Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 02:45, курсовая работа
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Введение.............................................................................………3
Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита.........................................................……………………….4
1.1 Государственный кредит как экономическая категория...................................................................................…4
1.2 Отличия государственного кредита от банковского…8
Глава 2. Формы государственного кредита.....................………..11
2.1 Формы внутреэкономического государственного кредита......................................................................................….11
2.2 Международный государственный кредит.............…..18
Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в РФ...........................................................................………………..25
Заключение....................................................................…………...31
Список литературы………..........................................…………......32
Старейшая форма внешнеторгового кредита - фирменные кредиты. Преимущественно это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле. Фирменный кредит, сроки которого, как правило, колеблются в пределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей: покупательский аванс, кредит по открытому счету. Фирменный кредит чаще всего реализуется посредством открытого счета.
Кредит по открытому счету осуществляется
через банки импортера и
Вплоть до начала 60-х годов нашего
века фирменные кредиты были преобладающей
формой внешнеторгового кредита
и по своему стоимостному объему более
чем в два раза превышали банковский
экспортный кредит. Однако быстрый
рост международной торговли, необходимость
импорта взаимосвязанной
Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита.
Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирм экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитами поставщику.
Со временем национальные банки
страны фирмы экспортера стали осуществлять
более гибкую политику внешнеторгового
кредитования: они стали предоставлять
кредиты непосредственно
Помимо внешнеторгового
Международный кредит прежде всего предполагает определение суммы кредита, его сроков и условий погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов страхования кредитного риска.
Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах, немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит. Например, Россия получает кредиты в разных валютах, но валютой платежа, как правило, остается доллар.
Сумма кредита определяется либо в
коммерческом контракте, либо в эмиссионном
проспекте при выпуске
В современных условиях обострения
конкуренции в международной
торговле каждое государство стремится
создать условия для повышения
конкурентоспособности
Типичным примером национального государственного института по стимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США ( Эксимбанк ), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне он предоставляет преимущественно гарантии американским промышленным и банковским компаниям против коммерческого и политического риска.
Подобные институты
Во Франции государственный
кредитный механизм для поддержания
экспорта начал функционировать
еще в 1946 году. В некоторых странах
- Бельгии, Голландии, ФРГ, Швеции - государство
участвует в кредитовании экспортных
операций через внешнеторговые банки,
созданные с консорциумами
Помимо участия в кредитовании
экспортеров государство в
Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк реконструкции и развития ( Мировой банк ), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной финансовой корпорацией ( МФК ) и Международной ассоциацией развития ( МАР ). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B предоставляются банком как участником международного банковского консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10-25%.
Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.
Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров.
Глава 3.
Основные тенденции развития государственного кредита в РФ.
Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Россия в современных условиях выступает, как впрочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военнополитический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.
Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам ( исключая Украину ) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов ( внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов ). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке.
Практически Россия
может ежегодно выплачивать
« В течение 1999 года Министерство финансов
РФ осуществляло гибкую политику управления
государственным долгом, направленную,
прежде всего, на оптимизацию объема
новых заимствований для
Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга, отражены в следующей таблице:
Таблица
1. Объем и структура
Государственный Долг |
На 1 января года | ||||
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 | |
Внутренний , трлн. руб*. |
17,2 |
88,4 |
196,8 |
372,6 |
499,6 |
Внешний, трлн. руб. / млрд. дол. США, в том числе: |
140.5/ 112,7 |
425,6/ 119,9 |
558,6/ 120,4 |
695,0/ 125,0 |
779,6/ 130,8 |
Долг бывшего СССР |
129,3/ 103,7 |
385,5/ 108,6 |
477,9/ 103,0 |
560,5/ 100,8 |
582,9/ 97,8 |
Долг РФ |
11,2/ 9,0 |
40,1/ 11,3 |
80,7/ 17,4 |
134,5/ 24,2 |
196,7/ 33,0 |
Внутренний в % к ВВП |
10,0 |
14,0 |
13,4 |
18,1 |
19,3 |
Внешний в % к ВВП |
61,3 |
43,0 |
33,7 |
28,9 |
30,1 |