Характеристика элементов финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.

Оглавление

Введение
1 Характеристика сфер и звеньев финансовой системы
1.1 Экономические основы построения финансовой системы государства
1.2 Государственный бюджет как основа финансовой системы государства
2 Анализ финансовой системы России
2.1 Российская финансовая система
2.2 Анализ динамики и структуры Федерального бюджета РФ за последние четыре года.
3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc - копия.docx

— 246.66 Кб (Скачать)

       Расходы государственного бюджета тесно  связаны с доходами. Эта взаимосвязь  выражается в количественном соответствии расходов доходам. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при  надлежащем использовании бюджетных  средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту  производства, развитию науки, совершенствованию  кадрового потенциала.

       Наиболее  крупными до недавних пор были расходы  бюджета на финансирование народного  хозяйства. В условиях перехода на рыночные основы хозяйствования система расходования бюджетных средств претерпевает существенные изменения. Бюджетные  ассигнования призваны обеспечивать решение важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ.

       Сокращение  объема бюджетного финансирования затрат по народному хозяйства связывается  со следующими мерами:

       - постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования;

       - сведением до минимума участия государства в производственных инвестициях за счет сокращения централизованных капитальных вложений и акционирование строящихся объектов;

       - отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по значительному числу продовольственных и промышленных товаров в связи с либерализацией цен;

       - жесткой экономией в расходовании бюджетных средств.

       Тенденция к сокращению бюджетных расходов на народное хозяйство не может завершиться  полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. Государственный сектор экономики требует разработки и  реализации государственных инвестиционных программ. Для стабилизации экономики  необходима финансовая помощь государства  в виде бюджетных субсидий, субвенций, бюджетных кредитов.

       Значительные  бюджетные средства направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству  развивать систему образования, финансировать культуру, осуществлять социальную защиту граждан. Несмотря на важную роль данной группы бюджетных  расходов, затраты на эти цели не только далеки от оптимальных, но и  отражают постепенное ухудшение  социального обслуживания населения  нашей страны. Связано это с  тем, что социальная функция государства  в течение многих лет была на втором плане. По оценкам некоторых экономистов, на образование, медицину и экологию вместе взятые, приходилось в конце 80-х в начале 90-х годов лишь около 14% валового национального продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30%.

       Динамика  бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия показывает явное их отставание по темпам роста не только от общего объема бюджетных расходов, но и от расходов народного хозяйства. Используемый нашей практикой в  течение многих лет остаточный принцип  финансирования социальных потребностей привел к тому, что некоторые из вновь принятых российским парламентом  социальных программ оказались без  источников финансирования. Например, принятый Закон «О ветеранах» не работает.

       Основное  место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной  техники, затем - затраты по текущему содержанию армии и флота, финансирование научно-исследовательских работ, остальное - на долю военного строительства, пенсии военнослужащим.

       Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения, при благоприятной  военной обстановке они сокращаются.

       Расходы на управление - это расходы, которые  несет государство по содержанию аппарата управления исполнительной и  законодательной органов власти.

       Постоянно проводится сокращение расходов на управление, осуществляется совершенствование  структуры управления.

       Планирование  расходов бюджета осуществляется на основе социальных нормативов и норм, которые утверждаются Постановлением Правительства.

       Основной  документ, который определяет общий  объем, целевое направление и  поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий, является смета расходов. Если финансируемые  в сметном порядке учреждение имеет какие-либо доходы, то эти поступления  учитываются в отдельной приходно-расходной  смете специальных средств.

       Учрежденная смета является планом финансирования учреждений и основанием для расходования выделяемых из бюджета средств.

       При составлении и исполнении смет расходов предусматривается строго целевое  назначение сметных ассигнований. Все  затраты бюджетных учреждений сгруппированы  по статьям бюджетной классификации, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете.

       В сметах отражаются расходы только на текущее содержание бюджетных учреждений, приобретение оборудования, инвентаря  и капитальный ремонт. Капитальные  вложения финансируются по особым сметам.

       Расходы на текущее содержание делятся на операционные и административно-хозяйственные. Операционные являются основными. Операционные расходы медицинского учреждения включают, например, заработную плату медицинского персонала, расходы на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря  и обмундирования. К административно-хозяйственным  относятся: заработная плата административно-хозяйственного персонала, расходы на отопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт зданий.

       При планировании бюджетных расходов надо правильно определить исходную базу, т.е. переходящую сеть и контингенты. И второй элемент смежного расчета  расходов на текущее содержание - это  нормы расходов. Расчетной единицей для разработки норм служит основной производственный показатель для соответствующих  учреждений (класс, койка).

       Различают нормы материальные и денежные.

