Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:29, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, состояния основных показателей госбюджета, выявления наиболее значительных проблем в направлении бюджетных средств.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- выявить социально-экономическое значение и основные функции бюджета;
- рассмотреть строение государственного бюджета;
- проанализировать современное состояние госбюджета РФ;
- изучить источники поступлений доходной части бюджета, а также рассмотреть расходы бюджета;
- исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;
- предложить мероприятия по укреплению доходной базы федерального бюджета РФ, а также по сокращению дефицита бюджета;
Введение ...…………………………………………………………………………...3
1 Государственный бюджет как экономическая категория ………………………4
1.1 Социально-экономическое значение и основные функции бюджета ...…….5
1.2 Доходы и расходы бюджета …………..………………………….………...…..6
1.3 Сбалансированность бюджета как основная цель экономической политики .. ……………………………………………………………………………………….10
2 Анализ современного состояния государственного бюджета РФ …….……...13
2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы…..………… ……..13
2.2 Анализ динамики расходов бюджета за 2008-2010годы…………………….16
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на показатели государственного бюджета …………………………..………………………………………………...21
3 Направление совершенствования госбюджета ....……………………………...24
3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета ………………………...24
3.2 Сокращение дефицита бюджета – как основа экономической политики ...28
Заключение …….…………………………………………………………………...32
Список использованных источников ..……...………………………………….....34
Приложение А ……………………………………………………..…...………..…36
Приложение Б …..………………………..........................................................…...37
Приложение В ………………………………………………………………..…….38
Приложение Г………………………………………………………………………39
Приложение Д ……………………………………………………………………...40
Приложение Е ……………………………………………………………………...41
Приложение Ж …………………………………………………………………......42
Приложение И ……………………………………………………………………...43
Приложение К ……………………………………………………………………...44
Приложение Л ……………………………………………………………………...45
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.
Доходы
и расходы бюджета планируются
в зависимости от показателей экономического
и социального развития, как всей страны,
так и ее отдельных регионов. На основе
финансов отрасли уточняются данные по
налогам с предприятий, объединений, организаций
по финансированию отраслей.
Список использованных источников
Приложение А
Таблица 1- Доходы федерального бюджета РФ на 2008, 2009 и 2010 года
Доходы
бюджета |
2008 г | 2009 г | Отклонение | 2010 г* | ||||
Сумма, млрд. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. | Удельный вес, % | |
Нефтегазовые
доходы |
2383,11 | 35,87 | 2351,91 | 31,50 | -31,20 | -4,36 | 2348,32 | 29,03 |
Ненефтегазовые доход, в том числе: | 4261,34 | 5113,54 | 767,34 | 5741,35 | ||||
Налог на прибыль организации | 533,38 | 8,03 | 583,76 | 7,82 | 50,38 | -0,21 | 636,28 | 7,87 |
Налоги и взносы на соц. нужды | 435,79 | 6,56 | 496,36 | 6,65 | 60,57 | 0,09 | 562,80 | 6,96 |
Налоги на импортные товары | 888,97 | 13,38 | 1029,76 | 13,79 | 140,79 | 0,41 | 1182,54 | 14,62 |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ | 1404,05 | 21,13 | 1914,47 | 25,64 | 510,42 | 4,51 | 2206,46 | 27,28 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 36,57 | 0,55 | 39,50 | 0,53 | 2,93 | -0,02 | 37,31 | 0,46 |
Государственная пошлина | 32,24 | 0,49 | 34,49 | 0,46 | 2,25 | -0,02 | 36,56 | 0,45 |
Неналоговые доходы | 291,61 | 4,39 | 297,00 | 3,98 | 5,39 | -0,41 | 301,73 | 3,73 |
Прочие доходы | 638,73 | 9,61 | 718,20 | 9,62 | 79,47 | 0,01 | 777,67 | 9,61 |
Всего доходов | 6644,45 | 100,00 | 7465,45 | 100,00 | 821,00 | 100,00 | 8089,67 | 100,00 |
* - прогнозное
значение
Приложение Б
Таблица 2- Расходы федерального бюджета РФ на 2008, 2009 и 2010 гг.
|
Приложение В
Динамика расходов на межбюджетные трансферты в бюджетах за 2008, 2009 и 2010 годы2 (в млрд. рублей)
Таблица 3 – Состав и структура межбюджетных трансферт
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ
ТРАНСФЕРТЫ |
2008 г | 2009 г | 2010 г | |||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | |
Всего: | 2 281,56 | 100,00% | 2 423,12 | 100,00% | 2 720,97 | 100,00% |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 375,54 | 16,46% | 392,67 | 16,21% | 411,07 | 15,11% |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 317,19 | 13,90% | 300,74 | 12,41% | 234,25 | 8,61% |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 163,74 | 7,18% | 175,97 | 7,26% | 191,01 | 7,02% |
Иные межбюджетные трансферты | 69,75 | 3,06% | 37,83 | 1,56% | 43,86 | 1,61% |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов | 1 355,34 | 59,40% | 1 515,90 | 62,56% | 1 840,79 | 67,65% |
Информация о работе Государственный бюджет как элемент финансовой системы