Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:23, дипломная работа
В работе рассматривается понятие прибыль, ее сущность и функции, факторы влияющие на прибыль и соответственно способы максимизации.
Заявленная цель бакалаврской работы предполагает реализацию следующих задач:
— рассмотрение прибыли как цели и обобщающей оценки эффективности предпринимательской деятельности;
— систематизация особенностей максимизации прибыли в условиях различных типов конкурентных рынков;
— характеристика видов прибыли;
— обобщение методов формирования различных видов прибыли;
— раскрытие механизма максимизации прибыли предприятия в современных условиях;
— выявление особенностей применения финансового левереджа для оценки уровня прибыльности заемных средств предприятия;
— отражение основных направлений максимизации прибыли в современных условиях.
Введение
1. Прибыль как комплексный показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Прибыль предприятия как цель и обобщающая оценка эффективности его деятельности
1.2 Теоретические особенности максимизации прибыли
1.3 Характеристика видов прибыли и методы их формирования
2. Максимизация прибыли предпринимательской деятельности в современных условиях
2.1 Характеристика механизма максимизации прибыли предприятия в современных условиях
2.2 Финансовый левередж как критерий прибыльности заемных средств предприятия
2.3 Основные направления максимизации прибыли предприятий в современных условиях
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А Пример максимизации прибыли в условиях различных моделей конкурентных рынков
Приложение Б Характеристика основных видов прибыли и методов ее формирования
Приложение В Пример расчета плановой прибыли аналитическим методом
Здесь же возникают трудности с определением прибыли как "классового дохода", поскольку в настоящее время нет ничего более трудного, нежели очертить в обществе "класс" предпринимателей.
Наблюдения за современной экономикой показывают, что существует три вида прибыли:
- прибыль мелкого предпринимателя, зачастую и владельца своего дела;
- прибыль крупной фирмы, которая является скорее прибылью некоего учреждения, а не отдельных личностей и принимает частично форму жалованья или прибавок к жалованию, когда речь идет о руководящем персонале;
- прибыль рантье или акционера, которая сближается с процентом.
Рассмотрение этих исходных проблем
приводит к выводу, что прибыль
является формой дохода, которая не
может быть сведена к какой-либо
другой форме (зарплате, проценту, ренте)
и структура которой в
В статичном экономическом мире, функционирующем по замкнутому кругу, нет места для прибыли: предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков; его доход - плата за управление. Но стоит только начаться развитию благодаря нововведениям, применяемым динамичными предпринимателями, сразу же появляется прибыль.
Объективные теории прибыли обращаются при ее анализе к институциональным факторам (теория эксплуатации), к структурным факторам (теория форм рынка) и к конъюнктурным факторам (теория излишков).
Институциональное объяснение прибыли: эксплуатация. По мнению К. Маркса и его последователей, источником прибыли является эксплуатация трудящихся капиталистами: капиталистическая "прибавочная стоимость" есть продукт капиталистических институтов. Здесь необходимо отметить, что институциональное объяснение превращает прибыль в необязательную категорию, связанную лишь с особыми формами экономической деятельности.
Структурное объяснение прибыли: формы рынка. Согласно знаменитой формуле Вальраса, "при режиме свободной конкуренции нормальная ставка прибыли равна нулю". И действительно, в условиях чистой и совершенной конкуренции (атомизация, однородность, делимость, полная информированность) каждый фактор оплачивается по стоимости своего предельного продукта; из этого следует, что сумма заработной платы, процента и ренты исчерпывает стоимость валового продукта. Этот вывод вытекает из знаменитой теории Эйлера.
Но для объяснения прибыли нельзя ограничиваться лишь анализом несовершенства конкуренции. Структуры рынка, правила игры на нем не даны раз и навсегда; они моделируются предпринимателями, которые оказывают на них силовое воздействие и "пытаются усугубить несовершенства конкуренции с целью обеспечить себе выигрыш, которого они, по-видимому, и добиваются".
Воздействие предпринимателей на структуру рынков, где они подвизаются, было выявлено Жаном Маршалом, который определил проявление этого воздействия на рынок товаров и на рынок факторов:
Общая черта всех приведенных объяснений состоит в том, что они связывают прибыль не с экономической ролью предпринимателя, а лишь с объективной ситуацией, в которой он находится. Прибыль выступает как остаток, как прибавление к издержкам, порожденное лишь структурными или конъюнктурными причинами.
При объяснении явления прибыли
в современной
Функциональный аспект прибыли: прибыль
предприятия выступает в
Размеры прибыли. Размеры прибыли меняются в зависимости от условий работы отдельной фирмы и ряда других факторов:
а). деятельность предприятия может обеспечиваться с большей или меньшей степенью эффективности.
б). прибыли могут варьироваться в зависимости от фаз конъюнктуры: их размеры могут вздуваться из-за колебаний конъюнктуры, из-за элементов, "упавших с неба". Случайные прибыли зачастую возникают либо благодаря изменениям общего уровня цен, либо из-за перемещения спроса из одного сектора в другой;
в). размеры прибылей зависят от экономических структур, а точнее, от форм рынка;
г). размеры прибылей, наконец, не оторваны и от социальных структур; в этой сфере определяющей является деятельность групп и государства.
Внутри групп производителей высокодоходные
предприятия дают возможность существовать
и мелким, отсталым фирмам, которые
способствуют поддержанию на искусственно
высоком уровне цен на товары и
услуги; мощные фирмы обеспечивают
себе, таким образом, значительную дифференциальную
ренту. Социально-экономические группы
оказывают давление на государство
и через него воздействуют на объем
прибылей. При помощи субсидий, своей
терпимостью по отношению к официальным
и официозным соглашениям, кредитной
и налоговой политикой
Распределение прибыли. Распределение прибыли не является в настоящее время внутренней проблемой предприятия; оно имеет также социальный и политический аспекты, проявляющиеся в поисках формул, которые позволяли бы обеспечить участие трудящихся в благах, порождаемых ростом экономики.
Распределение прибыли внутри предприятия зависит от его формы и структуры. Вопрос о нем вообще не стоит в случае индивидуальной фирмы: прибыль достается владельцу фирмы. Если предприятие имеет форму общества, распределение прибыли носит сложный характер, поскольку оно вытекает из соотношения сил, существующего между акционерами и руководством фирмы.
Эффективность работы предприятия зависит от вклада различных участников производства, и в частности наемных работников. Трудности с определением результата деятельности той или иной категории участников не отменяют самого факта участия.
Более того, практика самофинансирования
ведет к росту стоимости
1.2 Теоретические
особенности максимизации
Ориентируясь при выборе решения на минимально возможный уровень затрат, фирма, как правило, рассматривает эту задачу не как самоцель, а как средство решения более общей задачи — максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности. Максимизация прибыли для фирмы означает поиск путей получения наибольшей экономической прибыли, то есть большей разницы между общим доходом и общими издержками:
Pm = TR – TC, (1)
где: Pm - общая или чистая экономическая прибыль; TR – общий доход, определяемый как произведение количества проданной продукции на её цену; TC – общие издержки, включающие и прямые, и косвенные.
Если выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход, общие издержки будут возрастать: доход – в силу роста продаваемого количества, издержки – в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.
Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма получает прибыль и, значит, имеет смысл увеличивать выпуск продукции. Но когда прирост дохода от последней единицы выпуска сравняется с приростом затрат на выпуск этой единицы, рост производства следует приостановить, ибо прибавка к прибыли станет равна нулю.
Можно сформулировать общее правило увеличения прибыли: фирма будет увеличивать выпуск до того момента, пока дополнительные затраты (MC) на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом (MR) от её продажи. Это называется правилом максимизации прибыли:
MC = MR, (2)
Разница между MC и MR будет представлять собой предельную прибыль (PM), то есть прибыль, получаемую фирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска.
Если MR > MC, показатель PM будет принимать положительные значения, свидетельствующие о том, что каждая дополнительная единица выпуска добавляет определенную дозу к общей прибыли.
Когда MR и MC сравняются, это будет означать, что PM = 0, а общая прибыль в этой точке достигнет своего максимума.
Дальнейшее наращивание выпуска приведет к превышению MC над MR и PM принимает отрицательные значения. В этом случае, когда предельная прибыль становится отрицательной, фирма может увеличить свою общую прибыль, сокращая уровень выпуска продукции. Достаточное условие выполняется, если предельные затраты возрастают. Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при таком объеме выпуска, при котором возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции (рисунок 1).
Рисунок 1 — Выпуск, максимизирующий прибыль конкурентной фирмы
Расстояние между линиями Р и АС представляет величину средней прибыли при выпуске Q единиц продукции. Прибыль достигает максимума при выпуске Q* единиц продукции. Обратим внимание на то, что при выпуске Q0 единиц предельные затраты тоже равны цене, но здесь не выполняется достаточное условие максимизации прибыли. Максимальная сумма прибыли равна площади заштрихованного прямоугольника. В данной модели была описана модель максимизации прибыли применительно к условиям рынка совершенной конкуренции. Но различные типы конкурентных рынков накладывают свои ограничения и определяют специфику максимизации прибыли для каждого участника такого рынка.
Объем выпуска, максимизирующий прибыль, зависит от технологических и экономических условий функционирования фирмы. Первые отображаются кривой общего выпуска (см. рис. 1), а экономические условия можно представить линией равной прибыли или изопрофитой. Уравнение изопрофиты выводится из уравнения прибыли:
, (3)
где π0 - заданная величина прибыли.
Каждая точка изопрофиты указывает на такое сочетание Q, L, которое обеспечивает заданный объем прибыли. Каждому объему прибыли соответствует своя изопрофита (рисунок 2).
Рисунок 2 — Изопрофиты
Наложение карты изопрофит на кривую общего выпуска (рисунок 3) совмещает технологические и экономические условия работы фирмы. Точка касания кривой TPL с наиболее высокорасположенной изопрофитой определяет объем выпуска, максимизирующий прибыль в сложившихся условиях. Рыночные структуры, которые нельзя считать полностью конкурентными и которые в то же время не контролируются продавцом-монополистом, относятся к случаям несовершенной конкуренции.
Рисунок 3 — Технологические и
экономические условия
Одной из ее форм, отличающейся небольшим числом фирм на рынке, является олигополия. Модель ценовой войны Бертрана была предложена как альтернатива модели Курно. В качестве стратегических переменных были предложены цены, а не объемы выпуска продукции.
Олигополисты вырабатывают решения независимо друг от друга, принимают цены конкурентов как данные и выбирают уровень своей цены. При этом все потребители приобретают продукцию у олигополиста, установившего минимальную цену. В случае равных цен рынок делится полностью.
Итогом предпосылок такой