       Материальная - отражает затраты материальных ресурсов (в количественном выражении) на единицу  измерения расходов, например: состав и количество продуктов питания  на одного больного, количество электроэнергии для освещения 1 м2 площади помещения.

       Денежная  норма - это стоимостное выражение  материальной нормы. Денежная норма  может быть бюджетной и финансовой.

       Бюджетная - используется для расчетов расходов, финансируемых из бюджетов.

       Финансовая - используется для планирования расходов из внебюджетных источников (например, часть расходов на содержание детей  в детских садах покрывается  за счет средств родителей).

       Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год.

       Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной экономической  политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и  макроэкономическое равновесие. Бюджетная  политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной  и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства. Стратегической целью бюджетной  политики является обеспечение устойчивого  экономического роста, повышение эффективности  участия государства в распределении  и перераспределении ресурсов в  экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы.

       Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы  РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

       По  предварительной оценке федеральный бюджет за январь-ноябрь т.г. исполнен:

  • по доходам в сумме 1990,7млрд. рублей (93,6% к годовым бюджетным назначениям и 92,9% к уточненному заданию по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 2008 год.
  • по расходам (финансирование) - 1920,1 млрд. рублей (98,6% к годовым бюджетным назначениям и 91,6% к уточненной бюджетной росписи на год).

       Федеральный бюджет с начала года исполнен с  профицитом в размере 70,6 млрд. рублей, что составляет 0,7 % к прогнозному объему ВВП (9918,1 млрд. рублей) на январь-ноябрь 2008 года. Первичный профицит составляет 271,2 млрд.рублей, или 2,7% к прогнозному объему ВВП на тот же период.

       Полученные  в январе-ноябре 2008 г. доходы в сумме 1990,7 млрд. рублей складываются из поступлений от уплаты налогов, сборов и других платежей, администрируемых отдельными министерствами и ведомствами.

       Министерство  по налогам и сборам мобилизовало в федеральный бюджет с начала года 1349,1 млрд. рублей, что составило 99,7% от уточненного задания по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 11 месяцев 2008 года. Указанная сумма включает поступление единого социального налога (взноса), направляемого в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии - 303,6 млрд. рублей, или 115,7% к заданию на 11 месяцев 2008 года.

       Государственный таможенный комитет обеспечил доходы в сумме 527,5 млрд. руб., что составило 102,7% к заданию на 11 месяцев т.г.

         Министерство имущественных отношений РФ обеспечило поступления в федеральный бюджет в сумме 33,6 млрд. рублей (138,1 % к заданию на 11 месяцев 2008 года).

         Минфин России и другие федеральные органы мобилизовали в бюджет 50,9 млрд. руб. (171,9% к заданию по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 11 месяцев 2008 года).

       Минатом России внес в бюджет 17,4 млрд. рублей, что составило 107,8% к заданию на 11 месяцев т.г.

       Госкомитет  России по рыболовству - 11,7 млрд. рублей, что почти в три раза превысило объем задания на 11месяцев (284,8%). Превышение объясняется тем, что цена продажи квот на аукционах многократно превысила изначально установленную цену.

       Финансирование  расходов федерального бюджета с начала 2008 года произведено Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с документами, представленными главными распорядителями и иными прямыми получателями средств федерального бюджета. За январь-ноябрь финансирование расходов федерального бюджета произведено в сумме 1920,1 млрд. рублей, или 91,6 % от уточненной росписи на год.

       С начала года в приоритетном порядке  осуществлялось выделение средств  на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащим. На эти цели в январе-ноябре было перечислено 302,4 млрд. рублей, что составило 94,3% от бюджетной росписи на 2008 год.

       При этом практически в полном объеме профинансированы расходы по следующим  разделам: "Государственное управление и местное самоуправление", "Судебная власть", "Национальная оборона", "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", "Фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому прогрессу", "Промышленность, энергетика и строительство", "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия", "Развитие рыночной инфраструктуры", "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", "Образование", "Культура, искусство и кинематография", "Средства массовой информации" "Здравоохранение и физическая культура", "Социальная политика", "Пополнение государственных запасов и резервов", "Финансовая помощь бюджетам других уровней", "Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров", "Мобилизационная подготовка экономики", "Исследование и использование космического пространства", "Дорожное хозяйство", "Целевые бюджетные фонды".

       Отклонение  объемов произведенного финансирования от уточненной бюджетной росписи  по остальным разделам объясняется  следующими причинами:

       - по разделу "Судебная власть" расходы профинансированы на 94,5% к уточненной бюджетной росписи на год. Недофинансирование, сложившееся по результатам ноября, объясняется неполным использованием выделенных ассигнований на содержание штата мировых судей в связи с его неукомплектованностью, а также неполным использованием средств, предусмотренных на содержание военных судов.

Информация о работе Характеристика элементов финансовой системы