Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:50, курсовая работа
Главная задача банка – это забота о своих клиентах, которая выражается в том, что разработанная система кредитования населения обусловлена его целями и направлена, прежде всего, на создание условий для реализации потребностей каждого гражданина в таких вопросах, как приобретение, строительство и реконструкция жилья, обучение, приобретение мебели, бытовой техники и многое другое.
Введение
1. Кредитование населения как одна из функций кредитно-финансовых институтов
1.1. Потребительский кредит, его сущность, роль и формы
1.3. Потребительский кредит в России
. 2. Анализ кредитования населения на примере
2.1.Краткая экономическая характеристика
2.2.Анализ кредитных операций
2.2.Анализ условий кредитования
3.Перспективы развития потребительского кредита в РФ
Основным тенденции развития продукта являются:
1. рост доли экспресс-кредитования;
2. появление кредитов со стартовым взносом 0%: клиент оплачивает только страховку;
3. появление нишевых продуктов (на приобретение дополнительного оборудования и т.п.) и развитие новых программ (buy-back);
4. дальнейшее расширение сферы кредитования (подержанные автомобили).
Прогнозируемые тенденции рынка:
1. рост продаж кредитов buy-back (обратный выкуп);
2. рост продаж рублевых кредитов на длинные сроки;
3. рост продаж кредитов с низким или нулевым первым взносом;
4. увеличение сроков кредитования, снижение ставки кредита;
5. повышение востребованности специальных кредитных программ (совместных программ банка, автопроизводителя, автосалона и страховой компании).
Кредиты на неотложные нужды являются востребованными на рынке, однако его дальнейший рост будет сдерживаться частичным замещением кредитными картами в сегменте краткосрочных кредитов (до 1 года). Можно ожидать, что такое замещение примет значительные размеры по мере распространения зарплатных кредитных карт.
Основные тенденции развития продукта:
1. улучшение удобства обслуживания, расширение количества каналов для погашения кредита;
2. либерализация условий предоставления кредитов (снижение доли залоговых кредитов и кредитов под поручительство);
3. перемещение акцента на долгосрочные продукты (в связи с ростом конкуренции с кредитными картами в краткосрочном сегменте).
Экспресс-кредитование в торговых точках и овердрафтное кредитование эти два продукта уже начали замещаться более функциональными кредитными картами. Рост экспресс-кредитования еще поддерживается за счет регионов, однако этот потенциал должен быть исчерпан в ближайшее время, особенно с распространением зарплатных кредитных карт.
Овердрафтное кредитование получило максимальное развитие в начале 2003г. (6,2% рынка), но затем его роль снижалась (октябрь 2006г. — 4,9%).
В результате активное наполнение кредитных портфелей целым ассортиментом розничных продуктов у крупных банков постепенно сменится более четким позиционированием на рынке и подчас свертыванием изначальных программ.
Через 3–5 лет, по достижении насыщения рынка, фокус конкурентной борьбы вынужденно переместится на передел существующих «сфер влияния». Как следствие, преимущество будут иметь банки, которые окажутся в состоянии:
1. предложить клиенту технологическое и сервисное преимущество (функциональность продуктов, удобство и доступность каналов продаж и обслуживания);
2. выдержать падение ставок, то есть обеспечить высокую эффективность кредитных операций и низкий уровень потерь.
Развитие в этих направлениях должно являться приоритетом для банков, настроенных на поддержание долгосрочного конкурентного преимущество в области розничного кредитования.
3.2 Перспективные направления развития потребительского кредитования Банка «Русский стандарт»
В первом квартале 2008 года в банке наблюдается сокращение объема выдаваемых кредитов, так объем выданных кредитов физическим лицам составил всего лишь 99,7 млрд. рублей. Такое сокращение объема кредитов в банке связано с сезоном погашений по кредиткам и тем, что в первом квартале "Русский стандарт" обеспечил секьюритизированные еще во второй половине 2007 года активы дополнительными продажами на сумму 10 млрд. рублей.
Рост кредитного портфеля банка в сентябре 2007 года до 152 млрд. рублей. Но уже со следующего месяца начал снижаться и к концу 2007 года снижение составило 45 млрд. рублей, а в первом квартале 2008г. кредитный портфель банка "Русский стандарт" снизился лишь на 7 млрд. рублей (по данным отчетности банка за январь-март 2008 года).
