Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:28, реферат

Краткое описание

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Государственный кредит………………………………………………………...5
1.1 Понятие и функции государственного кредита………………………………5
1.2 Основные формы внутреннего государственного кредита…………………9
1.3 Международный государственный кредит…….……………………………13
2. Методы погашения государственного кредита ……………………………...17
2.1 Методы погашения внутреннего государственного кредита………………17
2.2 Методы погашения международного кредита………………………………23
Заключение………………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Реферат финансы1.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

    − по сроку заимствования средств займы могут быть подразде­лены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжи­тельностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обраще­ния бумаг свыше 5 лет);

    − по способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов зай­мы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы — займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспе­чения. На практике государственный кредит реализуется посредст­вом беззакладных займов, поскольку государство априори считает­ся надежным заемщиком;

     − по уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе Рос­сии государственные займы могут быть подразделены на федераль­ные, региональные и местные;

     − по форме выплаты дохода государственные займы можно раз­делить на следующие виды:

     1) процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, так как именно в процентных бумагах размещена ос­новная часть государственного долга в промышленно развитых странах;

      2) дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последую­щим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;

      3) выигрышные займы, доход по которым выплачивается на ос­нове тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инве­стора, поскольку не дают гарантированного дохода к определенно­му моменту времени;

     4) индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первона­чально приобретенных инвестором ценных бумаг.

      − по принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, мож­но разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обяза­тельств с правом досрочного погашения означает наличие у заем­щика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Та­кое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капита­ла. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полу­ченных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслу­живание долга. Если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимст­вований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду;

     − по способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. Если эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать сле­дующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающими­ся долями на протяжении оговоренного срока;   погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока;

   − по способу определения предлагаемого инвестору дохода эми­тент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. Заключе­ние сделок по займам с постоянным фиксированным доходом пре­доставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту — зара­нее известную стоимость обслуживания долга. Однако при необхо­димости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государст­во может испытывать трудности в финансировании дефицита бюд­жета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта про­блема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнк­туры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который зависит от какого-либо экономического индикатора, например ставки по межбанковским кредитам в стране;

     − по направлениям использования заемных средств займы могут
быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлечен­ные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покры­тие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномо­ченных органов власти и управления;

    

1.3 Международный государственный кредит

 

      Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все больше меняться, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран - дебиторов.

        Традиционно международный кредит представлял собой предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками были представители двух разных стран. Источником финансирования товарного кредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлся национальный рынок капиталов. В современных же условиях помимо национальных рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой либо национальной принадлежности.

        Международные кредиты, если они предназначены для производительных целей: приобретение за границей нового оборудования или важного вида сырья для непосредственного осуществления инвестиций в производство, в конечном итоге увеличивают масштабы производства валового внутреннего продукта в стране-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той суммы средств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом ссуды и уплаты процентов по ней. Если же международные кредиты предназначены для других, не производительных целей: приобретение продовольствия за границей, промышленных товаров потребительского характера, содержание государственного аппарата, преодоление дефицита государственного бюджета или платежного баланса, то это ведет к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и в конечном итоге сказывается на сокращении валового внутреннего продукта страны.

        Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит, который представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается как правило в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты плюс комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.

        Старейшая форма внешнеторгового кредита - фирменные кредиты. Преимущественно это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле. Фирменный кредит, сроки которого, как правило, колеблются в пределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей: покупательский аванс, кредит по открытому счету. Фирменный кредит чаще всего реализуется посредством открытого счета. Кредит по открытому счету осуществляется через банки импортера и экспортера. Между экспортером и импортером заключается долговое соглашение, по которому первый записывает на счет последнего в качестве его долга общую стоимость отгруженных товаров с учетом начисляемых процентов, а импортер, в свою очередь, обязуется в установленный срок погасить сумму кредита и выплатить проценты. При фирменном кредите импортер часто вносит так называемый покупательский аванс в размере, чаще всего, 10-20% стоимости поставки в кредит, что представляет своего рода обязательства принять поставляемые в кредит товары. Вплоть до начала 60-х годов нашего века фирменные кредиты были преобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостному объему более чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однако быстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязанной продукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки. Среди них, с точки зрения импортера, наиболее существенными являются: ограниченные сроки кредита, сравнительно небольшие объемы кредитования, жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому с ростом масштабов и диверсификацией международной торговли доля фирменных кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию. Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита.

        Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирм экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитами поставщику. Со временем национальные банки страны фирмы экспортера стали осуществлять более гибкую политику внешнеторгового кредитования: они стали предоставлять кредиты непосредственно импортеру. За счет полученных от банка средств импортер оплачивает поставки экспортера. Такой метод банковского внешнеторгового кредитования получил наименование кредиты покупателю. Они для импортера более выгодны. Появляется возможность выбора фирмы поставщика, однако, пока что только в данной стране. Сроки кредита удлиняются, а его стоимость несколько снижается. При этом фирмы поставщики, устраненные от непосредственного участия в кредитования экспорта, не могут завысить цены кредита, что весьма типично при фирменном кредите и даже при кредите поставщику. Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте.

         Ши­рокое международное разделение труда, обмен тех­нологиями и научно-техническими идеями, оказа­ние финансовой помощи иностранным государ­ствам и многие другие факторы обусловливают интенсивное развитие международного государ­ственного кредита. В отдельные исторические пе­риоды - переход страны к иной политической или экономической системе, кризис экономики и фи­нансов, слабость денежно-кредитной системы страны, серьезные сбои в работе внутреннего фи­нансового рынка и т.п. - развитие внешних госу­дарственно-кредитных отношений может значи­тельно опережать динамику внутреннего государ­ственного кредита.

    С развитием глобализации, проявляющейся, в частности, в свободном движе­нии капитала между странами, внимание ученых и практиков к международным вопросам движения ссудного капитала неизмеримо усиливается.

 

      

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ ПОГАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

2.1 Методы погашения внутреннего государственного кредита

 

        Понятие госу­дарственного внутреннего долга Российской Федерации определя­ется Законом Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. «О госу­дарственном внутреннем долге Российской Федерации», в соответ­ствии с которым государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федера­ции, выраженные в валюте Российской Федерации перед юридиче­скими и физическими лицами, если иное не установлено законода­тельными актами Российской Федерации. Они обеспечиваются всеми активами, находящимися в распоряжении Российской Фе­дерации.

  Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:

     −  кредитов, полученных Правительством Российской Федера­ции;

     − государственных займов, осуществляемых посредством вы­пуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

     − других долговых обязательств, гарантированных Правитель­ством Российской Федерации.

    Политику в отношении государственного внутреннего долга Российской Федерации, а также его верхний предел, устанавливае­мый при утверждении федерального бюджета на очередной финан­совый год, определяют законодательные органы Российской Феде­рации — Государственная Дума и Совет Федерации совместно с Центральным банком РФ.

        Оперативное управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств осуществляет Пра­вительство РФ, а в соответствии с Указом Президента РФ от 8 де­кабря 1992 года № 1556 «О Федеральном казначействе» — органы Фе­дерального казначейства. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации проводится Федеральным казначейством совместно с Центральным банком РФ посредством проведения операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов по ним. Все затраты по обслужива­нию долга осуществляются за счет средств федерального бюджета.

   Управление реальной динамикой долговых обязательств пред­полагает контроль за двумя важнейшими показателями - величи­ной государственного долга и стоимостью его обслуживания.

   Динамика реального государственного долга определяется дву­мя основными факторами: во-первых, долей первичного дефици­та; во-вторых, соотношением внутренних и внешних обязательств, учитывающим динамику реального курса доллара и темп роста ВВП.

    Существование рынка внутреннего долга не является уникаль­ным в мировой практике: практически все страны мира, где фи­нансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рын­ков, выпускают государственные ценные бумаги. Создание рос­сийского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования ЦБ РФ Мини­стерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, характеристиками которого были бы высокая ликвидность и низ­кие риски федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией на­циональной финансовой сферы, действиями властей как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведе­нии чисто рыночных преобразований.

Информация о работе Государственный кредит