Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:20, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в исследовании управления кредитным портфелем на примере ЗАО «ВТБ-24».
В рамках поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность кредитного портфеля коммерческого банка и его составляющие;
- исследовать стадии формирования оптимального кредитного портфеля коммерческого банка;
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты управления кредитным портфелем коммерческих банков……………………………………………….7
1.1. Сущность кредитного портфеля коммерческого банка
и его составляющие………………………………………………….7
1.2. Стадии формирования оптимального кредитного портфеля коммерческого банка………………………………………………13
1.3. Влияние кредитных рисков на формирование кредитного портфеля коммерческого банка……………………………………19
1.4. Принципы, функции, факторы и особенности управления кредитным портфелем коммерческого банка…………………….23
Глава 2. Исследование процесса управления кредитным портфелем
в «ВТБ-24»……………………………………………………………………….33
2.1. Общая характеристика деятельности «ВТБ-24» на кредитном рынке………………………………………………………………….33
2.2. Анализ кредитного портфеля «ВТБ-24»………………………44
2.3. Оценка эффективности методов управления
кредитным риском…………………………………………………..60
Глава 3. Совершенствование процесса управления кредитным портфелем в «ВТБ-24»................................................................................................................72
3.1. Проблемы управления кредитным портфелем в
«ВТБ-24»…………………………………………………………….72
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию
процесса управления кредитным портфелем банка……………….74
3.3. Оценка эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию процесса управления кредитным
портфелем.............................................................................................80
Заключение……………………………………………………………………….86
Библиографический список……………………………………………………..90
Приложения……………………………………………………………………...95
Для составления общей формулы надежности используется понятие «Оптимального банка», то есть удовлетворяющего основным критериям надежности по следующим уровням: К1 = 1, К2=1, К3=3, К4=1, К5=1, К6=3.
Таким образом, оптимальным с точки зрения надежности считается банк, имеющий следующие характеристики:
вкладывает в работающие активы средства в размере собственного капитала;
содержит в ликвидной форме средства в объеме, равном обязательствам до востребования;
имеет в три раза больше обязательств, чем работающих активов;
содержит в ликвидной форме и в виде капитальных вложений средства в объеме равном суммарным обязательствам;
капитал банка инвестирован в недвижимость и материальные ценности;
обладает капиталом в три раза большим, чем уставный фонд.
Таким образом, формула надежности выводится в зависимости от удельного веса каждого коэффициента (группа надежности – 70%: К1, К3, К5, К6; группа ликвидности – 30%: К2,К4).
Таблица 17
Текущий индекс надежности-рискованности
Показатель | 1.01.09 | 1.01.10. | 1.01.11 |
Текущий индекс надеж- Ности-рискованности ( N=45*К1+20*К2+ +10*К3+10*К4+5*К5+ 10*К6) |
43,9
|
37,04 |
452,3
|
Анализ результатов расчета показывает снижение текущего индекса надежности во втором квартале , а в третьем квартале повышение его к концу года. При практически неменяющемся во втором и третьем кварталах собственном капитале, продолжается рост работающих активов. Это уменьшает генеральный коэффициент надежности (К1), вносящий основной вклад в величину текущего индекса надежности банка. Продолжалось также увеличение коэффициента мгновенной ликвидности (К2) и генерального коэффициента ликвидности (К4), связанное с небыстрым ростом обязательств до востребования суммарных обязательств по сравнению с ростом ликвидных активов. Имел тенденцию к небольшому понижению коэффициент фондовой капитализации прибыли (К6), характеризующий эффективность работы банка, его способность наращивать собственный капитал за счет зарабатывания прибыли.
Значения коэффициентов КРОСС - коэффициента (К3) и коэффициента защищенности капитала (К5) во втором и третьем кварталах также повысились. Они показывают, соответственно, какую степень риска допускает банк при использовании привлеченных средств и насколько банк учитывает инфляционные процессы, размещая свои активы в недвижимость, ценности и оборудование. Но эти показатели имеют меньшую значимость по сравнению с выше рассмотренными коэффициентами. К концу года мы видим тенденцию к росту по всем по всем рассчитываемым показателям, что привело к увеличению текущего индекса надежности во втором полугодии на 5,75.
Проведенный анализ показал, надежность банка, исходя из значения текущего индекса надежности находится на высоком уровне. Наблюдается сильная конкуренция за обслуживание предприятий, а также предприятий и организаций, имеющих потоки «живых» денег. Следует отметить, что обычно московские банки особое внимание уделяют сотрудничеству с Администрациями регионов и через них получают дополнительные конкурентные преимущества в привлечении наиболее выгодных предприятий. Данные выводы подтверждаются проявившимися тенденциями роста.
В целях повышения устойчивой конкурентоспособности банка необходимо сохранить обороты по расчетным, текущим, валютным счетам основных клиентов банка, то есть сохранение рентабельной для работы клиентуры. При достижении устойчивого положения в меняющейся агрессивной конкурентной среде – диверсификация состава клиентов, обеспечивающая снижение совокупных рисков банковских операций.
Политика ЗАО «ВТБ-24» при формировании ресурсной базы должна быть направлена на сохранение устойчивости пассивов и поддержание ликвидности. Необходимо обеспечить реальный рост валюты баланса, активизировать работу по реструктуризации пассивов. Решение данной задачи может быть достигнуто путем привлечения средств населения через пенсионные фонды, страховые общества. Следующая задача – привлечение средств клиентуры со значительными оборотами по счетам, привлечение бюджетных средств при получении статуса уполномоченных Администраций. Продолжить выпуск процентных векселей, эмитируемых банком; стремиться к изменению структуры баланса: поддержание внутренней сопряженности активов и пассивов по суммам и срокам на уровне не более 25% и стабильности источников до 70%. Создание ресурсов базируется на поиске дешевых и стабильных источников, сбалансированных с активами по срокам и процентам с учетом планируемой маржи. Наиболее выгодно привлечение среднесрочных ресурсов ( 91 день). Доля средств, привлекаемых до востребования – не более 25%. На более длительный срок планируется привлечение валютных ресурсов, рублевые ресурсы должны привлекаться с плавающей процентной ставкой. В области кредитования необходимо улучшить качество кредитного портфеля с целью обеспечения плановой доходности, не допускать роста кредитных рисков, максимально снизить объем неработающих кредитов. Кредитование должно проводиться при наличии схем получения реальных денежных средств, обеспечивающих гашение кредита. Удовлетворение потребности в кредитах предприятий предполагается также за счет ускорения оборачиваемости кредитов и высвобождения из неработающих. С целью сбора необходимого объема доходов нужно осуществлять поддержание нормативного уровня рентабельности активов, инвестиций, текущий уровень возвратности кредита определять, исходя из критерия снижения уровня рентабельности.
Глава 3. Совершенствование процесса управления кредитным портфелем в «ВТБ-24»
3.1. Проблемы управления кредитным портфелем в «ВТБ-24»
Анализ кредитной политики ЗАО «ВТБ-24» выявил проблемы, с которыми банку приходится сталкиваться в процессе кредитования.
Во-первых, ключевым видом риска для Банка является риск невозврата или несвоевременного возврата заемщиками кредитов, полученных от Банка. Несмотря на то, что доля просроченной задолженности невелика (0.16%), имеются отдельные кредиты, выданные крупным клиентам, задолженность по которым на начало 2011 г. составляла 13-18% собственного капитала банка. В своей деятельности по решению данной проблемы ЗАО «ВТБ-24» создает достаточные резервы под возможные потери по кредитам, также поддерживает структуру кредитного портфеля согласно нормативам ЦБ РФ и следует принятого курса на диверсификацию (распределение риска).
Во-вторых, в современном мире суперконкуренции и предложения различных кредитных услуг ЗАО «ВТБ-24» может сдать свои позиции по причине длительного оформления заявки на кредит (большой пакет документов, продолжительное время на проверку кредитоспособности заемщика и т.д.).
Вышеназванные проблемы кредитования дают основу для разработки предложений по совершенствованию кредитования в ЗАО «ВТБ-24».
Здесь можно выделить два момента:
организация работы с проблемными кредитами;
направленность на снижение времени обработки заявки на кредит.
Рассмотрим кратко предложенные пути совершенствования кредитования в ЗАО «ВТБ-24».
Работа с проблемными кредитами должна включать элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась.
Естественно, наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий кредитного договора, который дает и банку, и его клиенту шанс возобновить нормальную деятельность. Даже при наличии серьезных проблем с кредитным договором у банка подобных проблем может не быть у клиента. Это означает, что в случае правильно разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают редко. Однако неправильно составленный кредитный договор может усугубить финансовые проблемы заемщика и послужить причиной невыполнения обязательств по кредиту.
Страхование и привлечение достаточного обеспечения позволяют вернуть ссуженные средства и компенсировать убытки банка по процентам за кредит путем страхового возмещения от страховой компании или реализации обеспечения. Однако в условиях запутанной и усложненной процедуры реализации обеспечения более предпочтительным выглядит страхование кредитов в надежной страховой компании, поскольку в этой ситуации проблемами залога, его наличия, сохранности, реализации в случае непогашения кредита занимается страховая компания, а не банк, что, в свою очередь, экономит средства банка и рабочее время сотрудников кредитных подразделений и служб безопасности.
В работе по снижению времени рассматривания заявок в ЗАО «ВТБ-24» рекомендуется выполнить мероприятия по устранению причин, вызывающих данную проблему:
1. Большой пакет документов по кредитованию
С целью привлечения большего количества клиентов нужно пересмотреть и сократить количество документов, необходимых для оформления кредита.
2. Ошибки специалистов (недоработки в документах)
Здесь необходима целенаправленная работа с персоналом: в данном случае ужесточение требований к работе, стимулирование (материальное (снижение оклада, повышение премии) и нематериальное (награждение, поощрение «лучшего аккуратного работника»).
Данные рекомендации, реализованные в комплексе, будут способствовать уменьшению времени обработки заявок, что значительно повысит конкурентоспособность ЗАО «ВТБ-24» на фоне других коммерческих банков.
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию процесса управления кредитным портфелем банка
Банк ВТБ 24 (ЗАО) является заметным, динамично развивающимся игроком федерального масштаба на розничном рынке банковских услуг. Розничный банковский бизнес предъявляет специфичные и высокие требования к технологиям, ИТ-платформе и бизнес-процессам, клиентскому сервису. Для завоевания и удержания лидерских позиций на этом рынке требуются высокотехнологичные системы и централизованные бизнес-процедуры. В связи с этим, основными направлениями инвестиций, в том числе связанными с приобретением и заменой основных средств, на среднесрочную перспективу являются:
- реализация проекта создания Сервисного центра (централизация сервисных функций);
- внедрение новой розничной ИТ-платформы;
- развитие сети филиалов и отделений (открытие новых подразделений).
Общий бюджет инвестиций на 3-5 лет превышает 400 млн. долларов и включает в себя приобретение помещений в собственность, приобретение компьютерной техники, приобретение специализированного банковского оборудования (включая банкоматы), телекоммуникационного оборудования и офисной техники, мебели. Внедрение новой ИТ-платформы предполагает инвестиции в расширение серверного комплекса и закупку лицензионного программного обеспечения.
Для достижения целевой доли рынка (от 8 до 15% в различных сегментах рынка) банк ВТБ 24 (ЗАО) планирует предпринять следующие меры:
- существенное расширение и развитие региональной сети;
- предоставления широкого спектра современных услуг;
- внедрения высоких стандартов в скорости предоставления и удобстве обслуживания кредитов;
- установления высоких кредитных лимитов;
- инновационный подход в разработке продуктов и услуг;
- развития альтернативных каналов продаж;
- развитие брэнда кредитной организации.
Таким образом, банк ВТБ 24 планирует в течение 2010 – 2015 гг. стать одним из лидеров рынка розничных банковских услуг (в сегментах потребительского и ипотечного кредитования, автокредитования, депозитах физических лиц, кредитования малого бизнеса и т.д.).
Источниками будущих доходов (в перспективе на 3-5 лет) банка ВТБ 24 (ЗАО) будут являться:
- доходы от кредитования физических лиц (77% от операционных доходов);
- предприятий малого бизнеса (около 14% от операционных доходов).
Направления развития банка в 2010 г.:
- в условиях кризиса банк ВТБ 24 планирует продолжать кредитовать население и предприятия сегмента малого бизнеса.
- среди стратегических целей - увеличение доли рынка по объемам кредитования физических лиц до 9,5%.
Приоритетными направлениями работы в сфере кредитования населения и малого бизнеса в условиях мирового финансового кризиса будут являться:
- c точки зрения роста активов – приоритет отдается «коротким» и высокодоходным активам (что предполагает ограничение роста в сегменте ипотечного кредитования);
- кредитование населения – смещение приоритетов в сторону более «коротких» кредитных продуктов (кредиты наличными, автокредиты);
- продолжение кредитования малого бизнеса;
- развитие лизинга для малых предприятий;
- оперативное управление ставками;
Одним из важнейших направлений деятельности банка ВТБ 24 (ЗАО) становится:
- работа, направленная на эффективное управление и сокращение портфеля просроченной задолженности;
- оптимизация процедур управления проблемной задолженностью;
- активизация работы по сбору проблемной задолженности (усиление соответствующих подразделений банка, оптимизация внутренних процедур, повышение эффективности работы с коллекторскими агентствами);
- мониторинг портфеля на предмет усиления долговой нагрузки на клиентов;
- проактивная работа с клиентами;
- переход к более консервативным процедурам оценки заемщиков;
- оперативная корректировка скоринговых моделей;
-рефинансирование валютного кредитного портфеля в рубли.
Основными конкурентами банка ВТБ 24 (ЗАО) являются кредитные организации, входящие в ТОР-30 и занимающие лидирующие позиции на рынке розничных услуг. В частности, основными конкурентами кредитной организации - эмитента являются: