Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 03:23, курсовая работа

Краткое описание

Предотвращение кризиса или вывод организации из уже возникшей критической ситуации может реализоваться с использованием мер, осуществляемых на разных уровнях. На макроуровне государство осуществляет антикризисное регулирование, которое включает в себя меры правового, экономического, административного и иного воздействия на социально-экономическое развитие страны, проведение соответсвующей налогово-бюджетной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, научно-технической, амортизационной политики, развитие инфраструктуры и общественных институтов, в том числе института банкротства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава№1 Понятие и содержание банкротства, его причины и виды.
1 Теоретические основы института банкротства………………………………….4
1.1 Понятие и содержание банкротства, цели и функции института
Банкротства………………………………………………………………………….4
1.2 Виды и причины банкротства…………………………………………………..10
Глава№2 Механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий.
2 Механизм досудебного и послесудебного оздоровления
экономики предприятия….………………………………………………………...17
Глава№3 Вопросы совершенствования механизма банкротства в Республике Беларусь.
3 Вопросы совершенствования механизма банкротства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.72 Кб (Скачать)

      Перевод долга  должником на другое лицо допускается  лишь с согласия кредитора. Новый  должник вправе выдвигать против  требования кредитора возражения, основанные на отношениях между  кредитором и первоначальным  должником.

      Необходимо иметь  в виду, что уступка требования  и перевод долга не приводят  к прекращению обязательства. В  большинстве случаев основная  цель их осуществления состоит  в обеспечении возможности последующего  зачета.

      Новация – это  соглашение сторон о замене  первоначального обязательства, существовавшего  между ними, другим обязательством, предусматривающим иной предмет  или способ исполнения. При новации  прежнее обязательство между  сторонами полностью прекращается. Новация также прекращает все  связанные с прежним обязательством  правоотношения (залог, неустойка, поручительство  и т.д.), если иное не предусмотрено  соглашением сторон. Однако новация  не допускается в отношении  обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов.

      По соглашению  сторон обязательство может быть  прекращено предоставлением взамен  исполнения отступного (уплатой  денег, передачей имущества и  т.п.).  Размер, сроки и порядок  предоставления отступного устанавливаются  сторонами. При этом отступное  может быть меньше существовавшего  обязательства.

      Прощение долга. Обязательство  может быть прекращено освобождением  кредитором должника от лежащих  на нем обязанностей, если это  не нарушает прав других лиц  в отношении имущества кредитора.

      Прощение долга  чаще всего применяется в отношениях  между юридическим лицом и  его собственниками, что позволяет  улучшить финансовое состояние  организации. Для того чтобы избежать  риска признания прощения долга  дарением  и , как следствие, ничтожной сделкой, в соглашении часто предусматривают взаимные обязательства сторон. Например, может быть предусмотрено обязательство организации направить сэкономленные в результате прощения долга средства на пополнение запасов, покупку оборудования и т.п., т.е. на развитие бизнеса.

      4. Прекращение договора. Прекратить договор без обращения  в суд можно или по обоюдному  согласию сторон, или когда в  договоре предусмотрена возможность  одностороннего отказа от исполнения  обязательств.

      Односторонний отказ  от исполнения обязательств по  общему правилу не допускается. В соответствии с ст. 420 и 421 ГК  возможно изменение и расторжение  договора в судебном порядке  в связи с существенным нарушением  договора одной из сторон или  существенным изменением обстоятельств.

      В то же время  у контрагента остается право  требовать возмещения ущерба, причиненного  отказом от исполнения договора.

      Реструктуризация  задолженности является одним  из известных и популярных  способов финансового оздоровления  организации, однако ее реализация  связана с определенными трудностями. В отношениях с другими субъектами  хозяйствования в ряде случаев  оно может быть достигнуто  только путем переговоров.

      В отношениях с государством и организациями финансово-кредитной системы реструктуризация задолженности хозяйственных обществ (ОАО, ЗАО, ООО, ОДО) по платежам в республиканский  и местные бюджеты, а  также по кредитам в банков с преобладающей долей государства с уставном капитале возможна посредством погашения задолженности с передачей соответствующей доли в уставном фонде хозяйствующего общества в собственность Республики Беларусь или банка.

      Реструктуризация  обязательств юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей  по платежам в бюджет проводится  путем отсрочки и рассрочки  погашения задолженности, а также  освобождения от экономической  ответственности, от уплаты пеней , начисленных за несвоевременную уплату налогов, сборов. Однако такие решения носят, как правило, индивидуальный характер и принимаются на уровне президента.

      В то же время  существует возможность проведения  реструктуризации задолженности  в рамках мер по досудебному  оздоровлению предприятия. Такие  меры производятся через комиссии  по предупреждению экономической  несостоятельности (банкротства), созданные  при республиканских органах  государственного управления, местных  исполнительных и распорядительных  органах.

      При осуществлении  процедур банкротства мероприятия  по реструктуризации кредиторской  задолженности, как правило, являются  одним из ключевых элементов  плана санации. Основное отличие  от рассмотренных выше вариантов  заключается в том,  что они  проводятся в рамках судебных  процедур, при становлении особого  правового и экономического статуса  должника. [13 c. 31-33]

      Предприятию может  быть предоставлена досудебная  финансовая помощь за счет  средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средств кредиторов.

      Финансовая помощь  предоставляется путем отсрочки  выполнения обязательств, списания  пени по просроченным платежам  в бюджет, списания долгов бюджету  и банкам, установления пониженных  ставок налогов и процентов  за пользование кредитом, получения  должников кредитов и займов.

      Если учредитель  предприятия не хочет потерять  бизнес, считая его перспективным, то он найдет дополнительные  источники финансирования даже  за счет личных средств. Если  же такой заинтересованности  нет, то единственным верным решением  в данной ситуации будет использование  законного и экономически целесообразного  способа реструктуризации долга  – процедуры ликвидации предприятия  через банкротство. Разумеется, речь  идет о случаях, когда собственнику  не имеет смысла использовать  методы, альтернативные ликвидации, такие как продажа компании, смена  директоров, участников и т.д.

      Стоит отметить, что, действительно, правильное использование  механизма банкротства позволяет  решать практически любые проблемы  предприятия-должника: от урегулирования  разногласий с кредиторами (в  том числе и с работниками  предприятия) до снятия арестов  с имущества и денежных средств. Если банкротство инициируется самим предприятием-должником, то процедура банкротства носит защитный характер и имеет целью защиту активов компании.

      Процедуру банкротства  регламентирует ст. 61 ГК, которая  предусматривает, что юридическое  лицо может быть признано экономически  несостоятельным (банкротом), если оно  не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов, а также  ст. 10 Закона о банкротстве, согласно  которой правом на подачу заявления  о признании должника банкротом  обладают кредиторы. Для этого  достаточно иметь подтвержденные  данные о;

      - неплатежеспособности  должника (если эта неплатежеспособность  имеет или приобретает устойчивый  характер);

      - применение к  должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение  одного месяца за неимением  имущества, либо выявлении в процессе принудительного исполнения, что должник не обладает имуществом, достаточным для удовлетворения предъявленных к нему требований;

      - неисполнении должником платежного обязательства в течение срока, установленного кредитором для погашения задолженности, по истечении которого кредитор намерен подать заявление кредитора. Продолжительность срока, установленного кредитором для погашения задолженности, по истечении которого он намерен подать заявление кредитора, не может быть менее одного месяца;

      - невыплаты денежных  средств кредитору (кредиторам) по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в течение срока, предусмотренного законодательством или устанавливаемого в соответствии с ним;

      - неплатежеспособности  должника, умышленно вызванной деянием  должника – индивидуального предпринимателя  и (или) деянием физического лица, являющегося заинтересованным лицом  в отношении должника, за которые  они привлечены к уголовной  ответственности в соответствии  с законом;

      - утаивании или растраты имущества должника либо совершении иных действий должником – индивидуальным предпринимателем или заинтересованным лицом в отношении должника, в результате которых должник стал неплатежеспособным;

      - недостаточности  стоимости имущества ликвидируемого  юридического лица для удовлетворения  требований кредиторов (ст. 247 Закона  о банкротстве).

      Далее подается  заявление в суд в письменном  виде за подписью руководителя  кредитора – юридического лица  или его представителя (ст. 25Закона  о банкротстве). Требования, предъявляемые  законодательством к содержанию  заявления кредитора  (так же  как и должника), имеют определенную  специфику. В частности, должны быть указаны: наименование хозяйственного суда, в который подается заявление; имя (наименование) должника, его почтовый адрес и банковские реквизиты; имя (наименование) кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты; размер требований кредитора к должнику  с отдельным указанием размера подлежащих уплате процентов и неустойки (штрафа, пени); обязательства должника перед кредитором, из которых возникли требования, а также срок исполнения обязательств; доказательства обоснованности требований кредитора.

      Помимо документов, прилагаемых к исковому заявлению, представляются документы, подтверждающие: обязательства должника перед  кредитором, а также наличие и  размер задолженности по указанным  обязательствам; основания для подачи  заявления кредитора; иные обязательства, на которых основывается заявление  кредитора (ст. 27 Закона о банкротстве). Кроме того, в соответствии с  п. 1.11 Указа Президента Республики  Беларусь от 12.11.2003 № 508 (далее –  Указ №508) к заявлению кредитора  прилагаются документы:

      - подтверждающие  направление должнику копии заявления  кредитора;

      - свидетельствующие о принятии мер по исполнению в принудительном порядке денежных обязательств и обязательных платежей.

      При рассмотрении  дела о банкротстве должника  – юридического лица применяются  следующие предварительные процедуры:

      - защитный период (назначение управляющего или  ликвидационной комиссии). Ликвидационная  комиссия помещает в СМИ данные о регистрации юридических лиц, ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о  ликвидации), а также принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности  и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

      При этом осуществление  операций по счетам юридического  лица, совершение им сделок, не  связанных с ликвидацией, не допускаются. После окончания срока для  предъявления требований кредиторами  ликвидационная комиссия составляет  промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о  составе имущества ликвидируемого  юридического лица, перечне предъявленных  кредиторами требований, а также  о результатах их рассмотрения.

      Промежуточный ликвидационный  баланс утверждается собственником  имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации  юридического лица;

      - конкурсное производство. Это означает проведение санации  предприятия, что, кстати, значительно  увеличивает шансы погасить кредиторскую  задолженность предприятия и  начать ликвидационное производство.

      - мировое соглашение. Отметим, что в процессе рассмотрения  юристы наибольшее предпочтение  отдают мировому соглашению, которое  позволяет не только сократить  сроки рассмотрения дела, но и  значительно удешевить его.

      Общий срок производства  при проведении санации составляет  двадцать два месяца, а при  проведении ликвидационного производства - шестнадцать месяцев. Хозяйственный  суд вправе сократить или продлить  этот срок.

      По результатам  рассмотрения дела о банкротстве  хозяйственный суд может вынести:

      - решение о банкротстве  с санацией;

      - решение о банкротстве  с ликвидацией должника;

      - определение о  прекращении производства по  делу о банкротстве.

      Под санацией понимаются  меры по финансовому оздоровлению  и восстановлению платежеспособности  предприятия. План санации утверждается  собранием кредиторов.

      В процессе санации  могут приниматься следующие  меры:

      - ликвидация дебиторской  задолженности;

      - исполнение обязательств  должника собственником имущества  должника - унитарного предприятия  или третьим лицом;

      - предоставление  должнику финансовой помощи из  специализированного фонда при  органе государственного управления  по делам о банкротстве;

      - перепрофилирование  производства;

      - закрытие нерентабельных  производств;

      - продажа части  имущества должника;

      - уступка требованиям  должника;

      - предоставления  в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;

      - продажа предприятия  должника;

      - применение иных  способов.

      Если неплатежеспособность  носит устойчивый характер, хозяйственный  суд возбуждает конкурсное производство  с последующей ликвидацией должника.

      В период конкурсного  производства право управления  имущество должника переходит  к антикризисному управляющему. Наступает обязанность досрочного  исполнения всех денежных обязательств предприятия-должника, а также уплаты ранее отсроченных обязательных платежей. В этот период прекращается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций по всем видам задолженности, уточняются размеры требований кредиторов, производится опись (инвентаризация) и оценка всего имущества должника, выполняются другие работы, предусмотренные Законом "Об экономической несостоятельности (банкротстве)".

Информация о работе Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики