Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:31, реферат

Краткое описание

1Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет — это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъектов хозяйствования и граждан является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению социальных задач, организации управления и обеспечению национальной обороны.

Оглавление

Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Доходы и расходы государственного бюджета
Бюджетное устройство и бюджетная система РБ
Бюджетный дефицит
Бюджетный процесс

Файлы: 1 файл

gosudarstvennyj_bjudzhet.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Бюджету, как и финансам в целом, присущи распределительная  и контрольная функции. Посредством  бюджета перераспределяются значительная часть национального дохода и  ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение различных уровней: между структурными подразделениями общественного производства, межотраслевое, межтерриториальное, между уровнями бюджетов.

Контрольная функция  бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда  денежных средств государства. Через  показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, в какой степени они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в распределении средств и насколько эффективно они расходуются.

В современных государствах (как с развитой рыночной экономикой, так и с переходной) бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов. Это возможно благодаря бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов.

Бюджетный механизм создается  государством для реализации бюджетной  политики на конкретном этапе развития страны, регулирования экономики  путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета — обезличенность доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам.

С помощью бюджетного механизма государство перераспределяет валовой внутренний и совокупный общественный продукты, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы, создает условия для контроля за экономическими процессами. В Республике Беларусь в 2002 г. через бюджет перераспределялось около 34 % ВВВП, в 2004 г. — 30 % ВВП без Фонда социальной защиты населения и около 40 % ВВП — с учетом средств фонда.

Государство оперирует  такими формами прямого и косвенного воздействия на экономические и  социальные процессы, как бюджетное финансирование, государственные инвестиции, передача трансфертов, субсидий и субвенций, предоставление льгот и преференций, объявление налоговых каникул и др.

Необходимость соблюдать  макроэкономические пропорции требует  бюджетного финансирования отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов.

В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение  доходов субъектов хозяйствования и отраслей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует экономическую активность субъектов хозяйствования.

В соответствии с установленным  порядком распределения доходов  и расходов между бюджетами различных  уровней формируются бюджеты  отдельных территорий, составляющие их финансовую базу. Трансферты из вышестоящих бюджетов выравнивают доходы разных регионов и уравновешивают их социально-экономическое развитие.

Из бюджетного фонда  финансируются важнейшие государственные  программы: инвестиционные, природоохранные, по развитию рыночной инфраструктуры, конверсии военного производства, созданию новых рабочих мест, социальной защите граждан, ликвидации последствий стихийных бедствий, развитию топливно-энергетического комплекса и др.

Расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру способствуют воспроизводству трудовых ресурсов. Через бюджетный фонд организуется система социальных выплат, которая обеспечивает перераспределение доходов, сохранение политической стабильности.

Таким образом, в современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования благодаря активизации его функций.

 

 

2. Доходы и  расходы бюджета.

В историческом аспекте  бюджеты разных стран имеют много  общего: основные каналы поступления и структуру доходов, направления расходования.

Доходы и расходы бюджета представляют собой особые формы реализации бюджетных отношений и определяют этапы перераспределения стоимости общественного продукта посредством государственного бюджета.

Доходы бюджета - поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных  кредитов, средств от возврата бюджетных  займов и бюджетных ссуд.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

В целях обеспечения  сопоставления показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная  классификация доходов и расходов.

Бюджетная классификация  Республики Беларусь включает в себя:

классификацию доходов бюджета;

функциональную  классификацию расходов бюджета;

программную классификацию  расходов бюджета;

экономическую классификацию расходов бюджета;

ведомственную классификацию расходов бюджета;

классификацию финансирования дефицита бюджета;

классификацию видов государственного долга Республики Беларусь.

Доходы государственного бюджета выражают экономические  отношения предприятий, организаций  и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти.

Доходы бюджетов образуются за счет налогов и неналоговых  платежей. В странах с развитой рыночной экономикой, а также формирующих рыночные механизмы основными доходными источниками бюджета являются налоги и сборы.

 Доходы бюджетов  классифицируются по следующим  группам:

1.1. налоговые  доходы;

1.2. неналоговые доходы;

1.3. безвозмездные поступления.

2. Налоговые  доходы включают в себя:

2.1. республиканские  налоги, сборы (пошлины), местные  налоги и сборы и другие  налоговые доходы, установленные  Президентом Республики Беларусь  и (или) законами;

2.2. пени, начисленные  за несвоевременную уплату налогов,  сборов (пошлин);

2.3. проценты  за пользование отсрочкой и  (или) рассрочкой уплаты налогов,  сборов, таможенных платежей и  пени, налоговым кредитом.

