Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Введение
1 Характеристика сфер и звеньев финансовой системы
1.1 Экономические основы построения финансовой системы государства
1.2 Государственный бюджет как основа финансовой системы государства
2 Анализ финансовой системы России
2.1 Российская финансовая система
2.2 Анализ динамики и структуры Федерального бюджета РФ за последние четыре года.
3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список литературы
Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2007 года. И эта тенденция продолжается - впервые за период с начала 21 века бюджет на 2008 год был принят с поправкой на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы [12].
Одним из ключевых рисков финансовой системы России является рост просроченной задолженности по банковским кредитам, который в последнее время составляет около 14% в месяц, о чем заявил в апреле текущего года вице-премьер, глава Минфина РФ Алексей Кудрин. По 14% задолженность росла последние три месяца. Это отражает ситуацию в реальном секторе, - отметил министр, пояснив, что кредитная емкость промышленности снижается, и чтобы банки могли продлевать кредиты, нужен капитал.
Ранее Кудрин прогнозировал, что доля "плохих" долгов (просроченных и невозвращенных кредитов) в российской банковской системе к концу года может вырасти до 10% от общего объема кредитного портфеля.
Правительство недавно предложило ряд новых мер по стабилизации финансового сектора, в их числе - повышение капитализации банков, в частности, путем использования гособлигаций.
Глава Минфина напомнил, что накопленный кредитный портфель российских банков на начало 2008 года составил 18 триллионов рублей (12 триллионов рублей - кредиты юридическим лицам и 6 триллионов рублей - физическим). ЦБ РФ прогнозирует рост кредитного портфеля в этом году на 10-12%. Банкам отводится около двух месяцев на предоставление реальному сектору кредитов за счет средств господдержки, отметил Кудрин [15].
По мнению многих российских экономистов, корни глубоких экономических проблем России - это слабость нашей финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.
Тем
не менее, наша страна находится на
пути серьезных экономических
2.2 Анализ динамики и структуры Федерального бюджета РФ за последние четыре года.
Если
проанализировать структуру доходов
и расходов за последние четыре года,
то можно сделать соответствующие
выводы. Наибольшие поступления в
федеральный бюджет составляют налоговые
доходы и в свою очередь самой
большой составляющей налоговых
платежей является Налог на добавленную
стоимость. Второй по значимости в наполняемости
федерального бюджета являются таможенные
платежи и акцизы.
Таблица 1. Состав и структура доходов Федерального бюджета
Виды доходов | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||
Млрд.
руб. |
% | Млрд.
руб. |
% | Млрд.
руб. |
% | Млрд.
руб. |
% | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Налоговые доходы, всего в т. ч. | 399,5 | 84,34 | 675,0 | 84,64 | 1115,3 | 93,45 | 1740,2 | 81,86 |
-налог на прибыль | 36,0 | 7,60 | 63,4 | 7,95 | 172,6 | 14,46 | 207,4 | 9,76 |
-подоходный налог с физи- ческих лиц | 25,2 | 5,32 | 23,9 | 3,00 | 1,9 | 0,16 | 0,00 | |
-налог на совокупный доход | 2,8 | 0,59 | 0,00 | 3,1 | 0,26 | 5,7 | 0,27 | |
-НДС | 143,7 | 30,34 | 277,5 | 34,80 | 516,4 | 43,27 | 773,5 | 36,39 |
-акцизы | 87,1 | 18,39 | 119,9 | 15,03 | 188 | 15,75 | 224,9 | 10,58 |
-налог на игорный бизнес | 0,00 | 0,00 | 0,5 | 0,04 | 1,0 | 0,05 | ||
-налог на опрерации с цен- ными бумагами | 0,00 | 0,00 | 0,4 | 0,03 | 0,9 | 0,04 | ||
-единый социальный доход | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 13,8 | 0,65 | |||
-налог на покупку иностран. денежных знаков | 1,9 | 0,40 | 1,6 | 0,20 | 1,6 | 0,13 | 1,9 | 0,09 |
-платежи
за пользование природными |
9,5 | 2,01 | 11,1 | 1,39 | 37,2 | 3,12 | 183,7 | 8,64 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
-лицензионные сборы | 0,00 | 0,5 | 0,06 | 1,3 | 0,11 | 0,8 | 0,04 | |
-таможенные пошлины | 91,3 | 19,27 | 172,0 | 21,57 | 190,6 | 15,97 | 324,1 | 15,25 |
-прочие налоги, сборы, пошлины | 2,0 | 0,42 | 5,1 | 0,64 | 1,7 | 0,14 | 2,5 | 0,12 |
2. Неналоговые доходы,всего в т. ч. | 32,6 | 6,88 | 61,9 | 7,76 | 64,3 | 5,39 | 104,3 | 4,91 |
-доходы от имущества, на- ходящегося в гос. соб-ти | 8,1 | 1,71 | 25,2 | 3,16 | 26,8 | 2,25 | 53,3 | 2,51 |
-доходы от внешней дея-ти | 23,3 | 4,92 | 34,6 | 4,34 | 31,5 | 2,64 | 47,9 | 2,25 |
-прочие неналоговые доходы | 1,2 | 0,25 | 2,1 | 0,26 | 6,0 | 0,50 | 3,1 | 0,15 |
3. Целевые бюджетные фонды | 41,6 | 8,78 | 60,6 | 7,60 | 13,9 | 1,16 | 281,2 | 13,23 |
Итого доходов: | 473,7 | 100,0 | 797,5 | 100,0 | 1193,5 | 100,0 | 2125,7 | 100,0 |
Рисунок 5. Доходы федерального бюджета
Рисунок 6. Доходы федерального бюджета
Таблица 2. Состав и структура расходов Федерального бюджета
Виды расходов | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||
Млрд.
