Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:28, реферат

Краткое описание

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Государственный кредит………………………………………………………...5
1.1 Понятие и функции государственного кредита………………………………5
1.2 Основные формы внутреннего государственного кредита…………………9
1.3 Международный государственный кредит…….……………………………13
2. Методы погашения государственного кредита ……………………………...17
2.1 Методы погашения внутреннего государственного кредита………………17
2.2 Методы погашения международного кредита………………………………23
Заключение………………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Реферат финансы1.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

        Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска и раз­мещения государственных ценных бумаг (прежде всего облига­ций) среди населения, коммерческих банков и других финансовых учреждений. В отличие от денежной эмиссии, усиливающей разви­тие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как неинфляционное финансирование бюджетного дефицита. Покупа­тели облигаций внутреннего государственного займа финансируют правительство, получая в свою очередь гарантированный доход в виде установленного процента, выплачиваемого правительством с определенной периодичностью (например, ежегодно) в течение срока погашения облигаций (например, в течение 10 лет). В нашей стране практиковались так называемые выигрышные займы, доход от которых выплачивался держателям облигаций в форме выигры­ша. В большинстве развитых стран на величину государственных

займов в законодательном порядке устанавливается лимит для огра­ничения бесконтрольного роста государственного долга.

        Государство может прибегать к займам как в условиях стабиль­ной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование и организационную подготовку. Экономическое обоснование включает в себя оценку затрат, связанных с размещением займа, его обслуживанием (вы­платой процентов) и погашением; сопоставление различных вари­антов заимствований; расчет их эффективности, сравнение затрат с ожидаемыми выгодами от использования средств. Наибольшую трудность представляет оценка выгод, поскольку они имеют не только экономическую, но и социально-политическую составляю­щую, не всегда поддаются количественному измерению и распре­делены во времени.

         Организационная подготовка займа предполагает, что государ­ство должно создать систему управления привлеченными средства­ми. Для этого определяется генеральный агент по его обслужива­нию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по раз­мещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет центральный банк и его учреждения. Генераль­ный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем ор­ганом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бу­маг. В России Центральный банк РФ осуществляет функции гене­рального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

   Инструментом заимствований является выпуск государствен­ных и муниципальных ценных бумаг. В зависимости от целей разме­щения займа ценные бумаги могут быть предназначены для прода­жи как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эмиссия осущест­вляется в соответствии с законом о бюджете, программой внутренних и внешних заимствований. При ее проведении необхо­димо учитывать ограничения, установленные Бюджетным кодек­сом для объема дефицита бюджета, государственного и муници­пального долга.

     В решении об эмиссии отражается следующая информация: сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по ценным бумагам. Каждый выпуск ценных бумаг сопровождается публикацией условий займа. Нередко он разбивается на несколько частей, именуемых транша­ми. После того как государственный заем выпущен в обращение, изменение его условий (сроков обращения, размера процентных платежей и др.) не допускается.

    Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпус­каться в документарной и бездокументарной форме. Государствен­ные эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпус­каться только в документарной форме. Государственные эмисси­онные ценные бумаги могут выпускаться по номинальной и дисконтированной стоимости с фиксированной и нефиксирован­ной (плавающей) ставкой вознаграждения (интереса).

    Способы регулирования долга:

   − рефинансирование — погашение старой государственной за­долженности путем выпуска новых займов;

   − конверсия — изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным дол­гом или повышение доходности для кредиторов);

    − консолидация — изменение срока действия уже выпушенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения;

    − унификация займов — объединение нескольких займов в один путем обмена облигаций ранее выпущенных займов на обли­гации новых займов;

    − отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращаются выплаты доходов;

    − аннулирование государственного долга — полный отказ госу­дарства от обязательств по выпущенным займам;

    − реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах пога­шаемых долговых обязательств с установлением иных условий об­служивания долгов и сроков их погашения.

    В Российской Федерации вводится единая система учета и ре­гистрации государственных заимствований. Для учета и регистра­ции заимствований и гарантий заводятся долговые книги: в Мин­фине России — государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга Российской Федера­ции); в субъекте РФ — государственная долговая книга субъекта РФ; в муниципальном образовании — муниципальная долговая книга.

   Записи в долговые книги вносятся в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательст­ва. В долговых книгах указываются: объем долговых обязательств или гарантий, дата их возникновения, форма обеспечения обяза­тельств, сведения об исполнении обязательств, другая информа­ция. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

    Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью на­циональной финансовой системы, позитивные и негативные ха­рактеристики которой напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора.

    Рынок федеральных облигаций призван содействовать эконо­мическому росту, обеспечивая:

     − снижение инфляции и защиту национальных финансов от воздействия внешних факторов;

    − рост внутренних сбережений и расширение ресурсной базы национальной банковской системы;

    − комплексное развитие смежных сегментов национального финансового рынка;

     − расширение возможности денежных властей привлекать фи­нансовые средства с внутреннего рынка, а также эффективно ис­пользовать процентные ставки в качестве инструмента макроэко­номического регулирования.

   Прошедшее десятилетие предоставило национальным денеж­ным властям уникальный опыт в области управления внутренним долгом в различных аспектах: достижения финансовой стабильно­сти, реализации налоговой и денежной политики, развития бан­ковской системы и финансовых рынков. Систематизация позитивных характеристик развития одновременно с учетом стратегиче­ских и тактических ошибок позволит придать эволюции рынка внутреннего долга стимулирующие и стабилизирующие характери­стики на современном этапе развития российской экономики.

  Любое государство в выборе форм долговых обязательств стре­мится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных креди­торов, поскольку это ослабляет не только экономическую само­стоятельность страны, но и ее суверенитет. Доля внутренних зай­мов в общей сумме государственных займов составляет: в Великобритании — 97%, во Франции — 96, в Италии — 90, в Японии — 87, в России - 39,8%.

 

 

 

 

2.2 Методы погашения международного кредита

 

  Внешний (международный) госу­дарственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принима­ют форму государственных внешних займов, которые предоставля­ются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внут­ренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленны­ми процентами включается в государственный долг страны.

   Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюд­жетных средств или специальных правительственных фондов. Основной целью государственных внешних займов является со­действие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продоволь­ственной помощи.

   Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме; выпускаются они в валюте страны-кредито­ра, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение зай­мов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

   Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые органи­зации — Международный валютный фонд (МВФ), Международ­ный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие.

   Будущее российской экономики, восстановление политиче­ской и социальной стабильности в стране в огромной степени за­висит от успешной политики управления внешним долгом. В связи с этим одной из самых актуальных проблем является управление внешней задолженностью такими финансовыми методами, кото­рые позволили бы перейти к курсу на сокращение долга и продол­жить реформирование экономики.

    Классификация финансовых методов управления внешним госу­дарственным долгом:

1. Финансовые методы подготовки и обеспечения внешнего за­имствования:

−  оценка текущего состояния внешнего долга;

− анализ состава, структуры, процедур получения и использова­ния внешних займов;

     − анализ и прогнозирование состояния ми­ровых рынков внешних займов;                                                                − анализ и прогнозирование со­стояния кредитного рейтинга страны;

− анализ и оценка текущей и будущей платежеспособности страны;

− оценка и управление рисками внешнего заимствования;

− планирование качественной и количественной структуры внешних заимствований;

-учет и оценка альтернативных форм внешнего заимствования.

2. Финансовые методы осуществления внешних заимствова­ний:

− виды, формы и условия привлекаемых займов;

− контроль выпуска новых займов.

3. Финансовые методы подготовки и обеспечения использова­ния внешних заимствований:

     − планирование использования внешних займов:

     − оценка и анализ проектов использования с уче­том инвестиционных рисков;

     − учет, анализ и оценка альтернатив­ных возможностей использования внешних заимствований.

4. Финансовые методы использования внешних заимствова­ний: а) виды и формы использования внешних заимствований: б) контроль использования внешних заимствований.

5. Финансовые методы подготовки и обеспечения погашения внешнего долга:

   − планирование возврата внешних долгов;

   − оп­ределение источников финансирования внешнего госдолга.

    6. Финансовые методы погашения внешнего государственного долга:

   − методы финансирования погашения внешнего долга;

   − специальные методы урегулирования внешнего долга в случае ухудшения платежеспособности страны или ситуации долгового кризиса;

  − контроль погашения внешнего долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством  увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, то есть взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.   Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики государства внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

   Государ­ственный кредит способствует улучшению денежного обращения и укреплению внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, «связывать» временно свободные денежные сред­ства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов.                  Преимущество и особенность государствен­ного кредита и в том, что как источник финансирования прави­тельственных расходов он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных цен­ных бумаг и прочим населением.

Информация о работе Государственный кредит