Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 03:23, курсовая работа

Краткое описание

Предотвращение кризиса или вывод организации из уже возникшей критической ситуации может реализоваться с использованием мер, осуществляемых на разных уровнях. На макроуровне государство осуществляет антикризисное регулирование, которое включает в себя меры правового, экономического, административного и иного воздействия на социально-экономическое развитие страны, проведение соответсвующей налогово-бюджетной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, научно-технической, амортизационной политики, развитие инфраструктуры и общественных институтов, в том числе института банкротства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава№1 Понятие и содержание банкротства, его причины и виды.
1 Теоретические основы института банкротства………………………………….4
1.1 Понятие и содержание банкротства, цели и функции института
Банкротства………………………………………………………………………….4
1.2 Виды и причины банкротства…………………………………………………..10
Глава№2 Механизм досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий.
2 Механизм досудебного и послесудебного оздоровления
экономики предприятия….………………………………………………………...17
Глава№3 Вопросы совершенствования механизма банкротства в Республике Беларусь.
3 Вопросы совершенствования механизма банкротства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.72 Кб (Скачать)

      Управляющий принимает  бухгалтерскую и иную документацию  должника, печати и штампы, материальные  и иные ценности, проводит инвентаризацию, ведет переписку от имени должника, заключает гражданско-правовые и  трудовые договору, связанные с  текущей деятельностью должника. Предпринимает меры по розыску  недостающего имущества, заявляет  от имени должника требования  к третьим лицам по его возврату, а также представляет должника  в суде.

      Если имеющиеся  у ликвидируемого юридического  лица денежные средства недостаточны  для удовлетворения требований  кредиторов, ликвидационная комиссия  осуществляет продажу имущества  юридического лица с публичных  торгов в порядке, установленном  для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм производится  ликвидационной комиссией в порядке  очередности, установленной ст. 60 ГК, в соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом начиная  со дня его утверждения, за  исключением кредиторов пятой  очереди, выплаты которым производятся  по истечении месяца со дня  утверждения промежуточного ликвидационного  баланса.

      После завершения  расчетов с кредиторами ликвидационная  комиссия составляет ликвидационный  баланс, который утверждается собственником  имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации  юридического лица.

      При недостаточности  у ликвидируемого казенного предприятия  имущества, а у ликвидируемого  учреждения – денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

      Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается собственнику его имущества (учредителям, участникам), имеющему (имеющим) вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица. [12, c. 75-78]

      Требования кредиторов  ликвидируемого предприятия, согласно  закону, удовлетворяются в следующей  очередности:

      - в первую очередь  удовлетворяются требования физических  лиц, перед которыми предприятие  несет ответственность за причинение  вреда их жизни или здоровью;

      - во вторую очередь  производятся расчеты по выплате  выходных пособий и оплате  труда лиц, работающих по трудовому  договору (контракту) и выплате вознаграждений  по авторским договорам;

      - в третью - удовлетворяются  требования по обязательным платежа  бюджету и фондам;

      в четвертую - требования  кредиторов по обязательствам, обеспеченным  залогом имущества;

      в пятую очередь  производятся расчеты с иными  кредиторами. [5, c. 428-432]

      При недостаточности  имущества ликвидируемого юридического  лица это имущество распределяется  между кредиторами соответствующей  очереди пропорционально суммам  требований, подлежащих удовлетворению.

      Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо ликвидированным с даты внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица из этого регистра.

      Если процедура  банкротства начата по собственному  заявлению должника. Основанием  для запуска процедуры банкротства  может стать и сообщение должником (либо в хозяйственный суд, либо  в средствах массовой информации) о своей неплатежеспособности (ст. 255 Закона о банкротстве).

      В случае, если должник сам заявляет о собственном банкротстве, он руководствуется ст. 23, 24 Закона о банкротстве и п. 1.12 Указа № 508. К заявлению он прилагает документы, подтверждающие:

      - наличие задолженности, а также неспособность должника  удовлетворить требования кредиторов  в полном объеме;

      - иные обстоятельства, на которых основывается заявление  должника;

      - список кредиторов  и должников заявителя с расшифровкой  кредиторской и дебиторской задолженностей, указанием их почтовых адресов  и банковских реквизитов;

      - бухгалтерский баланс  на последнюю отчетную дату  или заменяющие его документы.

      Кроме того, к своему  заявлению должник прилагает:

      - документы, свидетельствующие о том, что руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, разработали меры по досудебному оздоровлению (а должник осуществил эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления;

      - учредительные документы  должника или их копии;

      - расчет коэффициента  обеспеченности финансовых обязательств  активами на основе данных  бухгалтерской отчетности  на  последнюю отчетную дату, заверенных  в установленном порядке.

      Необходимо учитывать, что, самостоятельно подавая заявление  на банкротство, предприятие-должник  защищает от привлечения в  субсидиарной ответственности руководителя. Также руководитель, учредитель, собственник  имущества должника будет защищен  от уголовной ответственности  за уклонение от погашения  кредиторской задолженности, препятствие  возмещению убытков кредиторам, сокрытие банкротства.

      С того же момента  уменьшается кредиторская задолженность  на предприятии-должнике, так как  с момента открытия конкурсного  производства проценты, неустойка (штрафы, пени) и иные экономические санкции  не начисляются. Одно из главных  преимуществ банкротства (а  иногда  и главное) для должника в том, что предприятие получает своеобразную  отсрочку по исполнению обязательств, так как приостанавливается удовлетворение  требований кредиторов, возврат  долгов производится в соответствии с планом ликвидации и строго в  порядке очередности, установленной законодательством.

      Также банкротство  – реальный способ снять аресты  и иные ограничения по распоряжению  имуществом, которые ранее были  наложены судом или иными органами. Наложение нового ареста производится  только судом, ведущим дело о  банкротстве, в исключительных случаях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава№3  Вопросы совершенствования механизма банкротства в Республике Беларусь.

3.  Вопросы совершенствования механизма банкротства в Республике Беларусь.

 Предприятия Республики Беларусь  функционируют в условиях трансформации  социально-экономической системы  общества, что обусловливает специфические  предпосылки вероятности наступления  банкротства. Эти особенности необходимо  учитывать при создании и совершенствовании  национальной системы банкротства, однако исходить при этом следует  из того, что данный институт  является неотъемлемой частью  рыночной экономической системы, осуществляя функции поддержания  рыночной конкурентной среды  и минимизации риска предпринимательской  деятельности. Ограничения в применении  института банкротства, искусственный  вывод предприятий из сферы  его действия являются одним  из основных индикаторов "рыночности" экономической системы, дальнейшего направления ее движения.

      Неоспоримую ценность  для белорусских исследований  эффективности реализации института  банкротства представляет собой  практика применения законодательства  о банкротстве развитых стран, которой уже более ста лет.

      Функционирование  зарубежных национальных систем  экономической несостоятельности (банкротства) претерпевало значительные изменения  в ходе социально-экономической  эволюции.

      Наибольшие различия  в национальных системах экономической  несостоятельности (банкротства) наблюдаются  в сфере направленности соответствующих  систем. Можно выделить продебиторскую и прокредиторскую системы с вариантами ужесточения в том, или другом направлении. При этом национальные системы банкротства могут кардинально менять направленность воздействия.

      Например, в Германии, несмотря на то, что продебиторское законодательство о банкротстве от момента принятия (1877 год) до прошлого столетия постоянно совершенствовалось, эффективность правоприменительной практики постепенно снизилась. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце 90-х годов средняя доля удовлетворенных требований не достигала и 2% от суммы обязательств перед не имеющими льгот кредиторами. Поэтому, согласно вступившему 1999 году новому закону о несостоятельности:

      1) период, после которого  субъект хозяйствования, имеющий  задолженность по платежам, признается  неплатежеспособным, сократился с  семи до двух недель; это сместило  баланс интересов в сторону  защиты прав кредиторов.

      2) отменено безотлагательное  дробление должника, содержащееся  в предыдущем законодательстве  о несостоятельности с предложением  альтернатив: растянутой ликвидации  должника, его реорганизации, передачи  другому собственнику;

      3) исковая давность  по непогашенным обязательствам  сократилась с 30 до 7 лет.

      Два последних  нововведения несколько смягчили  перераспределение интересов в  сторону кредитора.

      Законодательство  о банкротстве в США также  претерпело значительные изменения  из-за скандальных процессов, связанных  с банкротством корпораций-гигантов. В результате в США в 1994 году  сформировалось нейтральное законодательство, характеризующееся многовариантностью процессуальных возможностей урегулирования проблемы неплатежеспособности в зависимости от круга субъектов. При этом новое законодательство не переломило ситуацию в корне: количество банкротств достигло 1,5 млн. в год, а темп роста предприятий-банкротов составлял в последние годы 10 – 15%. Судебные процедуры сопровождаются значительными злоупотреблениями со стороны менеджеров компании, аудиторов и прочими финансовыми махинациями. Поэтому в настоящее время ведется совершенствование этой процедуры.

      Во Франции существует  радикально продебиторская система банкротства, в которой приоритеты отданы восстановлению должника, и лишь в крайних случаях – его ликвидация.

      По французскому  законодательству понятие «несостоятельности»  применимо только к коммерсантам, поэтому к лицам неторговых  профессий положения о банкротстве  не применяются.

      Во Франции двухлетняя  работа по реформе законодательства  была завершена в 1985 году принятием  закона № 85-98 о восстановлении  предприятий и ликвидации их  имущества в судебном порядке, декрета № 85-1388 о восстановлении  предприятия и ликвидации его  имущества в судебном порядке  и закона о конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по  определению состояния предприятий. В настоящее время эти акты  являются основными источниками  национального французского конкурсного  права.

      Существующая белорусская  система несостоятельности (банкротства) формировалась, по-видимому, на основе  французской системы банкротства. В результате существующий институт  банкротства не создал предпосылок  для оздоровления экономики.

      Причина существующего  положения - в отсутствии конкретных  приоритетов развития экономики  республики. Правительство взяло  курс на развитие инновационной  экономики, но окончательно не  определилось, на чем будем специализироваться. Ведь механизм банкротства, как  важнейшая составляющая экономической  системы республики должен строиться  с точки зрения конкретно поставленных  целей. Пока предлагаются несколько  направлений: биотехнологии, IT – услуги, машиностроение, услуги образования  и здравоохранения. Понятно, почему  так сложно дать окончательный  ответ: все эти направления имеют  право на существование, но изыскать  финансы на поддержку всех  вышеперечисленных отраслей не  представляется возможным. Однако  определиться с приоритетными  отраслями в обозримом будущем  придется. Многих специалистов вдохновляет  опыт Финляндии, согласно которому 15 лет назад аналогичный выбор  был сделан в пользу телекоммуникационной  отрасли. В результате сегодня  – телефон Nokia – один из лидеров мирового рынка.

      После определения  приоритетов, к остальным неплатежеспособным  предприятиям следует применять  более жесткий, рыночный вариант  реализации института банкротства (например, четкие короткие сроки  расчета с кредиторами, аналогичным  германским, после которых запускаются  конкурсные механизмы, или определенная  доля долга, как рекомендовал  некоторым странам Восточной  Европы Всемирный Банк реконструкции  и развития).

      Подводя итог вышенаписанному, можно выделить следующие тезисы:

      1) Принцип многовариантности процессуальных возможностей следует узаконить в Республике Беларусь только после того, как соответствующие государственные органы власти определят направления структурной перестройки экономики; тогда можно будет выделить предприятия тех отраслей, ликвидация которых не целесообразна (или наоборот, целесообразна) не только в связи с социальными условиями и сложившимися традициями производства (речь идет о градообразующих предприятиях и предприятиях-монополистах), но и с учетом перспектив развития белорусской экономики.

      2) Принятие заявления  должника о банкротстве только  в том случае, если требование  должника в непогашенной части  не меньше минимально установленного  в законе размера. По мнению  автора, эта сумма должна быть  не меньше судебных издержек  на рассмотрение дел по банкротству.

Информация о работе Институт банкротства как инструмент финансового оздоровления национальной экономики