руб. |
% | Млрд.
руб. |
% | Млрд.
руб. |
% | Млрд.
руб. |
% | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1.Государственное управление | 13,8 | 2,40 | 25,9 | 3,03 | 40,7 | 3,41 | 56,7 | 2,91 |
2.Международная деятельность | 36,8 | 6,40 | 56,1 | 6,56 | 22,2 | 1,86 | 42,9 | 2,20 |
3.Национальная оборона | 93,7 | 16,29 | 140,3 | 16,41 | 219,1 | 18,36 | 284,2 | 14,59 |
4.Правоохранительная деят-ть | 51,2 | 8,90 | 79,8 | 9,33 | 143,0 | 11,98 | 173,9 | 8,93 |
5.Федеральная судебная система | 4,6 | 0,80 | 8,1 | 0,95 | 0,00 | 19,1 | 0,98 | |
6.Фундаментальный исслед-ия | 11,5 | 2,00 | 15,9 | 1,86 | 26,6 | 2,23 | 30,3 | 1,56 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
7.Промышленность,
энергетика,
строительства |
14,4 | 2,50 | 20,1 | 2,35 | 44,7 | 3,75 | 57,7 | 2,96 |
8.Сельское хоз-во и рыболовство | 9,2 | 1,60 | 11,5 | 1,34 | 20,8 | 1,74 | 26,8 | 1,38 |
9.Охрана окружающей среды и природных ресурсов | 2,9 | 0,50 | 3,7 | 0,43 | 4,8 | 0,40 | 9,8 | 0,50 |
10.Транспорт, дорожное хоз-во, связь, информатика | 1,1 | 0,19 | 1,6 | 0,19 | 30,6 | 2,56 | 7,0 | 0,36 |
11.Предупреждение
и ликвида- ция стихийных |
7,5 | 1,30 | 9,3 | 1,09 | 0,00 | 8,7 | 0,45 | |
12.Образование | 20,7 | 3,60 | 32,1 | 3,75 | 0,00 | 80,1 | 4,11 | |
13.Культура, искусство | 2,9 | 0,50 | 4,7 | 0,55 | 0,00 | 10,3 | 0,53 | |
14.Средства массовой информа- ции | 2,3 | 0,40 | 5,7 | 0,67 | 191,4 | 16,04 | 10,3 | 0,53 |
15.Здравоохранение и физ-ра | 10,4 | 1,81 | 16,0 | 1,87 | 0,00 | 31,9 | 1,64 | |
16.Социальная политика | 42,0 | 7,30 | 63,0 | 7,37 | 0,00 | 430,4 | 22,10 | |
17.Обслуживание гос. долга | 166,7 | 28,99 | 220,1 | 25,74 | 240,0 | 20,11 | 285,0 | 14,63 |
18.Пополнение гос. запасов и резервов | 0,00 | 0,2 | 0,02 | 0,00 | 0,5 | 0,03 | ||
19.Финансовая поддержка ре- гионов | 39,1 | 6,80 | 79,5 | 9,30 | 186,6 | 15,63 | 265,4 | 13,63 |
20.Расходы целевых бюджетных фондов | 44,3 | 7,70 | 61,5 | 7,19 | 23,0 | 1,93 | 13,9 | 0,71 |
21.Прочие расходы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | -3,0 | -0,15 | |||
22. | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 105,5 | 5,42 | |||
Итого расходов: | 575,1 | 100,0 | 855,1 | 100,0 | 1193,5 | 100,0 | 1947,4 | 100,0 |
Рисунок
7. Расходы федерального бюджета
Рисунок 8. Сбалансированность бюджета
Главный
вывод из анализа доходной и расходной
части государственного бюджета
можно сделать на основании вышеуказанной
таблицы. Если в 2005 году бюджет был с
дефицитом, то в настоящий момент присутствует
профицит бюджета. Это тоже не является
хорошим моментом, государственный бюджет
должен быть сбалансирорванным, т.е. доходы
должны соответствовать расходам.
3
Направления развития финансовой системы
России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент
Нестабильная
ситуация в российской экономике, сложившаяся
в силу многих обстоятельств, таких
как внешнеэкономическая
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство [11].
Тем
не менее, сегодняшняя бюджетная
система России все еще достаточно
противоречива и требует
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
-
Противоречия и неясности в
статьях бюджетного кодекса,
-
Нет концепции управления
-
Снижение дотации на
Для преодоления указанных проблем необходимо осуществить следующие задачи:
-
устранить неясности в
-
предложить Правительству в
-
создать группу для
- просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам.
-
увеличить дотации на
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
-
высокая степень концентрации
финансовых ресурсов в
-
действующая практика
-
тенденция переведения
-
принятие федеральными
-
доминирующая роль
-
недопоступления налоговых
Информация о работе Характеристика элементов финансовой системы