Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

цель заключается в выявлении особенностей банкротства. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: выявить понятие и содержание банкротства, рассмотреть его причины и виды; раскрыть механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий, обосновать предложения по совершенствованию института банкротства на основании различных моделей возможности возникновения банкротства.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и содержание банкротства. Причины банкротства. Виды банкротства. 4
1.1. Экономические признаки определения банкротства. 4
1.2. Основные причины и последствия банкротства 7
2. Механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий. 9
2.1. Законодательное регулирование банкротства в Республике Беларусь. Процедуры банкротства. 9
2.2. Первоочередные антикризисные меры в периоде досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий 15
2.3. Основные тенденции формирования неплатежеспособности организаций в Республике Беларусь. Наиболее типичные нарушения, допущенные при проведении процедур экономической несостоятельности 18
3. Предложения по совершенствованию института банкротства на основании различных моделей возможности возникновения банкротства. 24
3.1. Общая характеристика моделей 24
3.2. Модель М.А. Федотовой 25
3.3. Оценка вероятности банкротства на основе Z-счета Альтмана. 26
3.4. Оценка финансового состояния предприятия по показателям У. Бивера. 26
3.5. Модели антикризисного управления 28
3.6. Диагностика риска банкротства предприятий 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложения 37

Файлы: 1 файл

институт банкротства..doc

— 461.00 Кб (Скачать)

    Достижение  цели санации дает основание арбитражному суду для вынесения определения о ее завершении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При этом сохраняются все права участников санации, установленные в соглашении о санации

    Перечисленные шаги оздоровления экономики предприятия  в условиях антикризисного управления, безусловно, могут принести положительные результаты, но только на непродолжительное время, так как они пока носят спорадический характер и не рассчитаны на длительную перспективу. Для того, чтобы в условиях антикризисного управления действительно выйти из кризиса, нужно научное обоснование реального положения для конкретного предприятия-банкрота.

    В этих целях необходимо провести глубокий анализ всех сторон деятельности предприятия, что явится основой разработки комплексной стратегической программы оздоровления экономического положения (стабилизации) и поступательного движения вперед. [13, c. 108]

    Объектом  анализа и исследований в условиях антикризисного управления является многогранная деятельность предприятия, но прежде всего:

    сама  система антикризисного управления (оптимальность организационных структур управления, качественный потенциал управленческого персонала, система мотивации персонала, проблемы конфликтологии, социально-психологические проблемы управления и др.);

    финансовое  состояние предприятия и денежных расчетов (коэффициент независимости, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент финансирования, коэффициент инвестирования (собственных источников и долгосрочных кредитов), коэффициент обеспечения необоротных активов (соотношение оборотного и необоротного капитала, уровень функционирующего капитала);

    состояние бухгалтерской отчетности: актив, пассив баланса – по статьям;

    оптимальность структуры имущества предприятия  и источники его образования: актив, пассив баланса (актив: недвижимое имущество, текущие активы, в том числе: производственные запасы, готовая продукция, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность; пассив: источники собственных средств, заемные средства, краткосрочные ссуды банка, краткосрочные займы, расчеты с кредиторами);

    анализ  уровня рентабельности и оборачиваемости оборотных средств, рентабельность (всех активов по балансовой прибыли, всех активов по чистой прибыли, собственного капитала по балансовой прибыли, собственного капитала по чистой прибыли, инвестиций, рентабельность постоянного капитала, функционирующего капитала, коэффициент рентабельности всех операций по балансовой прибыли, коэффициент по чистой прибыли, коэффициент рентабельности основной деятельности, рентабельность прочих операций, показатель чистого дохода); оборачиваемость (коэффициент общей оборачиваемости, оборачиваемость основных средств, коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, коэффициент оборачиваемости собственного капитала, коэффициент оборачиваемости постоянного капитала, коэффициент оборачиваемости функционирующего капитала);

    состояние ликвидности (расчет коэффициентов  абсолютной ликвидности, уточненный коэффициент ликвидности, общий коэффициент ликвидности, коэффициент маневренности оборотного капитала, доля труднореализуемых активов в общей величине текущих активов, соотношение труднореализуемых и легкореализуемых активов, средний период предоставления кредита, ликвидность при мобилизации средств).

    Очевидно, что существует огромное число различных  методов и моделей, которые можно использовать для антикризисного управления финансами предприятия. С учетом проведения системного анализа производственно-экономической деятельности предприятия-банкрота в условиях антикризисного управления разрабатывается комплекс мероприятий стратегической направленности по выходу из кризиса.

    При разработке стратегических направлений  антикризисного управления механизм управления должен состоять из отдельных блоков, представляющих своего рода модель управления, включающую в себя: систему антикризисного управления; механизм антикризисного управления; процессы антикризисного управления; процессы интеграции или дезинтеграции антикризисного управления предприятии.

    Процесс управления несостоятельными предприятиями  должен быть эффективным, то есть, должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на проведение процедуры банкротства не превышали доходов, полученных от процесса управления. Для этого в процессе управления необходимо применять некий набор приемов управления, которые в совокупности составляют методологию управления несостоятельными предприятиями в переходной экономике.[16, c. 91]

    Таким образом, методология управления несостоятельными предприятиями представляет собой систему общих правил (принципов), а также специальных приемов и методов антикризисного управления. Общие правила антикризисного управления исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они составляют теоретическую базу управления как науки.

    Теоретический (качественный) анализ объекта управления, основанный на социально-экономических  науках, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым условием успешного управления несостоятельным предприятием является понимание сущности объекта управления или технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки. Так, прежде чем выработать управляющее воздействие и оценить насколько эффективны последствия принимаемых решений, необходимо выявить влияние отдельных факторов на изменение финансовых результатов объекта управления – несостоятельного предприятия, необходимо обосновать метод расчета эффективности мероприятий по выводу из кризиса либо отдельного предприятия, либо совокупности предприятий, то есть определить состав влияющих факторов и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует соответствующих знаний экономики той отрасли, в которой функционирует предприятие. 

     

    2.3. Основные тенденции формирования неплатежеспособности организаций в Республике Беларусь. Наиболее типичные нарушения, допущенные при проведении процедур экономической несостоятельности  
 

    Отразим динамику по несостоятельным предприятиям в  Республике Беларусь с помощью следующей таблицы 1.  

Таблица 1. Неплатежеспособные организации  по областям Республики Беларусь   (на конец года)[19, c. 365] 

    

    Из  таблицы видно, что количество неплатежеспособных предприятий имеет тенденцию к сокращению – в 2007 г. их было 44,6% к общему количеству, в 2008 г. – 36,6%. В 2009 г. их количество несколько возросло – 37,2%, но все - таки осталось ниже, чем в 2007г. Данная тенденция прослеживается по всем областям Республики, больший всего процент неплатежеспособных организаций к общему количеству выявлен в Минской области – 46,9% в 2009г.

    Из  рис.1 видно, что большая часть  из неплатежеспособных предприятий  приходится на промышленность:

Рис.1. Неплатежеспособные организации  в Республике Беларусь.[19, c. 366] 

      В данной связи стоит сказать, что  динамика распределения неплатежеспособных организаций по областям также стабильна – на рис.2. видно, что изменения составляют десятые доли процента от общего количества.

Рис.2. Распределение  неплатежеспособных организаций по областям Республики Беларусь в 2008-2009 годах  (на конец года, в процентах к общему количеству неплатежеспособных организаций) [19, c. 367] 

    Кроме того, дополнительная статистика по неплатежеспособным организациям в разрезе основных отраслей экономики представлена в Приложении1.

    Необходимо  также отметить, что при исполнении процедур банкротства имеет место  ряд нарушений. Рассмотрим наиболее типичные нарушения, допущенные управляющими при исполнении своих обязанностей.

    В частности: не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, что приводит к хищению (порче, разукомплектации и т.д.) имущества; не принимаются меры по поиску имущества должника; ненадлежащим образом оформляются документы по принятию дел и имущества должника – отсутствуют акты приема-передачи документации должника, имеются акты приема-передачи без указания стоимости имущества; принятие дел и имущества должника осуществляется с нарушением сроков, установленных хозяйственным судом; издаются приказы на проведение инвентаризации только по товарно-материальным ценностям, а не всего движимого и недвижимого имущества должника; не проводится инвентаризация денежных средств и финансовых обязательств должника; при проведении анализа финансового состояния и платежеспособности должника - используются коэффициенты не соответствующие Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004г. № 81/128/65, либо вообще не проводится анализ, отсутствуют обоснования составления заключений; при определении наличия признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору не проводят расчеты в соответствии с Правилами по определению наличия признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам, утвержденными постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 271 (с изменениями и дополнениями) (далее - Правила) либо применяются Правила в отмененной редакции, не проводится анализ сделок должника либо вообще не проводится определение указанных признаков.

    В ходе проведения контрольных мероприятий  также выявлены иные наиболее часто допускаемые нарушения законодательства. [24]

    В соответствии со статьей 17 Закона управляющие  должны опубликовать сведения о возбуждении  производства по делу и открытии конкурсного  производства в порядке, сроки и на условиях установленных решением (определением) хозяйственного суда. Вместе с тем, указанные сведения публикуются с нарушением сроков, установленных хозяйственным судом.

    В нарушение требований статьи 53 Закона управляющие ненадлежащим образом  уведомляют конкурсных кредиторов о  месте и времени проведения собраний кредиторов.

    В соответствии со статьей 56 Закона срок проведения первого общего собрания не должен превышать 75 дней со дня возбуждения хозяйственным судом конкурсного производства, но управляющие нарушают установленный срок.

    В нарушение требований статей 57,149 Закона управляющие в реестре требований кредиторов не указывают банковские реквизиты кредиторов, не учитывают отдельно от суммы основного долга проценты, неустойку (штрафы, пени), тем самым, в реестре требований кредиторов содержится неполная, недостоверная информация о кредиторах, суммах кредиторской задолженности, включенных в ту или иную очередь. [24]

    Имеют место факты перечисления управляющими денежных средств со счета должника на свой счет в качестве вознаграждения, до вынесения хозяйственным судом в соответствии со статьей 77 Закона определения о выплате управляющему суммы вознаграждения.

    Статьей 90 Закона органы управления должника в  течение трех дней со дня назначения управляющего обязаны обеспечить передачу управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника - юридического лица, в случае не передачи или передачи не в полном объеме указанных документов, управляющие должны ходатайствовать перед хозяйственным судом о понуждении руководителя или органа управления должника о передаче дел и имущества, что управляющими не делается.

    В нарушение требований статьи 93 Закона несвоевременно рассматриваются предъявленные требования кредиторов, уведомляются кредиторы о результатах рассмотрения либо вообще не уведомляются, а также нарушается порядок установления очередности погашения требований кредиторов при формировании реестра требований кредиторов.

    В соответствии со статьей 99, 100 Закона для  проведения описи (инвентаризации), оценки и ведения учета имущества должника, аудита управляющий вправе привлекать в установленном порядке специалистов по оценке и иных специалистов, предварительно уведомив об этом хозяйственный суд, собрание кредиторов или комитет кредиторов, но управляющими в нарушение Закона привлекаются специалисты без уведомления об этом с собрания кредиторов и хозяйственного суда.

    Статьей 119 Закона установлен срок представления  управляющим отчета об имуществе  должника в хозяйственный суд, комитет  кредиторов и для ознакомления кредиторам (не позднее 15 дней после проведения первого общего собрания кредиторов), но отчет об имуществе должника управляющими представляется несвоевременно либо вообще не предоставляется. [23]

    Статьей 122 Закона установлено, что решения, влекущие увеличение расходов должника, в том числе на оплату труда работников должника, могут быть приняты управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов с уведомлением хозяйственного суда, но управляющими принимаемые решения с собранием кредиторов не согласовываются и хозяйственный суд не уведомляется.

    На  основании статей 124,125 Закона для  проведения санации управляющий  на основании анализа финансового  состояния и платежеспособности должника разрабатывает план санации  и представляет его на утверждение  собранию кредиторов не позднее 70 дней со дня своего назначения, а не позднее 80 дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства план санации рассматривается на собрании кредиторов, но управляющими допускаются нарушения этих сроков.

    Управляющими  допускаются нарушения требований статьи 138 Закона по очередности удовлетворения требований кредиторов, а также в нарушение статьи 150 Закона при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов эти средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди не пропорционально суммам требований кредиторов, подлежащих удовлетворению.

    Согласно  статье 131 Закона после принятия хозяйственным  судом решения о санации управляющий  вправе в соответствии с планом санации  приступить к продаже части имущества должника на торгах в соответствии с законодательством, но встречаются случаи реализации части имущества должника без проведения торгов.

    В соответствии со статьей 142 Закона после  открытия ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника на торгах, в порядке и сроки, согласованные собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Но в нарушение данной статьи управляющие реализуют имущество без согласования порядка и сроков с комитетом кредиторов или собранием кредиторов.

Информация о работе Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики