Характеристика элементов финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.

Оглавление

Введение
1 Характеристика сфер и звеньев финансовой системы
1.1 Экономические основы построения финансовой системы государства
1.2 Государственный бюджет как основа финансовой системы государства
2 Анализ финансовой системы России
2.1 Российская финансовая система
2.2 Анализ динамики и структуры Федерального бюджета РФ за последние четыре года.
3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc - копия.docx

— 246.66 Кб (Скачать)

       Акцент  на развитие банковского кредита  не отрицает внимания к проблемам  финансового рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и отчасти новые  высокотехнологичные производства могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них  важна его индикативная функция. Во-вторых, есть большая группа финансовых агентов, изначально ориентированных  на рынок, это, прежде всего, финансовые институты с иностранным капиталом  и нарождающийся слой российских институциональных инвесторов. И наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок, действительно, - основа финансового перераспределения [14].

       Формирование  основных характеристик федерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2008 - 2010 годах» положениях бюджетной  стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному  и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете  критериев эффективности и результативности бюджетных расходов [18].

       Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной  зависимостью экономики и бюджета  от сырьевого сектора, которая создает  серьезные макроэкономические риски. Поступления из нефтегазового сектора  обеспечили в 2005 году около 38% от доходов  консолидированного бюджета и 50% от доходов федерального бюджета (без  учета погашения налоговой задолженности). Перед началом финансового кризиса  благодаря благоприятной конъюнктуре  на мировом рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжалось накопление средств - на начало 2007 года его объем составил 8,7% ВВП. Механизм Стабилизационного  фонда может служить страховым  резервом. Для этого действующему в настоящее время Стабилизационному  фонду недостает более полного  зачисления конъюнктурных доходов  бюджета: в первую очередь, вывозных пошлин на нефтепродукты и вывозных пошлин на природный газ. Для обеспечения  долгосрочной сбалансированности создается  Фонд будущих поколений. Общая величина таких доходов в долгосрочной перспективе по своей природе ограничена [17].

       Особая  природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение  долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят  в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном  горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

       Важный  фактор, который необходимо учитывать  при оценке принципов бюджетной  политики на долгосрочную перспективу, составляет предстоящее снижение бюджетных  поступлений из нефтегазового сектора  в результате следующих тенденций:

       1) В ближайшие несколько десятилетий  физический объем добычи и  экспорта нефти и газа будет  намного уступать темпам роста  ВВП, составляя не более 2% в  год. Это приведет к сокращению  доли нефтегазового сектора в  ВВП. По оценкам Минэкономразвития  России, указанная доля сокращается  с 21% в 2006 году до 14,9% в 2010 году. Тенденция сокращения нефтегазового  сектора в ВВП продолжится  и в последующие годы.

       2) Продолжение в среднесрочной  перспективе повышения курса  рубля (хотя и более медленными  темпами, чем в предыдущие годы).

       3) Прогнозируемое снижение цен  на нефть с 61 долл. США в 2006 году и 55 долл.США в 2007 г.  до 50 долл.США в 2010 году.

       В результате существенно сокращаются  нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 году нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. по прогнозам - они  сокращаются до 5,3% ВВП.

       Согласно  долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления  в федеральный бюджет могут сократиться  за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких  цен на нефть 40-50 долл. США в ценах 2006 года) до уровня менее 4%ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением  базы ненефтегазовых доходов и планируемым  повышением собираемости налогов. Таким  образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом  законодательстве упадут с нынешнего  уровня к 2020 г. примерно на 4,5 п.п. ВВП, для  чего потребуется комплекс мер, связанных  с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга. Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость [13].

       Величина  Резервного фонда составляет 10% ВВП, что позволит обеспечить выполнение бюджетных обязательств при снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. США в  течение трех лет.

       Величина  Фонда будущих поколений на начало 2011 года составит 1,3% ВВП.

       Формирование  доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 и на период до 2010 года, основных направлений  налоговой и бюджетной политики на 2008 год и на период до 2010 года и  оценки поступлений доходов в  федеральный бюджет в 2007 году. Доходы федерального бюджета в 2007 году оказались  на уровне 6249,2 млрд. рублей или 20,38% к  ВВП. Изменение основных макроэкономических показателей 2007 года приведены в  Приложении Е.

       При формировании проекта бюджета учитывалось  налоговое законодательство, действующее  на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления  налоговой политики, предусматривающие  внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации  о налогах и сборах, вступающие в действие с 2008 года.

       Формирование  доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых  изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, учитывало преобразование Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и  Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных  расходов независимо от конъюнктуры  сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета [14].

       Указанное выше разделение потребовало иного  структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

       При формировании нефтегазовых доходов  на 2008 год и на период до 2010 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в  части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть  сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.

       Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета  составили: в 2008 году - 2 465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 2009 году и 2010 году ожидаются 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП) соответственно [15].

       Изменение макроэкономических факторов в целом  приводит к снижению доходов федерального бюджета на 469,6 млрд. рублей

       Оценивая  перспективы среднесрочного развития российской экономики в целом, следует  отметить, что если парадигма современной  экономической политики не изменится, то это неизбежно повлечет за собой  резкое снижение темпов роста российской экономики (2,5-3,0% в год) вследствие исчерпания потенциала восстановительного роста  и отсутствия импульсов для механизмов самодействия. Остаточный потенциал  восстановительного роста, оцениваемый  авторами в 5-6%, и 2-3-процентный потенциал, генерируемый сделанными инвестициями, будут исчерпаны в течение  ближайших 1,5-2 лет. В лучшем случае, к этому может добавиться 3-4% потенциального прироста за счет снижения налогового бремени, что, впрочем, далеко не очевидно, поскольку в российской экономике  до сих пор отсутствуют механизмы  трансформации дополнительных доходов  в эффективный спрос.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Возможны  широкая и узкая трактовка  предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных  как процедуры агрегирования (объединения  элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при  исследованиях.

       Аргументом  в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При  этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости  от воли хозяйствующих субъектов. Такое  движение объективно обеспечивает перераспределение  денежных средств даже тогда, когда  нет их пространственного движения.

       Существует  тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной  ценностью финансовых потоков. Наличие  такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

       Системообразующим финансовым инструментом, формально  и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.

       В состав децентрализованных финансов кроме  денежных отношений, опосредующих кругооборот  денежных фондов предприятий могут  быть включены и денежные распределительные  и перераспределительные отношения  в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан  по сохранению или изменению своего социального статуса;

       Финансы играют различную роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой  стратегии;

       Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.;

       Финансовая  система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число  разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

       Таким образом, ознакомившись с общими вопросами устройства финансовой системы  РФ можно сказать, что финансы - это  денежные отношения, возникающие в  процессе распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и части национального  богатства в связи с формированием  денежных доходов и накоплений у  субъектов хозяйствования и государства  и использованием их на расширенное  воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Сущность финансов проявляется в его функциях:  распределительной, контрольной и  регулирующей. важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы 

       1.Финансы:  Учебник/ под ред. Ковалева  В.В.,  «Проспект», М., 2001.

       2.Финансы:  Учебное пособие/ под ред. Ковалева  В.В.,  «Финансы и статистика»,  М., 1998.

       3.Финансы:  Рабочая программа/ под ред.  Филина  А.Г., «МГТА», М., 2002.

       4.Финансы: Учебник/ под ред. Родионовой В.М., «Финансы и статистика», М., 1995.

       5.Финансы,  денежное обращение и кредит. Учебник / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: «Проспект», 2001. - 496 с.

       6.Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова 2004.

       7. Сайт Минфина в Интернете  www.minfin.ru

Информация о работе Характеристика элементов финансовой системы