Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:31, реферат

Краткое описание

1Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет — это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъектов хозяйствования и граждан является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению социальных задач, организации управления и обеспечению национальной обороны.

Оглавление

Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Доходы и расходы государственного бюджета
Бюджетное устройство и бюджетная система РБ
Бюджетный дефицит
Бюджетный процесс

Файлы: 1 файл

gosudarstvennyj_bjudzhet.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Однако сокращение бюджетных  расходов на отрасли хозяйства не может завершиться полным отказом от их бюджетного финансирования, ибо стабилизация экономики и развитие предпринимательства требуют финансовой помощи государства.

В условиях рынка область  долгосрочных вложений расширяется  за счет включения в нее основных фондов, природных ресурсов и т.д. Ресурсы государственного бюджета, направляемые в капитальные вложения, обеспечивают государственное регулирование инвестиционной деятельности, поддерживают приоритетные направления в развитии экономики посредством льготных кредитов, бюджетных ссуд, а также прямого вложения капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и государственные программы. Бюджетное финансирование инвестиционного процесса является важным механизмом эффективного размещения капитала. При этом выбор объектов и методов финансирования определяется конечным экономическим результатом — долгосрочной выгодой от вложения бюджетных средств.

 

3. Бюджетное устройство и бюджетная система.

Для характеристики бюджетного устройства любого государства требуется оценка его бюджетной системы, организации бюджетного процесса и бюджетных прав. Основу бюджетного устройства современного государства составляют бюджетная система и принципы ее построения.

Бюджетная система представляет собой совокупность отдельных видов  и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм.

Бюджетный процесс — это регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетные нрава регламентируют права участников бюджетного процесса.

В странах с различным  государственным устройством построение бюджетной системы имеет свои особенности. По форме государственного устройства страны подразделяются на унитарные и сложные. Унитарное  государство — это централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих в своем составе других территориальных формирований. Примерами могут служить Франция, Япония, Великобритания и др. Сложное государство представляет собой союз государств или объединение относительно самостоятельных территориальных формирований. Оно может существовать как федерация, конфедерация, империя (Россия, США, ФРГ, Индия, Япония и др.). Чаще других образований встречается государственное устройство в виде федерации.

Наиболее распространенной формой современного государства является унитарная. Бюджетное устройство унитарного государства определяется следующими особенностями:

• в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: а) государственного бюджета, б) местных бюджетов;

• административно-территориальные  формирования не обладают суверенитетом  и имеют ограниченные права в  области бюджетного процесса. Они  вправе принимать собственные нормативные  акты при условии их соответствия нормам, принятым центральными органами власти;

• жесткая зависимость связывает  бюджеты территорий с центральным  бюджетом. Это проявляется в том, что распределение доходов и  расходные функции региональных бюджетов устанавливаются центральной  властью и регламентируются конституцией и законами государства. Степень зависимости административно-территориальных формирований от центральной власти определяет уровень централизации бюджетной системы;

• действует единая для  государства система контрольных  органов. Степень подконтрольности бюджетов регионов зависит от уровня централизации бюджетной системы.

Бюджетная система федеративного  государства имеет три уровня:

1) бюджет центрального  правительства (федеральный);

2) бюджеты субъектов  федерации (республик, штатов, провинций и др.);

З) местные бюджеты.

Федеральные органы осуществляют свои полномочия на территории всего  государства, а органы субъектов  федерации — в пределах своей  территории.

Как в унитарных, так  и в федеративных государствах все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместо с тем для определения направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в развитии доходной части и направлении государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона или государства в целом. Такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. Он представляет собой свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета соответствующего административно- территориального образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории через регулирование доходных источников.

Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.

В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Ближайший пример — бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Он формируется в основном за счет взносов стран участниц. Средства бюджета направляются на финансирование программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны (программное финансирование): по совместным научным исследованиям в различных областях знаний и отраслях экономики; по обороне государств; из области культуры, образования, здравоохранения.

Основным законодательным  актом, регламентирующим бюджетные  отношения является Бюджетный Кодекс, принятый 16 июля 2008 года.

1. В бюджетную  систему Республики Беларусь  как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

2. Местные бюджеты  делятся на:

2.1. бюджеты первичного  уровня (сельские, поселковые, городские  (городов районного подчинения));

2.2. бюджеты базового  уровня (районные и городские  (городов областного подчинения));

2.3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска).

1. Консолидированный  бюджет представляет собой свод  бюджетов на соответствующей  территории без учета межбюджетных  трансфертов между этими бюджетами.

2. Консолидированный  бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

3. Консолидированный  бюджет области состоит из  консолидированных бюджетов районов,  бюджетов городов областного  подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

4. Консолидированный  бюджет Республики Беларусь состоит  из республиканского бюджета,  консолидированных бюджетов областей  и бюджета г.Минска.

5. Консолидированный  бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности (далее - внебюджетные средства) бюджетных организаций.

1. Бюджетная  система Республики Беларусь основывается на принципах:

1.1. единства;

1.2. полноты отражения  доходов и расходов бюджетов;

1.3. сбалансированности  бюджетов;

1.4. гласности;

1.5. самостоятельности  бюджетов;

1.6. эффективности  использования бюджетных средств;

1.7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

1.8. достоверности  бюджетов;

1.9. адресности  и целевого назначения бюджетных  средств;

1.10. ответственности  участников бюджетного процесса.

2. Принцип единства  означает, что единство бюджетной  системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

3. Принцип полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов означает, что все доходы  и расходы бюджетов, определенные  законодательством, подлежат отражению  в бюджетах в обязательном  порядке и полном объеме.

4. Принцип сбалансированности  бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

5. Принцип гласности  означает открытость для общества  и средств массовой информации  процедур рассмотрения и принятия  закона о республиканском бюджете  на очередной финансовый год,  решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

6. Принцип самостоятельности  бюджетов обеспечивается наличием  у бюджетов всех уровней бюджетной  системы Республики Беларусь  собственных доходов и источников  финансирования дефицита бюджета,  а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

7. Принцип эффективности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов означает, что все расходы  бюджета должны обеспечиваться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

8.1. расходов  государственных целевых бюджетных  фондов;

8.2. целевых средств,  полученных из бюджетов других  уровней бюджетной системы Республики Беларусь;

8.3. государственных  займов;

8.4. добровольных  взносов;

8.5. средств фондов  предупредительных (превентивных) мероприятий;

8.6. средств бюджета  в соответствии с международными  договорами Республики Беларусь;

8.7. средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;

8.8. иных случаев,  предусмотренных Президентом Республики  Беларусь и (или) законами, если  иное не установлено Президентом  Республики Беларусь.

9. Принцип достоверности  бюджетов означает, что бюджеты  формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

10. Принцип адресности  и целевого назначения бюджетных  средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

11. Принцип ответственности  участников бюджетного процесса  заключается в том, что каждый  участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

За счет доходов целевого назначения либо целевых отчислений от определенных видов доходов в  составе бюджета могут формироваться  целевые бюджетные фонды. Кроме того, в составе бюджета могут образовываться и специальные фонды, средства которых используются для финансовой поддержки регионов.

 

4. Бюджетный  дефицит.

Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:

• сбалансированность доходов и расходов бюджета;

• превышение доходов над расходами (профицит бюджета);

• превышение расходов над  доходами (дефицит бюджета).

Идеальный вариант —  полное покрытие расходов доходами. Но даже сбалансированный бюджет не гарантирует  отсутствие проблем в экономике страны.

Информация о работе Государственный бюджет