Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:04, курсовая работа
Основная цель курсовой работы охарактеризовать и проанализировать источники финансирования предприятия.
В задачи курсовой работы входит:
- изучить сущность и классификацию источников финансирования предприятия;
- охарактеризовать собственные источники финансирования предприятия;
- рассмотреть особенности заемных источников финансирования;
- охарактеризовать привлеченные источники финансирования;
- изучить нормативно-правовую базу формирования и использования источников финансирования деятельности предприятия;
- проанализировать источники финансирования на примере предприятия;
- рассмотреть основные пути совершенствования формирования источников финансирования на предприятии.
Основную долю в составе внешних источников формирования собственного капитала занимает дополнительная эмиссия акций. Государственным предприятиям может быть оказана безвозмездная финансовая помощь со стороны государства. К числу прочих внешних источников относятся материальные и нематериальные активы, передаваемые предприятию бесплатно физическими и юридическими лицами в порядке благотворительности.
Собственный капитал характеризуется простотой привлечения, обеспечением более устойчивого финансового состояния и снижением риска банкротства.
Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования, предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе. и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала и меньше доля заемных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а следовательно, меньше риск потери.
Заемный капитал (рис. 1.3) - это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года).
Рис. 1.3 Классификация заемного капитала
Источник: [25, c.442]
По целям привлечения заемные средства подразделяются на следующие виды:
- средства, привлекаемые для воспроизводства основных средств и нематериальных активов;
- средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов;
- средства, привлекаемые для удовлетворения социальных нужд.
Заемные средства могут привлекаться в денежной форме, в форме оборудования (лизинг), в товарной форме и других видах; по источникам привлечения они делятся на внешние и внутренние; по форме обеспечения - обеспеченные залогом или закладом, обеспеченные поручительством или гарантией и необеспеченные.
Денежные средства, которые временно привлечены учреждением, предприятием, организацией и подлежат возврату соответствующим физическим или юридическим лицам, у которых они заимствованы и которым они не выплачены. Как правило, кредиторскую задолженность составляют неоплаченные налоги, неосуществленные платежи поставщикам за отгруженные товары, невыплаченная начисленная заработная плата, невнесенные страховые взносы, неоплаченные долги. Другими словами, кредиторская задолженность - это счета, которые должны оплачиваться в ходе обычной работы предприятия. Кредиторская задолженность в пределах действующих сроков оплаты счетов и обязательств считается естественной
Финансовое состояние предприятия во многом зависит от размера, состава и структуры заемных средств, т.е. соотношения долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных финансовых обязательств, а также наличия просроченных долгов.
Привлечение заемных средств в оборот предприятия - явление нормальное. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются в обороте на продолжительное время и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном счете приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового положения. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, определить сумму выплаченных пеней за просрочку платежей.
В то же время если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов. К недостаткам этого источника финансирования следует отнести также сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения платежеспособности предприятия.
Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия. Выработка правильной финансовой стратегии в этом вопросе поможет многим предприятиям повысить эффективность своей деятельности.
К привлеченным источникам финансирования относятся, как правило, инвестиционные средства.
Привлечение кредитного финансирования связано с предоставлением компании займа или ссуды на основании положительных финансовых результатов ее предыдущей хозяйственной деятельности. Привлечение же инвестиций происходит в ожидании будущей финансовой эффективности компании, и эта эффективность связана с реализацией инвестиционного проекта.
При привлечении финансирования из кредитных источников ответственность за его использование и связанные с этим риски несет только компания-заемщик, причем отвечает она по своим кредитным обязательствам всеми своими активами. При привлечении инвестирования, а не кредитов, риски по реализации инвестиционного проекта делятся между всеми сторонами инвестиционного проекта, а отвечает по этим финансовым обязательствам компания лишь в пределах реализуемого проекта.
Таким образом, привлечение финансирования из кредитных источников связано с большей самостоятельностью в использовании средств, однако налагает на заемщика большие финансовые обязательства в связи с обслуживанием кредита и необходимостью выплаты процентов по нему.
Привлечение финансирования из инвестиционных источников не требует выплаты процентов, однако связано с большим контролем за использованием инвестиционных средств вплоть до частичной или полной утраты контроля над компанией.
Особенности привлеченных инвестиций:
- инвестору интересны высокая прибыль и сама компания;
- инвестор может иметь (или не иметь) намерения когда-либо избавиться от инвестиции;
- доля собственности инвестора определяется из соотношения его инвестиций ко всему капиталу компании.
Среди привлеченных источников финансирования инвестиций в первую очередь необходимо рассмотреть возможность привлечения акционерного капитала. Этот источник может быть использован компаниями и их самостоятельными структурами (дочерними фирмами), создаваемыми в форме акционерных обществ.
Для предприятий иных организационно-правовых форм (кроме акционерных обществ) основной формой дополнительного привлечения капитала является расширение уставного фонда за счет дополнительных взносов (паев) отечественных и зарубежных инвесторов.
Основную часть сторонних инвестиций от других предприятий и организаций составляют вложения крупных финансово-промышленных групп (ФПГ). У ФПГ есть солидные средства, которые они и вкладывают в крупные предприятия, как правило, относящиеся к двум-трем смежным отраслям экономики и связанные в единую технологическую цепочку. Но им интересны именно смежные отрасли, а значит, на инвестиции от них могут рассчитывать только предприятия нефтехимической отрасли и металлургии.
Таким образом, анализ показывает, что из всего многообразия источников формирования инвестиционных ресурсов при разработке инвестиционной стратегии компании (фирмы) учитываются лишь основные из них:
- прибыль;
- долгосрочные кредиты банков;
- увеличение уставного капитала.
Важнейшим источником финансирования инвестиций все же остаются собственные средства предприятия.
Государство, как орган верховной власти и координирующий центр, решает задачи правового регулирования экономической деятельности, создания для всех субъектов рынка равных условий хозяйствования, организации действенного контроля за соблюдением правил поведения субъектами рынка, правильным начислением и уплатой налогов, рациональным использованием природных и других производственных ресурсов. При этом государством создается правовая основа и регламентируется деятельность предприятий, их экономические взаимоотношения.
Нормативно-правовое регулирование формирования и использования источников финансирования деятельности предприятия регулируется:
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 г. № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. постановления Минфина от 13.11.2003 г. № 153, от 11.12.2008 г., № 187 от 26.03.2009 г. № 33) установлен перечень документов, включаемых в состав квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Данное постановление подготовлено в целях обеспечения методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь, а также приближения бухгалтерской отчетности к отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности. В связи с этим возникла необходимость уточнения показателей форм бухгалтерской отчетности и изложения Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности в новой редакции.
Постановлением № 19 утверждены:
Формы бухгалтерской отчетности — бухгалтерский баланс (форма 1; отчет о прибылях и убытках (форма 2); отчет об изменении капитала (форма 3); отчет о движении денежных средств (форма 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) и отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).
Инструкция устанавливает методические основы формирования бухгалтерской отчетности, оптимальный объем показателей, подлежащих раскрытию в каждой из форм бухгалтерской отчетности, требования к содержанию пояснительной записки и порядок представления бухгалтерской отчетности ее пользователям.
Регулирование кредитных отношений осуществляется на основании главы 18 Банковского Кодекса «Банковский кредит» от 25.10.2000г. № 441-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.11.2000, N 106, рег. N 2/219 от 31.10.2000) (с учетом изменений внесенных Законами Республики Беларусь от 11.11.2002 N 148-З, рег. N 2/897 от 13.11.2002; 17.07.2006 № 145-З, рег. № 2/1243 от 19.07.2006) (под редакцией от 25.12.2007 г.), который регулирует отношения, составляющие систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств.
Его также дополняют следующие законодательные и нормативно-правовые акты:
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Указ Президента Республики Беларусь от 24.05.1996 г. № 209 «О мерах по регулированию банковской деятельности Республики Беларусь» (с учетом изменений, внесенных Указами Президента Республики Беларусь от 23.04.1999 N 231; 15.07.1999 N 397; 03.04.2000 N 162; 27.09.2000 N 516; 30.08.2002 N 470; 06.08.2003 № 348, рег. N 1/4840 от 07.08.2003; 04.08.2005 № 347, рег. № 1/6664 от 05.08.2005; 16.11.2006 № 678, рег. № 1/8098 от 20.11.2006), принятый в целях обеспечения экономической стабильности, укрепления денежно-кредитной системы, защиты прав граждан, интересов кредиторов и вкладчиков и учитывающий недостатки законодательного регулирования банковской деятельности, ухудшение криминогенной ситуации в кредитной и валютной сферах, нарушения законодательства при создании коммерческих банков;
Также основным нормативным правовым актом, регулирующим данные отношения является Инструкция о порядке предоставления банками денежных средств в форме кредита и их возврата (утверждена Постановлением Правления НБ РБ от 30.12.2003г. № 226 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 04.02.2004, № 19, рег. № 8/10459 от 23.01.2004) (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.03.2004 № 36, рег. № 8/10742 от 26.03.2004; 28.06.2004 № 103, рег. № 8/11177 от 30.06.2004; 28.07.2004 № 117, рег. № 8/11318 от 30.07.2004; 30.06.2005 № 95, рег. № 8/12851 от 11.07.2005; 19.10.2006 № 156, рег. № 8/15239 от 31.10.2006; 28.12.2006 № 223, рег. № 8/15741 от 22.01.2007; 26.12.2007 №227), которая определяет порядок и условия предоставления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, кроме Национального банка Республики Беларусь, денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте в форме кредита юридическим и физическим лицам и их возврата.
Получение кредита в иностранной валюте регламентируется постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.05.2004 № 79 «О порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в иностранной валюте в форме кредита и их возврата». Данным постановлением определено, что предоставление кредитов в иностранной валюте осуществляется в порядке, установленном для кредитов в белорусских рублях (т.е. в порядке, предусмотренном Инструкцией № 226).
При проведении валютных операций за счет полученных кредитных средств нужно соблюдать требования валютного законодательства. Так, например, при получении кредита в иностранной валюте на счет кредитополучателя следует учесть, что валюта в соответствии с Инструкцией о порядке обязательной продажи средств в иностранной валюте белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129 (далее – Инструкция № 129), должна быть зачислена на транзитный счет кредитополучателя. Поступившая в виде привлеченных средств, а именно кредитов банка, валюта не подлежит обязательной продаже. После представления реестра распределения поступлений в иностранной валюте, документов, обосновывающих непроведение обязательной продажи, данная сумма будет перечислена на текущий валютный счет.
Важнейшим источником информации о деятельности предприятия для банков являются данные бухгалтерского учета. Поэтому в централизованном порядке определяются основные положения по его организации и ведению. Основным регламентирующим документом выступает Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 года № 3321-XII в редакции Закона от 25.06.2001г. № 42-3 «О бухгалтерском учете и отчетности», который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.