Характеристика элементов финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.

Оглавление

Введение
1 Характеристика сфер и звеньев финансовой системы
1.1 Экономические основы построения финансовой системы государства
1.2 Государственный бюджет как основа финансовой системы государства
2 Анализ финансовой системы России
2.1 Российская финансовая система
2.2 Анализ динамики и структуры Федерального бюджета РФ за последние четыре года.
3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc - копия.docx

— 246.66 Кб (Скачать)

       - по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" расходы профинансированы на 94,7% от уточненной росписи на год, при этом по результатам финансирования расходов в ноябре т.г. сложилось недофинансирование от запланированных объемов на ноябрь в сумме 2,3 млрд. рублей.

       Недофинансирование:

            - по подразделу "Топливно-энергетический комплекс" (государственная поддержка угольной отрасли) вызвано задержкой Минэнерго России платежных документов и дополнительных соглашений к договорам с получателями средств господдержки об использовании бюджетных средств;

       - по подразделу "Строительство, архитектура" (инвестиции) недофинансирование произошло в связи с невыполнением акционерными обществами порядка передачи акций в собственность Российской Федерации; несвоевременным представлением министерствами и ведомствами платежных документов на перечисление средств и отсутствием у отдельных главных распорядителей бюджетных средств информации от заказчиков-застройщиков о фактически выполненных объемах работ и услуг;

       - по разделу "Сельское хозяйство  и рыболовство" - расходы профинансированы на 89,3% от уточненной бюджетной росписи на год. Отклонение финансирования от уточненной росписи связано в основном с несвоевременностью представления бюджетополучателями данных о заключении кредитных договоров (подраздел расходы на возмещение разницы в процентных ставках по привлеченным кредитам), неиспользованием предусмотренных бюджетом средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным рыбопромышленными товаропроизводителями и организациями рыбной отрасли в российских кредитных организациях в 2008 году для строительства рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях (подраздел "Рыболовное хозяйство", вид расходов "Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам");

       - по разделу "Социальная политика" расходы профинансированы на 92,5% к уточненной бюджетной росписи на год. Недофинансирование объясняется тем, что по президентской программе "Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы" договора на финансирование указанных расходов заключены только с администрациями Алтайского края и Ненецкого автономного округа, а также несколько договоров с Волгоградской областью, остальные договора находятся в стадии согласования с субъектами Российской Федерации;

       - по разделу "Военная реформа"  расходы профинансированы на 86,9% от уточненной бюджетной росписи на год. Отставание в финансировании связано с невыполнением Минобороны России плана увольнения военнослужащих и погашением жилищных сертификатов на приобретение жилья, предъявляемых военнослужащими, увольняемыми с военной службы. Расходование средств осуществляется по мере предъявления государственных жилищных сертификатов (ГЖС) к погашению в течение 9 месяцев со дня выдачи сертификатов. Вследствие этого точный график предъявления сертификатов, а значит и их погашения, запланировать крайне сложно.

       

       Рисунок 3. Структура расходов 
в федеральном бюджете на 2008 год
 

       Данные  свидетельствуют, что 81,1 % всех доходов  бюджета составляют налоговые доходы, а около 44,81 % налоговых доходов  бюджета составляет налог на добавленную  стоимость (налоговые доходы - это  обязательные, безвозмездные, безвозвратные  платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд федеральных  налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты  субъектов РФ и местные бюджеты.        Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы  и иных таможенные платежи[8].

       

Рисунок 4. Структура доходов в федеральном бюджете на 2008 год

       Сбалансированность  бюджетов всех уровней является необходимым  условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии  дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях  сбалансированности бюджета могут  устанавливаться предельные размеры  дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета  в течение оставшегося времени  текущего финансового года. Секвестру  не подлежат защищенные статьи.

       Состав  защищенных статей определяется Федеральным  Собранием РФ, а также представительными  органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета  развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных  ресурсов[4]. 

       2 Анализ финансовой системы России 

       2.1 Российская финансовая система 

       За  последние несколько лет российские фондовые индексы достигли рекордных  значений, также на рекордный уровень  вышли и международные финансовые рейтинги России. Разумеется, при этом доля российского финансового рынка  в привлечении инвестиций в национальную экономику в несколько раз  ниже аналогичных показателей США, Германии и Франции. Но высокие значения индексов и рейтинги способствуют расширению заимствований крупнейших отечественных  предприятий, в первую очередь на внешнем рынке, и препятствуют утечке капитала за границу [9].

       Положительная динамика финансового баланса с  внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка  на сырьевые ресурсы, а также достаточно последовательная валютная политика монетарных властей создали условия для  повышения доступности финансовых ресурсов и снижения процентных ставок. Действительно, последнее обстоятельство коснулось в первую очередь крупных  и крупнейших российских предприятий, в то же время внешнее финансирование малого и среднего бизнеса по-прежнему весьма ограничено. Но и посредничество в обеспечении финансовыми ресурсами  крупнейших производителей внесло свою лепту в сравнительно высокие  темпы экономического роста.

       Таким образом, можно говорить о том, что  через 10 лет после начала реформ российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей  своей функции - финансированию экономического роста в стране.

       Следует заметить, что в последние годы экономические реформы, прежде всего  структурные, в нашей стране были практически приостановлены. Не последнюю  роль в этом сыграло значительное улучшение мировой конъюнктуры  сбыта энергоносителей. Когда есть достаточное количество финансовых ресурсов, у политической элиты нет  мотивов для проведения или продолжения конструктивных реформ. В результате расходы федерального бюджета в абсолютном выражении ежегодно значительно увеличивались. При этом рост расходов федерального бюджета происходил не только из года в год (с 1,194 трлн. в 2005 г до 4,270 трлн.руб. в 2008 г.), но и на протяжении года. Например, в 2005 г. в связи с ростом мировых цен на энергоносители потребовалось внести изменения в закон «О федеральном бюджете на 2005 год» с целью увеличения значительно возросшей доходной части бюджета - с 3,326 трлн. до 4,98 трлн.руб. (на 50%), а также расходной - с 3,048 трлн. до 3,54 трлн. руб. (на 16%). Такая тенденция продолжалась в течение 2006-2008 гг., рост расходов федерального бюджета продолжался в среднем на 14-15% ежегодно, при этом доля непроцентных расходов возрастала с 15,4 до 16% ВВП [10].

       С 2006 года произошли изменения в  одном из основных элементов финансовой системы - бюджетной системе РФ. С 2006 года на уровне местных органов  власти появились бюджеты муниципальных  образований и городских поселений. Также не так давно были внесены  изменения в бюджетный кодекс Российской Федерации федеральным  законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" [18]. В соответствии с данным федеральным законом Россия переходит к среднесрочному бюджетному планированию. В настоящее время госбюджет страны принимается на 3 года - на очередной год, и плановые периоды последующих двух лет. Также реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа введены общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие:

       - общие требования к прогнозам  социально-экономического развития; требования к содержанию среднесрочного финансового плана;

       - условия прогнозирования доходов  и планирования расходов бюджета,  в том числе раздельного планирования  расходов на исполнение действующих  и вновь принимаемых обязательств;

       - состав показателей, утверждаемых  в проекте закона (решения) о  бюджете, и требования к прилагаемым  к нему материалам и документам (в том числе исключение из  их состава материалов, реально  не используемых при составлении  бюджетов);

       - порядок утверждения и реализации  долгосрочных целевых программ;

       - общие требования к составлению  проектов бюджетов.

       - четкие требования к формированию  целевых статей и видов расходов  бюджетов, которые должны отражать  соответствующие расходные обязательства  (публичные обязательства, долгосрочные  целевые программы, объекты, обособленные  функции органов власти). Это обеспечивает  прозрачность и обоснованность  бюджетных ассигнований.

       - переход от составления трехлетнего  перспективного финансового плана  к трехлетнему «скользящему»  бюджету. Таким образом, первый  год сегодняшнего перспективного  финансового плана является проектом  бюджета на очередной год, а  остальные проектировки задают  предсказуемые параметры расходов  и доходов на следующие два  года. На данном этапе необходимо  определиться и со степенью  детализации трехлетнего бюджета  на второй и третий годы, а  также с принципами и предельными  объемами изменения бюджета при  их наступлении. 

       - изменения в части процедур  утверждения федерального бюджета,  упорядочение требований к проекту  федерального бюджета и прилагаемых  к нему материалов, рассмотрение  проекта федерального бюджета  в трех чтениях не более  чем за три месяца.

       - единую методологию и порядок  составления, проверки, рассмотрения  и утверждения бюджетной отчетности [11].

       Вместе  с тем российская финансовая система  в ее современном виде не справляется в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время уровень развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического роста.

       При этом рассматриваются следующие  ключевые проблем, которые требуют  решения:

       - чрезмерная «зарегулированность»  рынка; 

       - высокие издержки участников  рынка, в основном связываемые  с избыточным государственным  регулированием;

       - отсутствие единообразия норм  регулирования, контроля и надзора,  налогообложения различных институтов  и инструментов рынка и их  несоответствия;

       - неравные условия конкуренции  на финансовом рынке, обусловленные  в первую очередь присутствием  на нем государства, в том  числе через государственные  финансовые институты. 

       Естественно, что немаловажное влияние на текущее  состояние финансовой системы России оказывает разразившийся мировой  финансовый кризис. Многие эксперты и  аналитики прогнозируют его долгосрочный характер. Тем самым, задача стабилизации ухудшающегося положения в сфере  финансов лежит на госорганах, регулирующих данную сферу - Министерство Финансов, ЦБ РФ, и подчиненные им ведомства  и подразделения.

Информация о работе Характеристика элементов финансовой системы