Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:23, контрольная работа
1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета
2. Фонд социального страхования Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета.
3. Фонды обязательного медицинского страхования, его правовой статус, характеристика, состав бюджета.
Практическая часть
Заключение
Введение
Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.
Внебюджетные фонды - одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Правовой основой образования государственных социальных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ (1993 г.) и БК РФ. Право на социальное обеспечение граждан России записано в Конституции РФ: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.
1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета
Пенсионный фонд - это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный прежде всего на выплату пенсий.
Трудовая пенсия - это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода по достижении ими определенного результата.
Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются:
Конституция РФ;
Федеральный закон от 15 декабря2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
Федеральный закон от 17 декабря2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Федеральный закон от 15 декабря2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В России установлены следующие виды трудовых пенсий:
по возрасту;
по инвалидности;
по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой, страховой и накопительной.
Право на трудовую пенсию по старости имеют:
мужчины, достигшие возраста 60 лет;
женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды:
1) за выслугу лет;
2) по возрасту;
3) по инвалидности;
4) социальная пенсия.
Пенсии федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее15 лет устанавливаются в размере 45% их среднемесячного заработка за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка, при этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Если размеры пенсий государственным служащим более или менее понятны, то расчеты размеров трудовых пенсий довольно сложны, непонятны народу, запутанны. Надо полагать, ни в одной стране мира нет таких запутанных расчетов трудовых пенсий, как в России. Эти сложные расчеты внесло в Федеральное Собрание правительство М. Касьянова и лоббированием в Федеральном Собрании добилось их утверждения. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.
Пенсионный фонд РФ образован с 1 января 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от27 декабря 1991 г. №2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 мая1997 г. № 77-ФЗ).
Этот фонд является финансово-кредитным
учреждением и осуществляет свою
деятельность в соответствии с действующим
законодательством и утвержденн
Согласно ст. 2 «Положения о Пенсионном фонде» денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения и осуществляет следующие основные функция:
целевой сбор от плательщиков
страховых взносов и
организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд;
индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов.
межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001 г. №9 признал, что Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречит Конституции РФ.
Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ РФ входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ РФ, а также управляющие отделениями ПФ РФ. Организации начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд в процентах от заработка со всех работников, включая работающих пенсионеров, один раз в месяц и в сроки, установленные для получения заработной платы. Организации и предприятия инвалидов и пенсионеров освобождаются от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ.
При недостатке поступлений средств в Пенсионный фонд Банк России может предоставить кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.
Кроме страховых взносов,
поступающих от организаций и
физических лиц, в Пенсионный фонд РФ
перечисляются бюджетные
В обязанности Правительства РФ входит выделение для Пенсионного фонда РФ валютных средств, необходимых для приобретения вычислительной техники. На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.
Средства Пенсионного фонда РФ используются:
на выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
на оказание материальной помощи престарелым и не трудоспособным гражданам;
на выплату пособий на погребение получателям пенсий;
на финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;
на прочие расходы.
Размеры поступлений средств в Пенсионный фонд РФ и расходов средств отражаются в бюджете Пенсионного фонда, который утверждается в форме закона Федеральным Собранием РФ.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые включаются в лицевой счет застрахованного лица.
В настоящее время в России завершается проведение пенсионной реформы. Основная суть реформы состоит в том, что отчисления в Пенсионный фонд, которые делают работодатели в размере 20% от фонда заработной платы, для лиц1966 г. рождения и старше 14% направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 г. рождения и моложе поступают8% (10% до 2008 г.) на финансирование страховой части трудовой пенсии и 6% (4% до 2008 г.) - на финансирование накопительной части трудовой пенсии (Федеральный закон от 20 июля2004 г. № 70-ФЗ). Средства накопительного Пенсионного фонда хранятся в уполномоченных коммерческих банках и гражданину-пенсионеру до наступления положенного возраста не выдаются. Предполагается, что в накопительный фонд в коммерческие банки будет поступать ежегодно до20 млрд. руб.
С 2002 г. впервые средства
Пенсионного фонда стали
2. Фонд социального страхования Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета.
Социальное страхование - это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т.п.).
Экономические реформы в России сопровождаются нарастанием проблем в социальной области, падением материального благосостояния народа, ростом бедности его слоев. Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный Фонд социального страхования.
Материальную базу осуществления этих прав составляет государственный Фонд социального страхования.
Статус внебюджетного Фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля1994 г. № 101.
Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения Фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).
Фонд государственного социального страхования РФ выполняет следующие функции:
концентрация денежных средств государства на социальное страхование;
обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);
оплата путевок на
санаторно-курортное лечение
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.
Фонд государственного социального страхования - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.
Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Источниками образования Фонда являются:
страховые взносы работодателей - предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;
страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
средств государственного бюджета (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады;
налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, согласно ст. 146 БК РФ;
прочие поступления.
Все организации и предприятия независимо от форм собственности с 2001 г. вносят взносы в Фонд государственного социального страхования в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние перечисляют средства в Фонд социального страхования.
Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования и Федеральную налоговую службу.
Средства Фонда социального страхования РФ используются на следующие цели:
на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Доля этих расходов составляет около 70%;
финансирование санаторно-
частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей;
выплата пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся;
финансирование исполнительной дирекции Фонда.
Бюджет доходов и расходов Фонда социального страхования утверждается законом Российской Федерации. Поступления и расходование средств Фонда социального страхования РФ, утвержденные Федеральным законом от 22декабря 2005 г. №173-ФЗ, показаны в таблице.
Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо - в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.
Бюджет Фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. Бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением Фонда социального страхования.