Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

цель заключается в выявлении особенностей банкротства. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: выявить понятие и содержание банкротства, рассмотреть его причины и виды; раскрыть механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий, обосновать предложения по совершенствованию института банкротства на основании различных моделей возможности возникновения банкротства.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и содержание банкротства. Причины банкротства. Виды банкротства. 4
1.1. Экономические признаки определения банкротства. 4
1.2. Основные причины и последствия банкротства 7
2. Механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий. 9
2.1. Законодательное регулирование банкротства в Республике Беларусь. Процедуры банкротства. 9
2.2. Первоочередные антикризисные меры в периоде досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий 15
2.3. Основные тенденции формирования неплатежеспособности организаций в Республике Беларусь. Наиболее типичные нарушения, допущенные при проведении процедур экономической несостоятельности 18
3. Предложения по совершенствованию института банкротства на основании различных моделей возможности возникновения банкротства. 24
3.1. Общая характеристика моделей 24
3.2. Модель М.А. Федотовой 25
3.3. Оценка вероятности банкротства на основе Z-счета Альтмана. 26
3.4. Оценка финансового состояния предприятия по показателям У. Бивера. 26
3.5. Модели антикризисного управления 28
3.6. Диагностика риска банкротства предприятий 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложения 37

Файлы: 1 файл

институт банкротства..doc

— 461.00 Кб (Скачать)

    Методическое  обеспечение по анализу финансового  состояния субъектов предпринимательской  деятельности в Республике Беларусь занимает важное место в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).

    Финансовое  состояние - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

    Финансовое  состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Показателями, характеризующими основные аспекты финансового состояния предприятия, являются:

    1) имущественное состояние (показатели, характеризующие структуру активов и пассивов);

    2) финансовая устойчивость (коэффициенты  автономии, финансового риска, маневренности собственного капитала, покрытия запасов);

    3) платежеспособность (коэффициенты  текущей ликвидности, промежуточной ликвидности, быстрой ликвидности, срочной ликвидности и абсолютной ликвидности);

    4) деловая активность (доля дебиторской  задолженности в оборотных активах, оборачиваемость активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость кредиторской задолженности, соотношение кредиторской и дебиторской задолженности);

    5) прибыльность (рентабельность общая  и рентабельность оборота).  

    Рекомендуемое число коэффициентов для процедуры  комплексной качественной оценки предприятия - не более трех-семи по каждому аспекту финансового состояния.

    Оценка  платежеспособности субъектов хозяйствования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Правилами по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, разработанными и утвержденными постановлениями Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27.04.2002 г. № 46/76/1850/20 . Тем не менее, многие аналитики продолжают искать показатели, отражающие не только вероятность наступления банкротства, но и пытаются разработать систему ранней диагностики, которая позволила бы определить признаки наступающей неплатежеспособности. Так, например,  в  странах с развитой рыночной экономикой приоритетными являются показатели рентабельности, исчисляемые не на основе прибыли, а с использованием понятия чистого притока денежных средств. В наших условиях эту группу показателей рентабельности пока сложно применять, так как данная концепция предполагает перестройку отчетности предприятий. Методики, совершенствующие возможность определения  наступления неплатежеспособности, на основании мнений различных экономистов, более подробно будут рассмотрены нами в третьей главе данной курсовой работы.  
 

    1.2. Основные причины и последствия банкротства 
 

    Банкротство предприятия может быть вызвано причинами, как зависящими, так и независящими от предприятия.  К основным можно отнести следующие:

    • Падение величины спроса на товары фирмы, рост величины спроса на аналогичные  товары конкурентов.

    • Усиление колебаний в спросе и  прибылях от продажи товаров фирмы.

    • Нарастание спроса на товары, превышающие  стандарты качества.

    • Усиление эластичности спроса на товары фирмы.

    • Во всех обслуживаемых сегментах  рынка утрачивается интерес к  товарам фирмы.

    • Снижение покупательной способности  населения.

    • Сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье и материалы.

    • Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов, рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией.

    • Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков, падение курса собственных акций фирмы, прекращение субсидий из фондов благотворительных организаций.

    • Рост стоимости лицензий на использование  изобретений и открытий, ужесточение условий получения грантов и государственных заказов на НИОКР.

    • Сокращение предложения средств производства, рост цен на средства производства.

    • Свертывание производства родственных  отраслей, переориентация родственных отраслей на новую технологию.

    • Стагнация научно-технического экономического потенциала отраслей, внешней инфраструктуры.

    • Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры.

    • Неприемлемость достижений родственных  отраслей для целей фирмы, недоступность достижений ввиду высокой стоимости.

    • Конкурентный статус фирмы-конкурента существенно повысился, число конкурирующих фирм существенно возросло, ценовая война началась.

    • «Потолок цен», создаваемый товаром-заменителем, существенно снижает потенциальную прибыль, покупатели охотно «переключаются» на товар-заменитель ввиду его дешевизны.

    • Поставщики предприятия обладают высокой торговой силой ввиду своего монопольного положения.

    • Повышение налоговых ставок, снятие налоговых льгот с товаров  фирмы, введение новых налогов, введение налоговых льгот на субституты.

    • Повышение учетной ставки нацбанка, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, жесткая политика финансовой стабилизации.

    • Неблагоприятное изменение экспортных и импортных таможенных пошлин.

    • Изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, введение разрешительного порядка.

    • Введен контроль за ценами, введено налогообложение, стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен.

    • Стихийные бедствия и т. п.

    Внутренние  факторы, которые вызывают банкротство, как правило, могут поддаваться контролю со стороны предприятия. Кратко перечислим их.

      Дефицит собственного оборотного капитала

      Низкий уровень техники, технологии  и организации производства.

      Снижение эффективности использования  производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как результат высокий уровень себестоимости, убытки, "проедание" собственного капитала.

      Создание сверхнормативных остатков  незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.

      Плохая клиентура предприятия,  которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.

    Отсутствие  сбыта из-за низкого уровня организации  маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.

      Привлечение заемных средств  в оборот предприятия на невыгодных  условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.

    Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые оборотные активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  банкротство предопределено самой  сущностью рыночных отношений, которые сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов и риском потерь. Несостоятельность субъекта хозяйствования может быть "несчастной", не по собственной вине, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия, политическая нестабильность общества, кризис в стране, общий спад производства, банкротство должников и другие внешние факторы); "ложной" (корыстной) в результате умышленного сокрытия собственного имущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам; "неосторожной" вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций. В первом случае государство должно оказывать помощь предприятиям по выходу из кризисной ситуации. Злоумышленное банкротство уголовно наказуемо. Наиболее распространенным является третий вид банкротства. "Неосторожное" банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы вовремя предугадать и предотвратить его, необходимо систематически проводить анализ финансового состояния, который позволит обнаружить его "болевые" точки и принять конкретные меры по финансовому оздоровлению экономики предприятия. 

 

    2. Механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий. 

    2.1. Законодательное  регулирование банкротства  в Республике Беларусь. Процедуры банкротства.  
 

    Банкротство выполняет в экономике функцию, так сказать, «чистильщика», основные задачи которого заключаются в сохранении действенной экономики и цивилизованного вывода из нее неэффективно работающих производств посредством перевода активов в пользу более удачливых деловых людей.

    В настоящее время основными законодательными документами, регламентирующими отношения экономической несостоятельности являются, прежде всего, следующие нормативные акты (с соответствующими изменениями и дополнениями на данный период): Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»; Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства) (НРПА РБ рег. № 1/5085) в редакции Указ Президента Республики Беларусь от 6 апреля 2009 г. № 178 (НРПА РБ рег. № 1/10599); Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования » (НРПА рег.№ 1/10418); Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списании» (НРПА рег.№ 1/9789); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2009 г. № 842 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 апреля 2009 г. № 178» (НРПА рег.№ 5/30048); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. . № 126 «Об утверждении типового положения о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (НРПА рег. № 5/13781); Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2004 г. № 159 «Об утверждении Инструкции об оценке и порядке продажи предприятия и иного имущества должника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) (НРПА рег. № 8/11234); Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 204 «О некоторых мерах по реализации по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» (НРПА рег. № 8/21878); Постановление Министерство экономики Республики Беларусь от 27 октября 2003 г № 206 «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (НРПА рег. № 8/10152); Постановление Правления НБ РБ от 27 февраля 2007 г. № 58 «Об утверждении Инструкции о специальной аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему при банкротстве банка и небанковской кредитно-финансовой организации» (НРПА рег. № 8/16060); Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27 февраля 2004 г. № 57 «Об утверждении Инструкции по проведению экспертизы финансового состояния и платежеспособности организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), и Инструкции по проведению экспертизы плана санации организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)» (НРПА рег. № 8/10682); Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 г. № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (НРПА рег.№ 1/11739)[22]

    Естественно, что в силу сложных правовых, экономических, социальных процессов, происходящих в процедурах банкротства, эти процессы регулируются не только названными законодательными актами, но и другими отраслями права: гражданским, трудовым, административным, уголовным и иным законодательством. В соответствии с Указом №508 под экономической несостоятельностью понимается – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника.

    Под банкротством же имеется в виду та же неплатежеспособность, но только уже с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя. Иначе говоря, в первом случае речь идет о принятии мер по сохранению бизнеса, во втором – о его прекращении. В соответствии с законодательством правом на подачу заявления о банкротстве обладают сам должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы. В зависимости от того, кто подает заявление, зависят и основания для подачи заявления, а также содержание заявления и перечень прилагаемых к нему документов. Так, в соответствии с подпунктом 1.12. Указа №508 наряду с основаниями, предусмотренными законодательством об экономической несостоятельности, дополнительным основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85 (такое соотношение обязательств и активов говорит об устойчивой неплатежеспособности должника и его фактическом банкротстве).[1]

    Кроме того, к заявлению должника, помимо документов, предусмотренных законодательством  об экономической несостоятельности, должны быть приложены:

    – документы, свидетельствующие о  том, что руководитель организации, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальный предприниматель, разработали меры по досудебному оздоровлению (а должник осуществил эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления;

    – учредительные документы должника или их копии. Для кредиторов в случае подачи заявления ими необходимо соблюсти обязательную совокупность трех оснований, предусмотренных подпунктом 1.11 Указа №508:

    – наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

Информация о работе Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики