Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 03:23, курсовая работа

Краткое описание

Предотвращение кризиса или вывод организации из уже возникшей критической ситуации может реализоваться с использованием мер, осуществляемых на разных уровнях. На макроуровне государство осуществляет антикризисное регулирование, которое включает в себя меры правового, экономического, административного и иного воздействия на социально-экономическое развитие страны, проведение соответсвующей налогово-бюджетной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, научно-технической, амортизационной политики, развитие инфраструктуры и общественных институтов, в том числе института банкротства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава№1 Понятие и содержание банкротства, его причины и виды.
1 Теоретические основы института банкротства………………………………….4
1.1 Понятие и содержание банкротства, цели и функции института
Банкротства………………………………………………………………………….4
1.2 Виды и причины банкротства…………………………………………………..10
Глава№2 Механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий.
2 Механизм досудебного и послесудебного оздоровления
экономики предприятия….………………………………………………………...17
Глава№3 Вопросы совершенствования механизма банкротства в Республике Беларусь.
3 Вопросы совершенствования механизма банкротства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.72 Кб (Скачать)

      3) Рассмотрение дел  по банкротству в специально  созданных для этого судах. Необходимость  отдельного рассмотрения дел  о банкротствах объясняется закономерно  большим количеством таких судебных  разбирательств в первое время  от начала действия закона (предполагается, что в новой редакции закон  все же будет работоспособным).

      4) Возложение на  кредиторов обязанности доказательства  действительности требований, лежащих  в основе ходатайства, размера  требований, которые должны быть  не меньше установленного в  законе минимума, и неплатежеспособности  должника.

      Реализация данного  положения значительно упростит  и ускорит работу судов, а значит  и увеличит шансы на эффективную  реализацию системы банкротства.

      5) Создание института  профессиональных должностных лиц  конкурсного производства. При этом  целесообразно в ряде высших  учебных заведений Республики  Беларусь вести подготовку студентов  по следующим новым специальностям: конкурсный управляющий и ликвидатор, эксперт по опре-делению состояния предприятия. [10]

      Постановлением Совета  Министров Республики Беларусь  от 18.02.2011 № 216 утверждена Программа  деятельности Правительства Республики  Беларусь на 2011-2015 (далее – Программа). Этот документ относится к  разряду тех, что определяют жизнь  всей Беларуси на ближайшую  пятилетку.

      Одним из ключевых  направлений деятельности Правительства  названо реформирование отношений  собственности с целью создания  эффективных государственного и  частного секторов экономики, сокращения  объемов государственного субсидирования  субъектов хозяйствования, увеличения  притока прямых иностранных инвестиций. В качестве подраздела этого  направления выделен следующий: «Предупреждение банкротства, санация и оздоровление предприятий».

      Этот подраздел содержит и декларативные предложения типа «повышения качества антикризисного менеджмента; повышение уровня удовлетворения требований кредиторов», которые не имеют конкретного содержания и, соответственно, не предусматривают мер по их реализации, и «страшилки» типа  «установления персональной ответственности председателей комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) за непринятие мер по финансовому оздоровлению, санации или прекращению деятельности организаций, досудебное оздоровление которых неэффективно». Однако в подразделе имеются и положения, которые действительно могут привести к изменению ситуации в сфере антикризисного управления и банкротства.

      Важными представляются  такие заявленные позиции, как  обеспечение доступности и прозрачности  информации о процедурах экономической  несостоятельности (банкротства), создание  Единого государственного реестра  сведений о банкротстве. В настоящее  время информация о банкротстве  публикуется в основном в газете  «Рэспублiка», журнале «Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь», размещается на интернет-сайте Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в большем или меньшем объеме «вывешивается» на интернет-сайтах организаций, занимающихся проблемами  антикризисного управления, банкротства  и ликвидации субъектов хозяйствования. Однако эта информация чаще всего не систематизирована, разрознена, ограничена по объему или имеет неофициальный характер. Поэтому для более полной зашиты интересов кредиторов, учета прав других заинтересованных лиц необходимо создание единого официального реестра сведений о банкротстве со свободным доступом к нему. Эта мера действительно поможет обеспечить улучшение делового и инвестиционного климата в стране.

