Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

цель заключается в выявлении особенностей банкротства. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: выявить понятие и содержание банкротства, рассмотреть его причины и виды; раскрыть механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий, обосновать предложения по совершенствованию института банкротства на основании различных моделей возможности возникновения банкротства.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и содержание банкротства. Причины банкротства. Виды банкротства. 4
1.1. Экономические признаки определения банкротства. 4
1.2. Основные причины и последствия банкротства 7
2. Механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий. 9
2.1. Законодательное регулирование банкротства в Республике Беларусь. Процедуры банкротства. 9
2.2. Первоочередные антикризисные меры в периоде досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий 15
2.3. Основные тенденции формирования неплатежеспособности организаций в Республике Беларусь. Наиболее типичные нарушения, допущенные при проведении процедур экономической несостоятельности 18
3. Предложения по совершенствованию института банкротства на основании различных моделей возможности возникновения банкротства. 24
3.1. Общая характеристика моделей 24
3.2. Модель М.А. Федотовой 25
3.3. Оценка вероятности банкротства на основе Z-счета Альтмана. 26
3.4. Оценка финансового состояния предприятия по показателям У. Бивера. 26
3.5. Модели антикризисного управления 28
3.6. Диагностика риска банкротства предприятий 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложения 37

Файлы: 1 файл

институт банкротства..doc

— 461.00 Кб (Скачать)

    – применение к должнику принудительного  исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

    – наличие задолженности перед  кредитором, подавшим заявление в  размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, – в размере 2500 базовых величин и более.

    Несоблюдение  правила о совокупности оснований  влечет возврат заявления, что, впрочем, не является препятствием для повторного обращения при устранении недостатков.

    Значительное  количество руководителей, бизнесменов сохраняют в большей степени негативное, чем позитивное отношение к институту банкротства. В таком подходе, безусловно, есть рациональное зерно. Какому же руководителю хочется оказаться в роли неуспешного предпринимателя?

    До  принятия Указа №508 такого жесткого требования о совокупности оснований для подачи заявления не требовалось, достаточно было наличие одного из восьми, предусмотренных статьей 10 Закона о банкротстве. Установление таких жестких требований, несомненно, крайне усложнило возможность обращения кредиторов с заявлением о банкротстве должников, что, по нашему мнению, не способствует развитию института банкротства, а в целом и экономики, поскольку содействует созданию экономического иждивенчества со стороны несостоятельных субъектов хозяйствования, увлекающих за собой более-менее жизнеспособных предпринимателей.

    Руководителям должников, ликвидационным комиссиям  стоит также помнить об установленной для них Законом о банкротстве обязанности подачи заявления должника, когда:

    – удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – юридического лица;

    – органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника – юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

    – если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. В этих случаях заявление должника должно быть подано не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания.

    Несвоевременная подача или неподача должником заявления влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц по истечении месячного срока, предусмотренного для подачи заявления. Вместе с тем следует помнить, что в соответствии с подпунктом 1.13. Указа №508 на период принятия мер по досудебному оздоровлению юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника. Кроме того, подпунктом 1.14. Указа №508 установлено, что государственные организации вправе подать в хозяйственный суд заявление должника только по согласованию с государственным органом, выступающим в соответствии с законодательством от имени собственника, в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы. Дела о банкротстве рассматриваются исключительно хозяйственными судами, их передача на рассмотрение третейским судам не допускается. Решение о возбуждении дела о банкротстве принимается судом в течение 30 дней со дня подачи заявления.

    При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: защитный период; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством. Данные процедуры можно представить в виде схемы 1.

    

    Схема 1 – Процедуры, которые применяются  к предприятию должнику [15, c. 73] 

    Конкурсное  производство включает следующие процедуры: санацию; ликвидационное производство.

    Каждая  из процедур имеет свои особенности  при учете прав и интересов  того или иного участника процесса.

    Например, введение защитного периода не влечет безусловное отстранение руководителя предприятия – банкрота от должности. Он продолжает исполнять возложенные на него обязанностей с некоторыми ограничениями. В частности, распоряжение имуществом предприятия допускается только с согласия временного управляющего, который всегда назначается в названной процедуре банкротства. Такое ограничение служит обеспечению сохранности имущества предприятия.

    Вместе  с тем, если руководитель будет препятствовать выполнению временным управляющим его функций, а также совершать иные действия, нарушающие права и интересы должника или кредиторов, то хозяйственный суд по ходатайству заинтересованного лица отстраняет такого руководителя от его обязанностей.

    В отличие от защитного периода введение конкурсного производства является безусловным основанием для отстранения руководителя от должности и перехода управления делами должника к антикризисному управляющему.

    Основанием  для возбуждения хозяйственным  судом дела о банкротстве является письменное заявление о признании субъекта хозяйствования банкротом. Действующим законодательством определен круг лиц, имеющих право на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника: должник, кредитор (в том числе представитель работников должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ним отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые, иные уполномоченные на то государственные органы, юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, областные (Минский городской) исполнительные комитеты и другие регистрирующие органы, в отношении юридических лиц, государственную регистрацию которых они осуществляли (ст. 6 Закона РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», Указ Президента РБ от 14.08.2000 г. № 442 «О совершенствовании правового регулированию взыскания задолженности с субъектов хозяйствования».

    Производство  по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника, поданного в соответствии с требованиями статей 6–8 или статьи 10 Закона. Форма и содержание заявления должника и заявления кредитора должны соответствовать требованиям статей 23–30 Закона.

    Нарушение одного из требований, предъявляемых Законом и ХПК РБ к заявлению о банкротстве, является основанием для возвращения такого заявления (ст.32 Закона).

    Анализ  определений о возвращении заявлений  должников о своем банкротстве показал, что при подаче заявлений субъекты хозяйствования допускают не одно, а множество процессуальных нарушений, при этом заявления подаются не единожды.

    Статья 155 Закона о банкротстве допускает  возможность заключения мирового соглашения на любой производства по делу о банкротстве после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Статья 163 Закона о банкротстве устанавливает последствия невыполнения мирового соглашения: «Кредиторы, в отношении которых заключено мировое соглашение, в случае невыполнения должником условий мирового соглашения вправе предъявить свои требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением».

    В ходе проведения анализа норм Раздела VIII Закона о банкротстве был сделан вывод о том, что в случае если судом в рамках процедуры банкротства  утверждается мировое соглашение, которое впоследствии не исполняется, то допускается возможность его расторжения на условиях статьи 162 Закона о банкротстве. В связи с чем следует акцентировать внимание судей на том, что приказ в соответствии со статьей 330 ХПК РБ в случае не исполнения мирового соглашения судом выдаваться не может.

    Согласно  статье 142 Закона о банкротстве после открытия ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника на торгах, если хозяйственным судом, собранием кредитором или комитетом кредиторов в соответствии с законодательством не установлен иной порядок продажи имущества должника. Порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетов кредиторов.[1]

    Из  вышеизложенного следует вывод, что реализация имущества должника без проведения его экспертной оценки допустима в случае, когда начальная стоимость определена собранием либо комитетом кредиторов.

    Статья 236 Закона о банкротстве предусматривает  право индивидуального предпринимателя  на подачу заявления в хозяйственный  суд о своем банкротстве, а какие–либо последствия, связанные с возражениями кредиторов против прекращения деятельности предпринимателя, законодательством не предусмотрены.

    Согласно  статьям 90, 131 Закона о банкротстве право управления имуществом должника со дня вынесения судом определения об открытии конкурсного производства переходит к управляющему, а после открытия ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника. 

    2.2. Первоочередные антикризисные меры в периоде досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий 
 

    В условиях антикризисного положения  предприятий-банкротов менеджеры высшего уровня управления берут на вооружение разные формы и методы выхода из кризиса. [8, c. 54]

    Первый  шаг. Применяется так называемая защитная тактика, т. е. происходит резкое сокращение издержек производства путем сокращения внутрипроизводственных структур и их ликвидации, сокращения персонала, продажи технологического оборудования, внедрения новой технологии, введения маркетингового управления, поиска новых рынков сбыта.

    Второй  шаг. Происходит замена действующих  менеджеров преимущественно среднего уровня управления (линейные руководители). Такой подход объясняется низкой квалификацией работников данной категории, хотя нередко, при внутренних причинах эти действия не всегда оправданы, так как прежде всего целесообразно принять меры к переобучению существующего аппарата управления, хотя отдельные авторы считают, не отрицая сказанного выше, что обучать надо не старые кадры менеджеров, а вновь нанятые. Такой подход нельзя считать полностью оправданным. Несомненно одно, что при подборе нового руководителя нужно соблюсти определенные требования к тому, что новый руководитель имеет определенный опыт работы в качестве менеджера, обладает умением организовать управление, способен преодолеть стресс, которому подтвержен управленческий персонал предприятия-банкрота, и выработать новую концепцию и стратегию выхода из кризиса.

    Третий  шаг. Учитывая тот факт, что на предприятии-банкроте высокие издержки на производство, то принимаются меры по их снижению за счет всех непроизводительных и малопродуктивных затрат путем устранения излишних устаревших производственных мощностей, сокращения выпуска некачественной продукции, не пользующейся спросом у потребителей, рационального использования рабочего времени, снижения текучести кадров, сокращения управленческих расходов, разработки и внедрения новой структуры управления предприятием.

    Четвертый шаг. Предприятие обращается в арбитражный суд с просьбой о разрешении на санацию, т. е. пытается за счет внесения предприятиями-кредиторами определенной финансовой помощи выйти из кризиса.

    Санация осуществляется в тех случаях, когда  лица, желающие участвовать в ее проведении, известны до вынесения арбитражным судом определения по ходатайству о проведении этой процедуры, в арбитражный суд представляются список этих лиц, сведения о них, включая сведения о характере их имущественных отношений с должником, а также их письменное согласие на участие в проведении санации.

    Преимущественное  право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации.

    Основанием  для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами.

Информация о работе Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики