Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

цель заключается в выявлении особенностей банкротства. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: выявить понятие и содержание банкротства, рассмотреть его причины и виды; раскрыть механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий, обосновать предложения по совершенствованию института банкротства на основании различных моделей возможности возникновения банкротства.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и содержание банкротства. Причины банкротства. Виды банкротства. 4
1.1. Экономические признаки определения банкротства. 4
1.2. Основные причины и последствия банкротства 7
2. Механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий. 9
2.1. Законодательное регулирование банкротства в Республике Беларусь. Процедуры банкротства. 9
2.2. Первоочередные антикризисные меры в периоде досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий 15
2.3. Основные тенденции формирования неплатежеспособности организаций в Республике Беларусь. Наиболее типичные нарушения, допущенные при проведении процедур экономической несостоятельности 18
3. Предложения по совершенствованию института банкротства на основании различных моделей возможности возникновения банкротства. 24
3.1. Общая характеристика моделей 24
3.2. Модель М.А. Федотовой 25
3.3. Оценка вероятности банкротства на основе Z-счета Альтмана. 26
3.4. Оценка финансового состояния предприятия по показателям У. Бивера. 26
3.5. Модели антикризисного управления 28
3.6. Диагностика риска банкротства предприятий 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложения 37

Файлы: 1 файл

институт банкротства..doc

— 461.00 Кб (Скачать)

    Иногда  в рейтинговых оценках используются весовые коэффициенты для выбранных  показателей и формула приобретает  вид:

                                            (8)

    Однако, на наш взгляд, это излишнее усложнение, не улучшающее качество анализа: веса назначаются экспертами, а в реальных условиях это очень субъективно.

    Для диагностики банкротства белорусских  предприятий разработаны специальные правила, которые рекомендуют оценивать работу предприятий на основании четырех балансовых коэффициентов. Вывод о финансовом состоянии предприятия проводится после сравнения коэффициентов с их нормативными значениями, дифференцированными по отраслям экономики.

    Особый  интерес для мониторинга финансового состояния предприятия представляет метод рейтинговой оценки финансового состояния предприятия.

    Р.С  Сайфулин и Г.Г. Кадыков предложили использовать для оценки финансового состояния предприятия рейтинговое число:

                                                                (9)

    где х1 - коэффициент обеспеченности собственными средствами (Коб >2);                                    

    х2 - коэффициент текущей ликвидности (Клик >2,5);

    х3 - интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризуется объемом реализованной продукции, приходящейся на один рубль средств, вложенных в деятельность   предприятия (Кинт >2,5);

    х - коэффициент менеджмента,   характеризуется   отношением               прибыли от реализации к величине выручки от реализации  (Кинт > (n – 1)/r, где r - учетная ставка банка);

    х - рентабельность собственного капитала — отношение балансовой прибыли к собственному капиталу (Кпр > 0,2).   

    При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равно 1. Финансовое состояние предприятий с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.

    Рейтинговая оценка финансового состояния может  применяться в целях классификации предприятий по уровню риска взаимоотношений с ними банков, инвестиционных компаний, партнеров.

    Таким образом, можно сказать, что в  процессе диагностики банкротства  используют различные методики и модели, ведущую роль среди которых занимают количественные методы. Наибольшее распространение в мировой практике диагностики вероятности банкротства получили многофакторные прогнозные модели (например, Z-счет Альтмана), разработанные с использованием статистических данных о различных предприятиях с помощью методов многомерного дискриминантного и регрессионного анализа. Для диагностики кризиса па ранних стадиях используют так называемые системы раннего предупреждения, позволяющие выявить угрозы предприятию со стороны внешнего окружения на основании ряда формальных и неформальных признаков. [19, c. 79]

 

     Заключение 
 

    Таким образом, по результатам данной работы можно сделать вывод, что предпосылки  банкротства многообразны — это  результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера.

    Внешние факторы.1. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия. 2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства. 3.  Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса. 4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

    Внутренние  факторы. 1. Дефицит собственного оборотного капитала 2.  Низкий уровень техники, технологии и организации производства. 3.  Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как результат высокий уровень себестоимости, убытки, "проедание" собственного капитала. 4. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства. 5.  Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство. 6. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики. 7.  Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию. 8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые оборотные активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

    При рассмотрении дела о банкротстве  должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: защитный период; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством. При рассмотрении дела о банкротстве должника - индивидуального предпринимателя применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством. В условиях антикризисного положения предприятий-банкротов менеджеры высшего уровня управления берут на вооружение разные формы и методы выхода из кризиса. Процесс управления несостоятельными предприятиями должен быть эффективным, то есть, должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на проведение процедуры банкротства не превышали доходов, полученных от процесса управления. Необходимо также отметить, что количество неплатежеспособных предприятий в Республике Беларусь имеет тенденцию к сокращению – в 2007 г. их было 44,6% к общему количеству, в 2008 г. – 36,6%. В 2009 г. их количество несколько возросло – 37,2%, но все - таки осталось ниже, чем в 2007г. Данная тенденция прослеживается по всем областям Республики, больший всего процент неплатежеспособных организаций к общему количеству выявлен в Минской области – 46,9% в 2009г.

    К предприятию, которое признано банкротом, применяется ряд санкций: реорганизация  производственно-финансовой деятельности; ликвидация с распродажей имущества; мировое соглашение между кредиторами и собственниками предприятия. Реорганизационные процедуры предусматривают восстановление платежеспособности путем проведения определенных инновационных мероприятий. По результатам анализа должна быть выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из "опасной зоны"' путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.

    Наиболее  важным является не диагностика непосредственно  неплатежеспособности предприятия, а возможность обнаружить его как можно в более ранние сроки. Поэтому в качестве вопросов по дальнейшему совершенствованию института банкротства, на наш  взгляд, наиболее целесообразным является рассмотрение разнообразных моделей, позволяющих провести диагностику приближающего банкротства. в процессе диагностики банкротства используют различные методики и модели, ведущую роль среди которых занимают количественные методы. Наибольшее распространение в мировой практике диагностики вероятности банкротства получили многофакторные прогнозные модели (например, Z-счет Альтмана), разработанные с использованием статистических данных о различных предприятиях с помощью методов многомерного дискриминантного и регрессионного анализа. Для диагностики кризиса па ранних стадиях используют так называемые системы раннего предупреждения, позволяющие выявить угрозы предприятию со стороны внешнего окружения на основании ряда формальных и неформальных признаков.

 

Список использованных источников 

    
  1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 июля 2000 г. N 423-З «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 11.07.2007 N 251-З, от 26.12.2007 N 300-З)
  2. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – Мн., 2003. – 408 с.
  3. Аносов В. Финансовое оздоровление предприятий  // Финансы. Учет. Аудит. – 2008. - № 8. – С. 7-8.
  4. Бусыгин Ю.Н. Модели и методы обоснования финансовых и инвестиционных решений. – Мн., 2005. – 356 с.
  5. Бухгалтерский учет. Теория. Проводки. – М., 2009. – 419 с.
  6. Быков А. Прогнозирование  платежеспособности предприятия. Модифицированный показатель ликвидности // Финансы. Учет. Аудит. – 2007. - № 06. – С. 56-57.
  7. Голубицкая Е.А. Экономика связи. – М., 2008. – 391 с.
  8. Городецкая И.А., Зенкин И.В. Кредиторская и дебиторская задолженность предприятий: актуальные проблемы. – М., 2006. – 223 с.
  9. Зминин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий. – М., 2006. – 236 с.
  10. Колпина Л.Г. Финансы предприятий. – Мн., 2005. – 67 с.
  11. Москвин В.А. Кредитование инвестиционных проектов. – М., 2005. – 237 с.
  12. Практическое руководство по оценке эффективности  инвестиционного проекта. Сост. Т.В. Елицких. – Мн., 1997. – 27 с.
  13. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия. – М., 2005. – 407 с.
  14. Пяткин С. Совершенствование методического обеспечения по анализу финансового состояния субъектов предпринимательской деятельности в РБ // Финансы. Учет. Аудит. – 2006. - № 12. – С. 67-69.
  15. - Бандурин В. В., Ларицкий В. Е. Проблемы управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики. – М.: Наука и экономика, 1999. – 164 с.
  16. Русак Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. – Мн., 1997. – 305 с.
  17. Смирнов А.П. Организация финансирования инвестиционных проектов. – М., 2003. – 103 с.
  18. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург, 2005. – 195 с.
  19. Байнев В.Ф. Антикризисное управление: Учеб. пособие. – Мн.: БГУ, 2002. – 144 с.
  20. http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/fin/main.php - Статистический  сборник  «Финансы Республики Беларусь»
  21. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/main2010_9(new).php - Социально-экономическое положение Республики Беларусь  в январе-сентябре 2010 г.
  22. http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/yearbook/2010/main.php - Cтатистический  сборник  «Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010»
  23. http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/zakonodatelstvo/ekonomicheskaya_nesosotoyatelnost
  24. http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/restructuring-insolvency/new_url_2004788612 - Информация о наиболее типичных нарушениях, допущенных временными (антикризисными) управляющими при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства)
 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение 1.  

Таблица 1.1  Неплатежеспособные организации по основным отраслям экономики (на конец года) [19, c. 365]

  2007 2008 2009
единиц в процентах к общему количеству единиц в процентах к общему количеству единиц в процентах к общему количеству
всего 4763 44,6 3812 36,6 3880 37,2
в том числе
промышленность 1019 47,5 947 44,9 882 42,9
из  нее 
электроэнергетика 6 54,5 5 71,4 4 50,0
топливная

промышленность 

2 7,4 2 9,1 4 19,0
черная  металлургия 3 17,6 5 31,3 6 40,0
химическая  и нефтехимическая промышленность 28 39,4 30 38,0 27 32,1
машиностроение  и металлообработка 185 31,0 171 28,5 171 28,9
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 139 60,2 122 55,2 119 54,6
промышленность  строительных материалов 50 35,5 46 32,4 41 30,4
легкая  промышленность 197 53,5 178 47,2 148 40,8
пищевая промышленность 300 71,4 294 74,6 273 72,8
сельское  хозяйство 1366 69,2 587 32,2 622 35,6
транспорт 267 34,9 264 35,2 278 37,8
связь 17 25,8 14 18,4 16 21,1
строительство 669 39,2 599 35,8 603 35,1
торговля  и общественное питание 853 42,7 829 40,9 876 41,8
материально –техническое снабжение и сбыт 34 19,0 27 21,1 21 23,6
жилищно - коммунальное хозяйство 105 19,4 91 17,5 110 21,1

Информация о работе Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики