Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 02:45, курсовая работа

Краткое описание

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

Оглавление

Введение.............................................................................………3
Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита.........................................................……………………….4
1.1 Государственный кредит как экономическая категория...................................................................................…4
1.2 Отличия государственного кредита от банковского…8
Глава 2. Формы государственного кредита.....................………..11
2.1 Формы внутреэкономического государственного кредита......................................................................................….11
2.2 Международный государственный кредит.............…..18
Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в РФ...........................................................................………………..25
Заключение....................................................................…………...31
Список литературы………..........................................…………......32

Файлы: 1 файл

Государственный кредит.docx

— 57.72 Кб (Скачать)

 

*В неденоминированных рублях, без задолженности по ОВВЗ.

 

В начале 1998 года общий уровень  долговой нагрузки составлял 49,4% к ВВП.  В результате девальвации рубля 17 августа прошлого года произошел рост государственного долга с 52% до 120% к ВВП. (  Финансы 1999,  №7 )

Опыт других стран, переживавших менее  чем десятилетие назад подобное же состояние своих внешних финансов ( например, Мексика и др. ) свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежной системы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое на многие годы становится весьма проблематичным.

Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешним состоянием государственного внутреннего долга.

1. Дефицитный бюджет приводит  к ускоренному росту государственного  внутреннего долга: в течение  1996 г. - в два раза (с 190 трлн. до 380 трлн. руб.), в течение 1997 г. - в  1,8 раза ( до 690 трлн. руб.). При сохранении таких темпов роста к 2000 г. объем государственного внутреннего долга будет сопоставим с величиной ВВП.

2. На государственный долг списывается  все текущее бюджетное недофинансирование  за последние шесть лет, приобретающее  суррогатные формы. Это задолженность  предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз,  переоформленная в казначейские  векселя, облигационный заем для  погашения товарных обязательств  и задолженности перед Центральным  банком РФ, Пенсионным фондом  и пр.

3. Центральный банк и Минфин  РФ сконцентрировали свои усилия  на узком "облигационном"  сегменте финансового рынка. 

4. Отсутствует средне- и долгосрочное  планирование, в том числе при  подготовке проекта федерального  бюджета, состава и объема государственного  долга, а также графиков его  погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный  период, невозможно проводить перспективный  анализ ситуации.

5. Рынок российских государственных  ценных бумаг станет цивилизованным  только при увеличении числа  инструментов и доли долгосрочных  бумаг (со сроками обращения  5-30 лет), что произойдет не ранее,  чем через два-три года. Управление  государственными пассивами на  первом этапе требует обеспечения  единообразного подхода к отражению  в бюджете операций с долговыми  обязательствами государства.

6. Понятия внутреннего и внешнего  долга постепенно смыкаются. Этот  процесс ускоряется при использовании  такой формы заимствования, как  выпуск ценных бумаг, в том  числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается  массовый приток средств нерезидентов  на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента  внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий  - "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.

 Основными проблемами, связанными с нынешним состоянием государственного внешнего долга являются.

1. Принципиально разные правовые  и экономические подходы практикуются  в отношении внешнего долга  бывшего СССР, принятого на себя  Российской Федерацией, и вновь  возникающего долга Российской  Федерации. Если правовой режим  первого задан спецификой заключенных  международных договоров, то использование  особых экономических подходов  и порядка отражения второго  в бюджетной отчетности вряд  ли оправданно.

2. Серьезная проблема, связанная  с долгом бывшего СССР, обусловлена  той ролью, которую исторически  играл Внешэкономбанк в расчетах  с иностранными кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

3. Операции правительства по  размещению еврооблигаций, а также  реализуемые Центральным банком  РФ механизмы допуска нерезидентов  на рынок внешних заимствований  (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной  экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков  на платежный баланс России  остается не изученным.

Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими  внешними долгами и активами, необоснованно  закрывается и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными операциями, стимулирует злоупотребления.

 

 

Заключение.

 

Назначение государственного кредита  проявляется в первую очередь  в том, что он является средством  мобилизации в руках государства  дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что  мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение  национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

 

 

Список литературы.

 

  1.  Вавилов Ю.А. Государственный  кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 1992.
  2.   Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997.
  3.   Кредиты. Инвестиции. - М.: “Приор”, 1995.
  4. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993

5.   Калашникова  Н. Проблема госдолга - чисто финансовая / Деловой мир.  20-23.06.97

  1. Борисов С.М. Внешние долги России. / Деньги и кредит, № 2 / 1997.

Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга  в бюджетном кодексе РФ / Финансы, № 7 / 1999.

8. Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности / Финансы, №5 / 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственный кредит