализации продукции, потери в прибыли будут большими.

Ориентировочные расчеты прибыли  важны не только для самих предприятий  и организаций, производящих и реализующих  продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью  данного предпринимателя, участвующих  своими средствами в формировании его  уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в  современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной деятельности предприятий и организаций.

Одной из важнейших особенностей организации  анализа при учете эффекта  производственного рычага является анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли на базе классификации затрат предприятия  на постоянные и переменные, то есть определение порога прибыли фирмы. Анализ проводится при помощи графика (рисунок 8) взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли и различных арифметических расчетов. Точнее, его следует назвать графиком взаимосвязи объема, себестоимости и выручки, так как значения именно этих показателей отмечаются по осям координат. Кроме того, в результате графических и аналитических построений можно анализировать не только прибыль, но и маржинальный доход, которые являются производными величинами выручки и затрат.

 

Рисунок 8 — Взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли

 

При построении графика делаются следующие  допущения:

1. Существуют неизменные цены реализации, с одной стороны, и цены на потребляемые производственные ресурсы, с другой стороны.

2. Затраты предприятия строго подразделяются на постоянные и переменные.

3. Поступающая выручка пропорциональна объему реализации.

Информация о работе Максимизация прибыли