Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:28, реферат
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Государственный кредит………………………………………………………...5
1.1 Понятие и функции государственного кредита………………………………5
1.2 Основные формы внутреннего государственного кредита…………………9
1.3 Международный государственный кредит…….……………………………13
2. Методы погашения государственного кредита ……………………………...17
2.1 Методы погашения внутреннего государственного кредита………………17
2.2 Методы погашения международного кредита………………………………23
Заключение………………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………………………………………….28
Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг (прежде всего облигаций) среди населения, коммерческих банков и других финансовых учреждений. В отличие от денежной эмиссии, усиливающей развитие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как неинфляционное финансирование бюджетного дефицита. Покупатели облигаций внутреннего государственного займа финансируют правительство, получая в свою очередь гарантированный доход в виде установленного процента, выплачиваемого правительством с определенной периодичностью (например, ежегодно) в течение срока погашения облигаций (например, в течение 10 лет). В нашей стране практиковались так называемые выигрышные займы, доход от которых выплачивался держателям облигаций в форме выигрыша. В большинстве развитых стран на величину государственных
займов в законодательном порядке устанавливается лимит для ограничения бесконтрольного роста государственного долга.
Государство может прибегать к займам как в условиях стабильной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование и организационную подготовку. Экономическое обоснование включает в себя оценку затрат, связанных с размещением займа, его обслуживанием (выплатой процентов) и погашением; сопоставление различных вариантов заимствований; расчет их эффективности, сравнение затрат с ожидаемыми выгодами от использования средств. Наибольшую трудность представляет оценка выгод, поскольку они имеют не только экономическую, но и социально-политическую составляющую, не всегда поддаются количественному измерению и распределены во времени.
Организационная подготовка займа предполагает, что государство должно создать систему управления привлеченными средствами. Для этого определяется генеральный агент по его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бумаг. В России Центральный банк РФ осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Инструментом заимствований является выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг. В зависимости от целей размещения займа ценные бумаги могут быть предназначены для продажи как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эмиссия осуществляется в соответствии с законом о бюджете, программой внутренних и внешних заимствований. При ее проведении необходимо учитывать ограничения, установленные Бюджетным кодексом для объема дефицита бюджета, государственного и муниципального долга.
В решении об эмиссии отражается следующая информация: сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по ценным бумагам. Каждый выпуск ценных бумаг сопровождается публикацией условий займа. Нередко он разбивается на несколько частей, именуемых траншами. После того как государственный заем выпущен в обращение, изменение его условий (сроков обращения, размера процентных платежей и др.) не допускается.
Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться по номинальной и дисконтированной стоимости с фиксированной и нефиксированной (плавающей) ставкой вознаграждения (интереса).
Способы регулирования долга:
− рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
− конверсия — изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышение доходности для кредиторов);
− консолидация — изменение срока действия уже выпушенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения;
− унификация займов — объединение нескольких займов в один путем обмена облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов;
− отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращаются выплаты доходов;
− аннулирование государственного долга — полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам;
− реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.
В Российской Федерации вводится единая система учета и регистрации государственных заимствований. Для учета и регистрации заимствований и гарантий заводятся долговые книги: в Минфине России — государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга Российской Федерации); в субъекте РФ — государственная долговая книга субъекта РФ; в муниципальном образовании — муниципальная долговая книга.
Записи в долговые книги вносятся в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В долговых книгах указываются: объем долговых обязательств или гарантий, дата их возникновения, форма обеспечения обязательств, сведения об исполнении обязательств, другая информация. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.
Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, позитивные и негативные характеристики которой напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора.
Рынок федеральных облигаций призван содействовать экономическому росту, обеспечивая:
− снижение инфляции и защиту национальных финансов от воздействия внешних факторов;
− рост внутренних сбережений и расширение ресурсной базы национальной банковской системы;
− комплексное развитие смежных сегментов национального финансового рынка;
− расширение возможности денежных властей привлекать финансовые средства с внутреннего рынка, а также эффективно использовать процентные ставки в качестве инструмента макроэкономического регулирования.
Прошедшее десятилетие предоставило национальным денежным властям уникальный опыт в области управления внутренним долгом в различных аспектах: достижения финансовой стабильности, реализации налоговой и денежной политики, развития банковской системы и финансовых рынков. Систематизация позитивных характеристик развития одновременно с учетом стратегических и тактических ошибок позволит придать эволюции рынка внутреннего долга стимулирующие и стабилизирующие характеристики на современном этапе развития российской экономики.
Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и ее суверенитет. Доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет: в Великобритании — 97%, во Франции — 96, в Италии — 90, в Японии — 87, в России - 39,8%.
2.2 Методы погашения международного кредита
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме; выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие.
Будущее российской экономики, восстановление политической и социальной стабильности в стране в огромной степени зависит от успешной политики управления внешним долгом. В связи с этим одной из самых актуальных проблем является управление внешней задолженностью такими финансовыми методами, которые позволили бы перейти к курсу на сокращение долга и продолжить реформирование экономики.
Классификация финансовых методов управления внешним государственным долгом:
1. Финансовые методы подготовки и обеспечения внешнего заимствования:
− оценка текущего состояния внешнего долга;
− анализ состава, структуры, процедур получения и использования внешних займов;
− анализ и прогнозирование состояния мировых рынков внешних займов;
− анализ и оценка текущей и будущей платежеспособности страны;
− оценка и управление рисками внешнего заимствования;
− планирование качественной и количественной структуры внешних заимствований;
-учет и оценка альтернативных форм внешнего заимствования.
2. Финансовые методы осуществления внешних заимствований:
− виды, формы и условия привлекаемых займов;
− контроль выпуска новых займов.
3. Финансовые методы подготовки и обеспечения использования внешних заимствований:
− планирование использования внешних займов:
− оценка и анализ проектов использования с учетом инвестиционных рисков;
− учет, анализ и оценка альтернативных возможностей использования внешних заимствований.
4. Финансовые методы использования внешних заимствований: а) виды и формы использования внешних заимствований: б) контроль использования внешних заимствований.
5. Финансовые методы подготовки и обеспечения погашения внешнего долга:
− планирование возврата внешних долгов;
− определение источников финансирования внешнего госдолга.
6. Финансовые методы погашения внешнего государственного долга:
− методы финансирования погашения внешнего долга;
− специальные методы урегулирования внешнего долга в случае ухудшения платежеспособности страны или ситуации долгового кризиса;
− контроль погашения внешнего долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, то есть взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества. Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики государства внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
Государственный кредит способствует улучшению денежного обращения и укреплению внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, «связывать» временно свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Преимущество и особенность государственного кредита и в том, что как источник финансирования правительственных расходов он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.