Характеристика элементов финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.

Оглавление

Введение
1 Характеристика сфер и звеньев финансовой системы
1.1 Экономические основы построения финансовой системы государства
1.2 Государственный бюджет как основа финансовой системы государства
2 Анализ финансовой системы России
2.1 Российская финансовая система
2.2 Анализ динамики и структуры Федерального бюджета РФ за последние четыре года.
3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc - копия.docx

— 246.66 Кб (Скачать)

       Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых  цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2007 года. И эта тенденция продолжается - впервые за период с начала 21 века бюджет на 2008 год был принят с поправкой на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы [12].

       Одним из ключевых рисков финансовой системы  России является рост просроченной задолженности  по банковским кредитам, который в  последнее время составляет около 14% в месяц, о чем заявил в апреле текущего года вице-премьер, глава Минфина  РФ Алексей Кудрин. По 14% задолженность  росла последние три месяца. Это  отражает ситуацию в реальном секторе, - отметил министр, пояснив, что кредитная  емкость промышленности снижается, и чтобы банки могли продлевать кредиты, нужен капитал.

       Ранее Кудрин прогнозировал, что доля "плохих" долгов (просроченных и невозвращенных кредитов) в российской банковской системе к концу года может  вырасти до 10% от общего объема кредитного портфеля.

       Правительство недавно предложило ряд новых  мер по стабилизации финансового  сектора, в их числе - повышение капитализации  банков, в частности, путем использования  гособлигаций.

       Глава Минфина напомнил, что накопленный  кредитный портфель российских банков на начало 2008 года составил 18 триллионов рублей (12 триллионов рублей - кредиты юридическим лицам и 6 триллионов рублей - физическим). ЦБ РФ прогнозирует рост кредитного портфеля в этом году на 10-12%. Банкам отводится около двух месяцев на предоставление реальному сектору кредитов за счет средств господдержки, отметил Кудрин [15].

       По  мнению многих российских экономистов, корни глубоких экономических проблем  России - это слабость нашей финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.

       Тем не менее, наша страна находится на пути серьезных экономических реформ, призванных сгладить сложившееся трудное  положение в финансово-экономической  сфере. Для преодоления последствий  кризиса Правительством и МинФином уже задействованы средства из Резервного Фонда, который накапливался за счет существовавшего вплоть до 2006 года профицита. По оценкам экспертов, средств Фонда хватит России как минимум на два года в текущих условиях, для финансирования необходимых расходов государства [11]. 

       2.2  Анализ динамики и структуры Федерального бюджета РФ за последние четыре года.

       Если  проанализировать структуру доходов  и расходов за последние четыре года, то можно сделать соответствующие  выводы. Наибольшие поступления в  федеральный бюджет составляют налоговые  доходы и в свою очередь самой  большой составляющей налоговых  платежей является Налог на добавленную  стоимость. Второй по значимости в наполняемости  федерального бюджета являются таможенные платежи и акцизы. 

 Таблица 1.  Состав и структура доходов Федерального бюджета

Виды  доходов 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Млрд.

  руб.

% Млрд.

  руб.

   % Млрд.

  руб.

   %  Млрд.

   руб.

  %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Налоговые доходы, всего              в т. ч. 399,5 84,34 675,0 84,64 1115,3 93,45 1740,2 81,86
-налог  на прибыль 36,0 7,60 63,4 7,95 172,6 14,46 207,4 9,76
-подоходный  налог с физи- ческих лиц 25,2 5,32 23,9 3,00 1,9 0,16   0,00
-налог  на совокупный доход 2,8 0,59   0,00 3,1 0,26 5,7 0,27
-НДС 143,7 30,34 277,5 34,80 516,4 43,27 773,5 36,39
-акцизы 87,1 18,39 119,9 15,03 188 15,75 224,9 10,58
-налог  на игорный бизнес   0,00   0,00 0,5 0,04 1,0 0,05
-налог  на опрерации с цен- ными  бумагами   0,00   0,00 0,4 0,03 0,9 0,04
-единый  социальный доход   0,00   0,00   0,00 13,8 0,65
-налог  на покупку иностран. денежных  знаков 1,9 0,40 1,6 0,20 1,6 0,13 1,9 0,09
-платежи  за пользование природными ресурсами 9,5 2,01 11,1 1,39 37,2 3,12 183,7 8,64
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-лицензионные  сборы   0,00 0,5 0,06 1,3 0,11 0,8 0,04
-таможенные  пошлины 91,3 19,27 172,0 21,57 190,6 15,97 324,1 15,25
-прочие  налоги, сборы, пошлины 2,0 0,42 5,1 0,64 1,7 0,14 2,5 0,12
2. Неналоговые доходы,всего  в  т. ч.           32,6 6,88 61,9 7,76 64,3 5,39 104,3 4,91
-доходы  от имущества, на- ходящегося в  гос. соб-ти 8,1 1,71 25,2 3,16 26,8 2,25 53,3 2,51
-доходы  от внешней дея-ти 23,3 4,92 34,6 4,34 31,5 2,64 47,9 2,25
-прочие  неналоговые доходы 1,2 0,25 2,1 0,26 6,0 0,50 3,1 0,15
3. Целевые бюджетные фонды 41,6 8,78 60,6 7,60 13,9 1,16 281,2 13,23
Итого доходов: 473,7 100,0 797,5 100,0 1193,5 100,0 2125,7 100,0
 
 

Рисунок 5. Доходы федерального бюджета

Рисунок 6. Доходы федерального бюджета

Таблица 2. Состав и структура расходов Федерального бюджета

Виды  расходов 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Млрд.

руб.

% Млрд.

руб.

% Млрд.

руб.

% Млрд.

руб.

%
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1.Государственное  управление 13,8 2,40 25,9 3,03 40,7 3,41 56,7 2,91
2.Международная  деятельность 36,8 6,40 56,1 6,56 22,2 1,86 42,9 2,20
3.Национальная  оборона 93,7 16,29 140,3 16,41 219,1 18,36 284,2 14,59
4.Правоохранительная  деят-ть 51,2 8,90 79,8 9,33 143,0 11,98 173,9 8,93
5.Федеральная  судебная система 4,6 0,80 8,1 0,95   0,00 19,1 0,98
6.Фундаментальный  исслед-ия 11,5 2,00 15,9 1,86 26,6 2,23 30,3 1,56
1 2 3 4 5 6 7 8 9
7.Промышленность, энергетика,

строительства

14,4 2,50 20,1 2,35 44,7 3,75 57,7 2,96
8.Сельское  хоз-во и рыболовство 9,2 1,60 11,5 1,34 20,8 1,74 26,8 1,38
9.Охрана  окружающей среды и природных  ресурсов 2,9 0,50 3,7 0,43 4,8 0,40 9,8 0,50
10.Транспорт,  дорожное хоз-во, связь, информатика 1,1 0,19 1,6 0,19 30,6 2,56 7,0 0,36
11.Предупреждение  и ликвида- ция стихийных бедствий 7,5 1,30 9,3 1,09   0,00 8,7 0,45
12.Образование 20,7 3,60 32,1 3,75   0,00 80,1 4,11
13.Культура, искусство 2,9 0,50 4,7 0,55   0,00 10,3 0,53
14.Средства  массовой информа- ции 2,3 0,40 5,7 0,67 191,4 16,04 10,3 0,53
15.Здравоохранение  и физ-ра 10,4 1,81 16,0 1,87   0,00 31,9 1,64
16.Социальная  политика 42,0 7,30 63,0 7,37   0,00 430,4 22,10
17.Обслуживание  гос. долга 166,7 28,99 220,1 25,74 240,0 20,11 285,0 14,63
18.Пополнение  гос. запасов и резервов   0,00 0,2 0,02   0,00 0,5 0,03
19.Финансовая  поддержка ре- гионов 39,1 6,80 79,5 9,30 186,6 15,63 265,4 13,63
20.Расходы  целевых бюджетных фондов 44,3 7,70 61,5 7,19 23,0 1,93 13,9 0,71
21.Прочие  расходы   0,00   0,00   0,00 -3,0 -0,15
22.   0,00   0,00   0,00 105,5 5,42
Итого расходов: 575,1 100,0 855,1 100,0 1193,5 100,0 1947,4 100,0
 
 
 

Рисунок 7. Расходы федерального бюджета 

Рисунок 8. Сбалансированность бюджета

       Главный вывод из анализа доходной и расходной  части государственного бюджета  можно сделать на основании вышеуказанной  таблицы. Если в 2005 году бюджет был с дефицитом, то в настоящий момент присутствует профицит бюджета. Это тоже не является хорошим моментом, государственный бюджет должен быть сбалансирорванным, т.е. доходы должны соответствовать расходам.    

       3 Направления развития финансовой системы России 

       3.1 Задачи в области стабилизации  финансовой системы России в  настоящий момент

       Нестабильная  ситуация в российской экономике, сложившаяся  в силу многих обстоятельств, таких  как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с  промышленным развитием страны и  многие другие, а также в последнее  время влияние мирового финансового  кризиса, оказывает негативное влияние  на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

       В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка  всей системы финансовых отношений  в стране.

       Государственные финансы, прежде всего бюджетная  система, путем соответствующего направления  средств должны обеспечить структурную  перестройку экономики, ускорение  научно-технического прогресса, повышение  эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

       Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре  бюджетных систем западных стран, имеющих  федеральное устройство [11].

       Тем не менее, сегодняшняя бюджетная  система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной  доработки.

       В частности, необходимо решение следующих  ключевых проблем в области бюджетных  отношений:

       - Противоречия и неясности в  статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей  по погашению государственного  долга; показа полного бюджета  по ИПД с его балансом.

       - Нет концепции управления государственным  долгом, нет нормативной базы  по решению этой проблемы;

       - Снижение дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности федеральных  и региональных бюджетов.

       Для преодоления указанных проблем  необходимо осуществить следующие  задачи:

       - устранить неясности в Бюджетном  кодексе;

       - предложить Правительству в Концепции  управления государственным долгом  ввести утверждение законом о  бюджете источников погашения  дефицита (включив в них Стабилизационный  фонд);

       - создать группу для соответствующей  доработки Бюджетного кодекса;

       - просить Счетную палату дать  предложения по этим вопросам.

       - увеличить дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности.

       Другими проблемами бюджетной системы России являются:

       - высокая степень концентрации  финансовых ресурсов в федеральном  бюджете страны, что снижает значение  региональных и местных бюджетов;

       - действующая практика формирования  территориальных бюджетов, при которой  сохранен в своей основе механизм  централизованно устанавливаемых  нормативов отчислений в местные  бюджеты;

       - тенденция переведения расходов  вниз без соответствующего подкрепления  доходами, что приводит к дотации  ранее сбалансированных местных  бюджетов;

       - принятие федеральными органами  власти таких решений, которые  адресуются нижестоящим управленческим  структурам, но не сопровождаются  достаточными финансовыми ресурсами;

       - доминирующая роль регулирующих  доходов в структуре поступлений  средств в региональные и местные  бюджеты и низкой долей закрепленных  за территориями налоговых платежей.

       - недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого  стали: ухудшение макроэкономических  и финансовых показателей по  сравнению с принятыми в бюджете;  рост неплатежей в народном  хозяйстве; прямое уклонение от  уплаты налогов, укрывательство  многими налогоплательщиками своих  доходов (невозможность контролирования  всех малых и средних предприятий,  уход от налоговой полиции  по средством расчетов за наличные  деньги).

Информация о работе Характеристика элементов финансовой системы