Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:20, реферат
Цель реферата состоит в исследовании сущности ипотечного кредитования как элемента финансового механизма в социальной сфере.
Реализация поставленной цели подразумевает решение следующих основных задач:
Общая характеристика системы ипотечного кредитования и возможные схемы ее реализации
Определение правовое регулирования ипотечного кредитования в России
Исследование эволюции становления системы ипотечного кредитования в России
Исследование современного состояния рынка ипотечного кредита в России и выявление наиболее актуальных проблем
Введение 3
Сущность ипотечного кредитования 5
Немецкая модель ипотечного кредитования 6
Американская модель ипотечного кредитования 7
Нормативно-законодательное регулирование ипотечного кредитования в России 10
История развития ипотечного кредитования в России 14
Современное состояние системы ипотечного кредитования в России 21
Выводы. Основные проблемы развития ипотечного кредитования в России 26
Источники 29
Приложение 30
Манифестом Екатерины II от 29 октября 1768 года в России впервые был юридически закреплен выпуск бумажных денег - ассигнаций. Эмиссия бумажных денег была возложена на ассигнационные банки, созданные в Москве и Санкт-Петербурге в 1769 году. Дополнительное заимствование кредитных ресурсов на государственные нужды производилось из средств Государственного Заемного банка, который был образован в 1786 го целью организации ипотечного кредита землевладельцам, главным образом дворянству. В том же году при Заемном банке была образована Страх экспедиция - первое страховое учреждение в России. Манифест предусматривал страхование каменных домов, принимаемых в залог при осуществлении кредитных операций. Процедура оформления договора страхования сопровождалась выдачей страхового полиса, неотъемлемой частью которого являлся архитектурный план объекта залога, передаваемого обеспечение ссуды в Государственный Заемный банк.
В конце XIX века в России уже существовала развитая система ипотечного кредитования. Она сложилась в 60-80-е годы XIX века. и включала: заемный банк Херсонской губернии, Общество взаимного земельного кредита; 10 акционерных земельных банков; 39 городских общественных банков, находившихся в ведении городских властей; государственные земельные крестьянский и Дворянский банки.
Ипотечные
банки предоставляли
Наряду
с банками успешно
В
1914 г. на долю ипотечных ценных бумаг
приходилось 5 млрд. руб. или 24% общего объема
всех биржевых ценностей. Деятельность
ипотечных кредитных банков способствовала
развертыванию строительства
Традиционная
советская система жилищного
финансирования соответствовала основной
концепции всей жилищной политики в
целом: централизованное распределение
бюджетных ресурсов на строительство
государственного жилья и его
бесплатное распределение между
лицами, официально признанными в
установленном порядке
С началом перестройки экономики в России началась банковская система приобрела более разветвленный вид, появились также коммерческие и кооперативные банки. Получила довольно широкое распространение система долгосрочного кредитования под залог строящегося жилья. Эту систему можно рассматривать как форму государственной помощи гражданам, остро нуждающимся в улучшении жилищных условий и, как правило, состоящим на учете в очереди для получения государственного жилья.
После 1988 г. долгосрочным кредитованием жилья для населения занимались Госбанк СССР (кредитовал строительство индивидуальных домов в сельской местности), Жилсоцбанк СССР (кредитовал членов жилищных кооперативов) и Сберегательный банк СССР (Сбербанк), который в 1991 году был преобразован в акционерный коммерческий банк, полностью контролируемый государством.
Функционирование
жилишно-строительных кооперативов продолжалось
и в период перехода к рыночной
экономике. Жилищно-строительные кооперативы
успешно выполняли свою роль, так
как явились частью единой централизованной
системы финансирования жилищного
строительства. По мере развития рыночных
отношений эта форма
Таким образом, ситуация, сложившаяся в сфере жилищного кредитования к 1993 году накануне принятия правительством новой стратегии начала этапа поиска коммерческими банками их собственного места в этой сфере, отличалась следующими чертами:
Эти
факторы и определили направление
новой политики правительства России
в сфере жилищного
Новая концепция политики жилищного финансирования, которая была сформулирована в государственной программе «Жилище» лета 1993 год; нашла отражение в ряде законодательных и нормативных документах 1993-1994 гг., заключалась в следующем:
К
середине 90-х гг. становление рынка
недвижимости начинает сталкиваться с
проблемой сужения
Несмотря
на оставшиеся проблемы, в то время
был достигнут значительный прогресс
в становлении системы
В августе 1993 года в России по инициативе Ипотечного акционерного банка и, Санкт-Петербургского Ипотекобанка была создана Ассоциация ипотечных банков. Она активно участвовала в законодательном процессе и осуществляла деятельность по обучению совместно с программой, финансируемой Агентством международного развития США и проводимой фондом «Институт экономики города» и Федеральной национальной ипотечной ассоциацией «Фэнни Мэй». Фонд «Институт экономики города» был организован в 1995 году как негосударственная некоммерческая организация, осуществляющая разработку теоретической базы ипотеки и России совместно с «Фэнни Мэй», являющейся специализированной организацией вторичного рынка ипотечных кредитов. В то же время основная доля кредитов направлялась не на приобретения жилья, а на коммерческие цели (по некоторым оценкам, доля кредитов, направленных на улучшение жилищных условий, составляла в 1995 - 1996 гг. примерно 15-20%, на коммерческие цели - 80-85%).
Такая ситуация продолжалась до августа 1998 года. Многие банки в связи с кризисом 1998 года были вынуждены отказаться от ипотечных программ по причине либо закрытия самого банка, либо сокращения именно ипотечного кредитования. Связано это было с тем, что в тех условиях риск не возврата стал слишком высоким, а реализовать заложенное жилье было практически невозможно. На тот момент выявился ряд недостатков в развитии системы ипотечного кредитования, таких как слабое развитие и недостаточная эффективность системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, недостаток кредитных ресурсов и их высокая стоимость коммерческих банков, отсутствие вторичного рынка закладных и многие другие, при этом наиболее очевидно стало несовершенство законодательной базы.
Учет этих обстоятельств вызвал необходимость создания российского Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. В соответствии с указом Президента РФ № 22281 от 28 декабря 1993 г. «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» и постановлением Правительства РФ № 1010 от 26 августа 1996 г. «Об агентстве по ипотечному жилищному кредитованию» в сентябре 1997 года было зарегистрировано Федеральное агентство по ипотечному кредитованию. Это специализированный институт вторичного ипотечного рынка на федеральном уровне.
Единственным акционером ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», представляющим интересы Российской Федерации в Агентстве, является Мингосимущество Российской Федерации.
Предложения
по созданию государственного органа
в области ипотеки обсуждались
в российском правительстве еще
с начала 90-х годов и тому подтверждение
Указ президента Российской Федерации
от 10.06.94 г. № 1180 «О жилищных кредитах».
Впервые концепция деятельности
Агентства была разработана по инициативе
Министерства финансов РФ и Государственного
комитета РФ по строительству и жилищно-
Основной целью деятельности Агентства является создание условий для развития массового кредитования населения на приобретение жил через механизм привлечения долгосрочных финансовых ресурсов в жилищную сферу.
Основными функциями Агентства являются следующие:
-
содействие развитию
-
стандартизация и унификации
процедур ипотечного
-
представление интересов
В деятельности Агентства выделяют три этапа работы:
Первый этап - выдача ипотечных кредитов индивидуальным заказчикам на покупку жилья. Сразу после заключения договора заёмщик становится собственником недвижимости, приобретенной за счет кредита, предоставляет ее в залог банку-кредитору.
Второй
этап — предоставление банкам возможности
продать квалифицированные
Информация о работе Ипотечное кредитование как инструмент финансового регулирования