В 2007 году портфель кредитов сократился из-за двух сделок по секьюритизации активов общей суммой свыше $1,15 млрд. В декабре закрылась сделка с ABN Amro и Unicredit на $500 млн., вторая сделка была непубличной. В 2008 году секьюритизация активов также останется в числе основных источников фондирования для банка. В начале текущего года заявлялось о планах по фондированию, в которых значилась секьюритизация портфеля кредитных карт на $400-500 млн., а также кредитов, выданных в точках продаж, на $100-200 млн. Половина кредитного портфеля "Русского стандарта" приходится на кредитные карты, и медленный рост связан с сезонностью погашений, отмечают аналитики. Поэтому замедление роста для такого игрока специалисты называют нормальным. Кроме того, в первом квартале банк активно гасил внешние обязательства.
Вероятно, "Русский стандарт" и не стремится наращивать портфель, а скорее аккумулировал средства, чтобы рассчитываться по обязательствам и пережидать перебои с фондированием. Также можно указать и на то, что у банка полностью сменилась бизнес-модель - во втором полугодии прошлого года "Русский стандарт" ужесточил кредитную и смягчил ценовую политику: приостановил выдачу ипотеки, дифференцировал лимиты по кредитным картам, пересмотрел условия кредитования автотранспорта и при этом снизил ставки и отменил комиссии по кредитам.
С января 2008г. банк временно приостановил рассылку кредитных карт через почту, вместо кредиток банк активно рассылает предложения взять кредит наличными. Смена тактики объясняется тем, что затраты на рассылку карт остаются высокими, а число активированных карт при этом снижается. Кроме того, многие клиенты, получив карту, снимают наличные, а самой картой не пользуются. По подсчетам специалистов, объем эмитированных карт у "Русского стандарта" за первое полугодие 2007 года составил 20 млн. штук. Так как рынок стал более зрелым, поэтому у банка снизилась маржа и теперь помимо издержек приходится оптимизировать риски. Поэтому в этой ситуации банку не имеет смысла сохранять прежние объемы рассылки.
В банке «Русский стандарт» предполагают, что в ближайшие годы прирост рынка потребительских кредитов замедлится, и будет сопровождаться существенными качественными изменениями структуры розничного кредитования. Поэтому локомотивами роста будут выступать автокредитование, кредитные карты и кредит наличными с постепенным насыщением сектора автокредитования и значительным повышением доли сегмента кредита наличными и кредитных карт.
Поэтому для дальнейшего развития потребительского кредитования в Банке "Русский Стандарт" мы рекомендуем воспользоваться опытом конкурентов по реализации наиболее прибыльных кредитных продуктов, а также для снижения роста просроченной задолженности, особенно в сегменте экспресс - кредитования предлагается банку:
1. создать единую нормативную базу для определения кредитоспособности заемщиков,
2. ввести доступные широкому кругу лиц рейтинги хозяйствующих субъектов,
3. усовершенствовать методики определения кредитоспособности, включающие определенный набор частных показателей и расчет интегрального показателя, учитывающий влияние на кредитоспособность коммерческой организации различных количественных и качественных факторов.
4. Применять процессные технологии,
5. Управлять информационными потоками,
6. К работе с проблемными кредитами привлекать специализированные коллекторские агентства.
В целях совершенствования работы с проблемными кредитами необходимо:
1. Внести в нормативные документы банка предельные сроки кредитов, нереальных ко взысканию.
2. Включить в обязанности службы внутреннего контроля проверку раннего реагирования соответствующих служб на возникающие проблемы у заемщиков.
3. обеспечить структурные создаваемые подразделения современными компьютерными программами, обеспечивающими выявление стандартного набора финансовых проблем потенциального заемщика.
Другим, немаловажным и перспективным направлением для банка «Русский стандарт» является активное продвижение розничного кредитования не только в столичном регионе, но и по всей территории России. Естественно, что развитие банковского бизнеса в регионах отстает примерно на 2-3 года от столичного, но, учитывая огромный спрос, данное направление представляется весьма выгодным и интересным. Развитие региональной сети позволит банку «Русский стандарт» значительно увеличить свою клиентскую базу, что будет способствовать поддержанию его стабильного роста. Так же развитая региональная сеть, кроме роста клиентской базы позволит банку диверсифицировать его риски. Наиболее перспективными регионами многие участники рынка называют Сибирь и Дальний Восток, указывая не низкую концентрацию банков в этих регионах.
Заключение
Подведем итоги данной работы. В процессе изучения были проанализированы и систематизированы имеющиеся литературные и практические – данные, относящиеся к кредитной деятельности Банка.
Банк, являясь коммерческим предприятием, размещает привлеченные ресурсы от своего имени и на свой страх и риск с целью получения прибыли.
Основой активных операций коммерческого банка следует считать операции кредитования.
Кредит – это предоставление денег или товаров в долг, как правило, с выплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении определенных принципов, которые являются главным элементом системы кредитования, поскольку отражают сущность и содержание кредита.
Кредитные операции - самая доходная система банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка.
Работа выполнена по Банку "Русский Стандарт" и мы пришли к следующим выводам:
− в результате проведенных расчетах по пассивам наблюдается тенденция их увеличения на протяжении всего рассматриваемого периода, это объясняется довольно устойчивой деятельностью, как самого банка, так и всей банковской отрасли;
− наблюдается тенденция увеличения активов это свидетельствует о развитии отделения и о будущих перспективах банка.
Состав и структура активов Банка "Русский Стандарт" показал, что объем денежных средств вырос за три года на 1121400 тыс. руб. Объемы обязательных резервов выросли на 5439581 тыс. руб., что является негативным показателем для банка, а чистая ссудная задолженность возросла на 66256494 тыс. руб. за три года, но ее доля в общей сумме активов снизилась на 2,80%, что является причиной продажи банком части своих долгов коллекторским агентствам и улучшением работы по взысканию долгов. Основные средства, нематериальные активы выросли на 3179116 тыс. руб. по сравнению с 2005 годом. Общая масса активов в 2007 году выросла на 76628037 тыс. руб.
Состав и структура пассивов Банка "Русский Стандарт" показал, что средства клиентов, привлеченные в банк выросли на 42765297 тыс. руб., выпущенные долговые обязательства выросли на 9751322 тыс. руб., а обязательства по уплате процентов на 1427856 тыс. руб. На ряду с этим прочие обязательства снизились на 168907 тыс. руб. Очень значительно возросли резервы на возможные потери по условным обязательствам 3174882 тыс. руб., что связано с принятием закона о необходимости обеспечения банком из собственных средств возможных потерь по условным обязательствам, а всего обязательств на 2007 год возросли по сравнению с 2005 годом на 63402933 тыс. руб. и составило на отчетный год 158483804 тыс. руб. Средства акционеров остались неизменными и составили сумму 1272883 тыс. руб. Прибыль за отчетный год составила 5907391 тыс. руб., что на 1276721 тыс. руб. меньше, чем в 2005 году. Всего же сумма источников собственных средств на 2007 год составила 22728771 тыс. руб., что на 13225104 тыс. руб. больше, чем в 2005 году.
Проанализировав процесс кредитования потребительских нужд населения в Банке "Русский стандарт" для выдачи кредита банку необходимо оценить платежеспособность клиента, его кредитную историю и составляется заключение о целесообразности выдачи кредита (отказа выдачи) и согласовывает с заемщиком условия предоставления кредита.
По объему выданных потребительских кредитов физическим лицам ЗАО Банк Русский Стандарт занимает 2-е место, пропустив в лидеры только Сбербанк РФ с объемом потребительских кредитов в размере 193253,20 тыс. руб.
В абсолютных величинах Сбербанк значительно превышает кредитование ЗАО Банка Русский Стандарт, но в процентном соотношении потребительских кредитов к общей массе кредитов ЗАО Банк Русский Стандарт остается лидером.
ЗАО Банк Русский Стандарт занимает 2-е место в сумме выданных потребительских кредитов 148296156 тыс. руб., что является очень хорошим показателем для сравнения с банками Росбанк и ВТБ 24 у которых сумма потребительских кредитов соответственно 80316429 тыс. руб. и 75263176 тыс. руб. на порядок больше, чем у тех банков, но отставание ЗАО Банк Русский Стандарт от Сбербанка России очень существенно т.к. показатель Сбербанка России составляет 787506470 тыс. руб.
Но если же брать соотношение потребительских кредитов и общую массу кредитов, то ЗАО Банк Русский Стандарт с показателем 78,27% выходит на первое место, вторым становится ВТБ 24 - 56,60%, третьим Росбанк - 47,29%. Это говорит о том, что основное направление деятельности ЗАО Банка Русский Стандарт является потребительское кредитование.
Сводя все данные в выше упомянутых таблиц можно охарактеризовать ЗАО Банк Русский Стандарт как очень влиятельного игрока среди кредитных организаций РФ, занимающихся кредитованием потребительских нужд.