3. К неналоговым доходам относятся:

3.1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

3.2. штрафы;

3.3. другие неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

4.1. иностранных государств;

4.2. международных организаций;

4.3. другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

6. Безвозмездные  поступления в форме межбюджетных  трансфертов подлежат учету в  доходах того бюджета, которому  эти средства предоставляются.

Неналоговые доходы республиканского бюджета включают в себя (по нормативу отчислений от неналогового дохода, получаемого на территории республики, если иное не установлено законодательными актами):

1.1. доходы от  размещения денежных средств  республиканского бюджета, а также  доходы от размещения в банках-нерезидентах  кредитов Международного валютного фонда и других внешних государственных займов, полученных Правительством Республики Беларусь, и внешних займов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, - 100 процентов;

1.2. дивиденды  по акциям, за исключением акций,  находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении унитарных предприятий, и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в республиканской собственности, - 100 процентов;

1.3. плату за  право заключения договоров аренды  земельных участков для строительства автозаправочных станций - 100 процентов;

1.4. плату за  использование радиочастотного  спектра - 100 процентов;

1.4-1. плату за  право заключения договоров аренды  капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в республиканской собственности, - 100 процентов;

1.5. доходы от  сдачи в аренду имущества, находящегося  в республиканской собственности, - 100 процентов, если иное не  предусмотрено законодательными  актами;

1.6. административные  платежи:

плату за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, - 100 процентов;

плату за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по внешним займам - 100 процентов;

вознаграждение  за исполнение государственными служащими обязанностей представителя государства в хозяйственных обществах, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, - 100 процентов;

плату за пробирные  работы и услуги - 100 процентов;

1.7. средства, поступающие в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства в соответствии с законодательством, - 100 процентов;

1.8. доходы от  реализации имущества, имущественных  прав на объекты интеллектуальной  собственности, находящиеся в  республиканской собственности, кроме средств от реализации принадлежащего государству имущества в соответствии с законодательством о приватизации, - 100 процентов, если иное не предусмотрено законодательством;

1.9. доходы от  имущества, конфискованного и  иным способом обращенного в доход государства:

доходы от реализации товаров, транспортных средств и  иного имущества, изъятого (арестованного, задержанного) таможенными органами и обращенного в доход государства  при нарушении таможенного законодательства, - 100 процентов;

доходы от реализации конфискованных и иным способом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции - 100 процентов;

денежные средства, конфискованные и иным способом обращенные в доход государства, - 100 процентов, если иное не предусмотрено законодательными актами;

доходы от реализации конфискованных и иным способом обращенных в доход государства ценных бумаг - 100 процентов;

доходы от реализации иного конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества, кроме средств, полученных от реализации обращенных в доход государства бесхозяйного имущества, находок или кладов, безнадзорных животных, - 100 процентов;

1.9-1. доходы от  продажи земельных участков в собственность иностранным государствам и международным организациям - 100 процентов;

1.10. удержания  из заработной платы осужденных  в соответствии с законодательством  - 100 процентов;

1.11. штрафы, подлежащие  уплате в республиканский бюджет  в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства, - 100 процентов;

1.12. возмещение  потерь, вреда:

возмещение  потерь сельскохозяйственного и  лесохозяйственного производства, вызванных  изъятием сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда, - 100 процентов;

возмещение  вреда, причиненного окружающей среде, - 100 процентов;

возмещение  вреда, причиненного лесному хозяйству  нарушением лесного законодательства, - 100 процентов;

возмещение  другого вреда, причиненного имуществу, находящемуся в республиканской собственности, - 100 процентов;

1.13. добровольные  взносы, поступающие в республиканский  бюджет, - 100 процентов;

1.14. плату за  проезд тяжеловесных и крупногабаритных  автомобильных транспортных средств  по автомобильным дорогам общего  пользования Республики Беларусь - 100 процентов;

1.15. плату за  проезд по платным автомобильным  дорогам и мостам - 100 процентов.

2. В республиканский  бюджет могут также зачисляться  другие неналоговые доходы, установленные  законодательством.

В 2011 году в состав доходной части республиканского бюджета включены доходы следующих целевых бюджетных фондов: республиканский фонд охраны природы; инновационные фонды ; фонд национального развития; фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья; фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания)

Налоги представляют собой обязательные безвозмездные  платежи, взимаемые с предприятий  и физических лиц в порядке  и сроки, установленные законодательством, для финансового обеспечения деятельности государства и территориальных формирований.

Под сборами понимаются обязательные взносы, взимаемые с  организаций и физических лиц  за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении  плательщиков. В отличие от налогов сборы носят чаще всего целевой характер.

Налогам присущи безвозвратность, безвозмездность, склонность к смене  собственника. Посредством налогов  часть собственности экономических  агентов и граждан (в денежной форме) превращается в государственную  и образует централизованный бюджетный фонд.

Информация о работе Государственный бюджет