      Программой предусмотрена  подготовка  новой редакции Закона  о банкротстве. В связи с этим хотелось бы отметить следующие: возможно, новая редакция и необходима, но какое конкретное наполнение обретут заявленные требования: «повышение эффективности применения процедур экономической несостоятельности (банкротства), создание, сокращение сроков их проведения, приоритет требований обеспеченных кредиторов, переход от принципа неплатежеспособности в качестве условия применения этих процедур к принципу неоплатности (невозможности принудительного исполнения обязательств)»? Пока непонятно, как  именно собираются повысить эффективность; сроки проведения каких процедур сократить (может быть срок санации надо наоборот увеличить?), что подразумевается под повышением приоритета требований обеспеченных кредиторов (выдвижение  их в очереди, из четвертой в третью или вторую, перед оплатой требований по обязательным платежам или оплатой труда или выделение в особую очередь банков?)

      По поводу перехода  от принципа неплатежеспособности  к принципу неоплатности  стоит  отметить, что отказ от принципа  неплатежеспособности был бы  неверным шагом, противоречащим  современной мировой практике  и ситуации в нашей стране. Касаемо использования невозможности  принудительного исполнения обязательств  как основания для возбуждения  уголовного дела о банкротстве, то в этом (при четкой обработке  конструкции) действительно имеется  смысл. Практика показывает, что в ряде случаев решение о возбуждении дела о банкротстве – по заявлению как должника, так и кредитора – не принималось судом по формальным основаниям из-за недостаточно плохих значений показателей платежеспособности и обеспеченности имуществом, но в то же время реальная ситуация была таковой, что рассчитаться с кредиторами из-за снижения деловой активности (и доходов от нее), низкой ликвидности имущества организация не могла. В результате и приятые судебные решения о взыскании долга и возбужденные исполнительные производства) не исполнялись, и в процедуры банкротства «вход» был закрыт.

      Предполагается также  принятие нормативного правового  акта, совершенствующего критерии  анализа финансового состояния  организации и контроля за ним, позволяющие выявить угрозу банкротства на более ранней стадии. Здесь необходимо отметить, что проблема вовсе не в показателях – это именно тот случай, когда лучшее может оказаться врагом хорошего. Для выявления угрозы банкротства организации не нужен никакой дополнительный нормативный правовой акт (или совершенствование имеющегося). В любой организации для этого необходим человек, желающий анализировать и контролировать ее финансовое состояние и имущественное положеиие и делающий это, а инструментов анализа и контроля более чем достаточно.

      Также в Программе заявлено о необходимости принятия нормативного правового акта, комплексно регламентирующего квалификационные требования  к кандидатуре управляющего и вопросы допуска на рынок антикризисного управления, внедрение системы рейтинговой оценки деятельности управляющих с использованием возможностей общественного контроля, в том числе со стороны профессиональных объединений. Несомненно, это будет полезным, если эту систему удастся правильно сконструировать.

      «Привлечение зарубежных  управляющих для реструктуризации  и развития бизнеса», конечно, возможно, если кто-то оплатит их деятельность. Непонятно только, почему они  до сих пор не пришли –  вряд ли потому, что Правительство  не приглашало.

      Видимо, целесообразна  и «подготовка законодательного  акта по созданию гарантийного  механизма безусловной выплаты  заработной платы и возмещения  вреда жизни и здоровью в  случае неплатежеспособности нанимателя». Не хотелось бы только, чтобы  в результате была принята  норма о создании очередного  фонда под государственным управлением  или установлении дополнительных  отчислений в имеющийся фонд, которые привели бы к увеличению  финансовой нагрузки на субъекты  хозяйствования.

      Действия Правительства  во многих и этих направлений  могут привести к изменению  ситуации в сфере антикризисного  управления и банкротства как в лучшую, так и в худшую сторону в зависимости от того, какой вариант будет принят. Поэтому хотелось бы, чтобы чиновники не разрабатывали нововведения «в тиши кабинетов», а интересовались мнением специалистов, обеспечивали общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов в такой деликатной  и сложной сфере, как банкротство. [14, с. 60-62]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Банкротство – институт  рыночной экономики, выполняющий  функции поддержания рыночной  конкурентной среды и страхования  риской предпринимательской деятельности. Он используется для урегулирования  взаимоотношений должника и кредиторов  в судебном порядке с учетом  интересов собственников, работников  предприятия должника, государства  и общества в целом.

      Проблема банкротства  носит, прежде всего, экономический  характер, представляя собой крайнее  проявление кризиса в деятельности  предприятия, но решается в строго  очерченных рамках национального  законодательства.

      Понятие убыточности, неплатежеспособности, экономической  несостоятельности и банкротства  взаимосвязаны, но имеют собственное  содержание.

      Признание в судебном порядке экономической несостоятельности или банкротства предприятия влечет за собой установление для него особого правового и экономического статуса, заключающегося в ограничении прав собственников или органов управления должника на управление бизнесом и распоряжение имуществом; возможности передачи функций управления внешнему управляющему; невозможности предъявления имущественных требований к должнику иначе как в процедурах банкротства; отсрочке исполнения и уменьшении сумм его обязательств.

      Банкротство может  быть обычным, присущим рыночной  экономике явлением, и криминальным, вызванным злонамеренным умыслом, вызывается рядом различных факторов, имеющих как внешний, так и  внутренний характер по отношению  к предприятию В большинстве случаев предприятие приходит к состоянию банкротства постепенно в результате нарастания проблем, связанных с неэффективным управлением его деятельностью.

      Толчком к возбуждению  процедур банкротства является  неразрешимый обычными способами  конфликт интересов должника  и кредиторов, а последствия реализации  могут быть как негативными, так  и позитивными для всех сторон, участвующих в конфликте.

      В целях предотвращения  и преодоления негативных последствий  банкротства необходимо совершенствовать  государственное регулирование  этих процессов и технологии  антикризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антикризисное управление: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М.Короткова. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 620 с. - (Высшее образование).

   2. Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" от 18 июля 2000 г. №423-3

   3. Смольский А.П. Антикризисное  управление: учеб. пособие / А.П. Смольский. - Минск : Соврем. шк., 2008. - 224 с.

   4.  Указ Президента "О  некоторых вопросах экономической  несостоятельности" от 12 ноября 2003 №508.

   5. Попов Е.М. Финансы предприятий : учебник / Е.М. Попов. – Мн.: Выш.шк., 2005. – 573 с.

   6. Смольский А.П. Внутренние  факторы банкротства белорусских  организаций / А.П. Смольский // Планово-экономический  отдел. – 2010. - №1 (79). – С. 42-51.

   7. Гражданский кодекс  Республики  Беларусь – // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]./ ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа 20.02.2012

   8. Декрет Президента Республики  Беларусь «О государственной  регистрации и ликвидации (прекращении  деятельности) субъектов хозяйствования  от 16.01.2009 №1 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]./ ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа 20.02.2012

   9. Указ Президента Республики  Беларусь от 23 января 2003 г. №36 «О  реструктуризации задолженности  юридических лиц по обязательным  платежам  республиканский и местные  бюджеты и Фонд социальной  защиты населения Министерства  труда и социальной защиты  и некоторых мерах по обеспечению  своевременного поступления указанных  платежей» (с изменениями и дополнениями) Консультант Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс]./ ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа 20.02.2012

  10. Якубовская, Т.Л. Проблемы банкротства  предприятий в Республике Беларусь / Т.Л. Якубовская //Механика Транспорт  Коммуникации [Электронный ресурс]. - 2007. - №3. - Режим доступа: http://www.mtc-aj.com/conf_2007/dok_132.pdf. Дата доступа: 23.02.2012

  11. Алексей Смольский Банкротство  как общественный институт: возникновение, развитие, особенности функционирования // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://research.by/pdf/2003n4r03.pdf - Дата доступа: 23.02.2012

  12. Карцевич Д. Процедура банкротства как институт сворачивания бизнеса / Д. Карцевич // Налоговый вестник. – 2011. - №11. – С. 75-81

  13. Смольский А.П. Реструктуризация  обязательств и финансовое оздоровление  организации / А.П. Смольский  // Планово-экономический  отдел. – 2011. - №3(93). – С. 28-33

  14. Запраграммированная жизнь / Черник Н. [и др.] // Финансовый директор. – 2011. – 5(101). – С. 58-68

  15. Постатейный научно-практический  комментарий к Закону Республики  Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)" / В.С. Каменков [и др.]; под общ.ред. В.С, Каменкова, Л.Г. Козыревой. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. – 496 с.

  16. Белявский С. Ликвидация: так  ли легко и дешево избавиться  от убыточной фирмы / С. Белявский // Финансовый директор. – 2011. - №7 (103). – С. 43-47

  17. Подколзина Е.А.  Формирование института банкротства в России /  Е.А. Подколзина // Финансовый бизнес. – 2010. - №6. – С. 39-49

  18. Чернова М.В. Банкротство  в жизненном цикле организации: эмпирическое исследование / М.В. Чернова // Экономический анализ: теория и  практика. -2009. - №10. – С. 11-14


Информация о работе Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики