Государственный бюджет как элемент финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, состояния основных показателей госбюджета, выявления наиболее значительных проблем в направлении бюджетных средств.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- выявить социально-экономическое значение и основные функции бюджета;
- рассмотреть строение государственного бюджета;
- проанализировать современное состояние госбюджета РФ;
- изучить источники поступлений доходной части бюджета, а также рассмотреть расходы бюджета;
- исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;
- предложить мероприятия по укреплению доходной базы федерального бюджета РФ, а также по сокращению дефицита бюджета;

Оглавление

Введение ...…………………………………………………………………………...3
1 Государственный бюджет как экономическая категория ………………………4
1.1 Социально-экономическое значение и основные функции бюджета ...…….5
1.2 Доходы и расходы бюджета …………..………………………….………...…..6
1.3 Сбалансированность бюджета как основная цель экономической политики .. ……………………………………………………………………………………….10
2 Анализ современного состояния государственного бюджета РФ …….……...13
2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы…..………… ……..13
2.2 Анализ динамики расходов бюджета за 2008-2010годы…………………….16
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на показатели государственного бюджета …………………………..………………………………………………...21
3 Направление совершенствования госбюджета ....……………………………...24
3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета ………………………...24
3.2 Сокращение дефицита бюджета – как основа экономической политики ...28
Заключение …….…………………………………………………………………...32
Список использованных источников ..……...………………………………….....34
Приложение А ……………………………………………………..…...………..…36
Приложение Б …..………………………..........................................................…...37
Приложение В ………………………………………………………………..…….38
Приложение Г………………………………………………………………………39
Приложение Д ……………………………………………………………………...40
Приложение Е ……………………………………………………………………...41
Приложение Ж …………………………………………………………………......42
Приложение И ……………………………………………………………………...43
Приложение К ……………………………………………………………………...44
Приложение Л ……………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

       Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

       Непосредственное  составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.

       Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

       Однако  именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

       Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

       Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.

       Доходы  и расходы бюджета планируются  в зависимости от показателей экономического и социального развития, как всей страны, так и ее отдельных регионов. На основе финансов отрасли уточняются данные по налогам с предприятий, объединений, организаций по финансированию отраслей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Российская Федерация. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.04.2006 N 63 ФЗ№.
  2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 30.12.2008, с изм. от 26.02.2009) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (принят ГД ФС РФ 31.10.2008)
  3. Российская Федерация. Законы. Закон о дополнительных доходах бюджета на 2010-2012 годы / Бюджет.- 2009.- №10.
  4. Российская Федерация. Законы. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах.
  5. Будасова, С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / С.А. Будасова  - М.: Изд-во Феникс, 2002.
  6. Ларина, Л.С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / Л. С. Ларина - М.: Изд-во Юриспруденция, 2006.
  7. Годин, А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Прогресс - Академия, 2004.
  8. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: Юнити-Дана, 1999.
  9. Силуанов, А. Федеральный бюджет и экономическая политика / А. Силуанов //Финансы.- 2005.- №9.
  10. Тугарин, С. Актуальные проблемы, связанные с испонением бюджета в кризисной ситуации / С. Тугарин // Бюджет.- 2009.- №12.
  11. Кудрин, А. Л. Бюджет рождается в нулевом чтении / А.Л. Кудрин // Бюджет.- 2009.- №10.
  12. Стрельникова, С. Новый бюджет и другие способы борьбы с кризисом / С. Стрельникова // Бюджет.- 2009.- №4.
  13. Васильев, Ю. Бюджет социальной стабильности / Ю. Васильев // Финансовый контроль.- 2009.- №11.
  14. Цуциев, М. Бюджетное собрание: итоги года / М. Цуциев // Бюджет.- 2009.- №1.
  15. Карелова, Г. Все социальные обязательства остаются в силе / Г. Карелова // Бюджет.- 2010.- №2.
  16. Дроздов, О. Резервный фонд – формирование, исполнение и управление в 2008 году / О. Дроздов // Финансы и кредит.- 2009.- №14.
  17. Голикова, Т. Минздравсоцразвития: курс на здоровый образ жизни / Т. Голикова //  Бюджет.- 2010.- №2.
  18. Колнооченко, Е. России предстоит масштабная бюджетная реформа / Е. Колнооченко // Бюджет.- 2010.- №3.
  19. Электронный ресурс: Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.- Режим доступа: http://www.cbr.ru.
  20. Электронный ресурс: Официальный сайт Министерства Финансов  Российской Федерации.- Режим доступа:  http://www.minfin.ru.
  21. Электронный ресурс: Официальный сайт Счетной Палаты Российской Федерации.- Режим доступа: http://www.ach.gov.ru.
  22. Электронный ресурс:  Электронная версия журнала «Эксперт».- Режим доступа: http://www.expert.ru.
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А

Таблица 1- Доходы федерального бюджета РФ на 2008, 2009 и 2010 года

Доходы 

бюджета

2008 г 2009 г Отклонение 2010 г*
Сумма, млрд. Удельный вес,  % Сумма, млрд. Удельный вес,  % Сумма, млрд. Удельный вес,  % Сумма, млрд. Удельный вес,  %
Нефтегазовые

доходы

2383,11 35,87 2351,91 31,50 -31,20 -4,36 2348,32 29,03
Ненефтегазовые доход, в том числе: 4261,34   5113,54   767,34   5741,35  
Налог на прибыль организации 533,38 8,03 583,76 7,82 50,38 -0,21 636,28 7,87
Налоги  и взносы на соц. нужды 435,79 6,56 496,36 6,65 60,57 0,09 562,80 6,96
Налоги  на импортные товары 888,97 13,38 1029,76 13,79 140,79 0,41 1182,54 14,62
Налоги  на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ 1404,05 21,13 1914,47 25,64 510,42 4,51 2206,46 27,28
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 36,57 0,55 39,50 0,53 2,93 -0,02 37,31 0,46
Государственная пошлина 32,24 0,49 34,49 0,46 2,25 -0,02 36,56 0,45
Неналоговые доходы 291,61 4,39 297,00 3,98 5,39 -0,41 301,73 3,73
Прочие  доходы 638,73 9,61 718,20 9,62 79,47 0,01 777,67 9,61
Всего доходов 6644,45 100,00 7465,45 100,00 821,00 100,00 8089,67 100,00

* - прогнозное  значение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Б

       Таблица 2- Расходы федерального бюджета РФ на 2008, 2009 и 2010 гг.

Расходы федерального бюджета 2008г 2009г 2010г Сравнение
2010г с 2008г      2010г  

     с

     2009г

Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Прирост в %
Общегосударственные

вопросы

839,4 11% 959,3 10% 1186,7 12% +41% +24%
Национальная  оборона 1040,9 14% 1211,9 12% 1253,2 13% +20% +3%
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 835,6 11% 1006,3 10% 1062,4 11% +27% +6%
Национальная  экономика 1025 14% 1845,7 19 % 1347,1 14% +31% - 27%
ЖКХ 129,5 2% 142,9 1% 137,7 1% +6% -4%
Охрана  окружающей среды 10,2 0,1% 13,3 0,1% 12,2 0,1% +20% -8%
Образование 355 5% 413,1 4% 398,7 4% +12% -3%
Культура, кинематография и СМИ 88,9 1% 114,7 1% 108,2 1% +22% -6%
Здравоохранение, физическая культура и спорт 278,2 4% 348,2 4% 322,6 3% +20% -4%
Социальная  политика 293,6 4% 331,3 3% 328,7 3% +12% -1%
Межбюджетные  трансферты,  в т.ч: 2674,6 35% 3544,6 36% 3719,3 38% +39% +5%
Трансферты  бюджету ПФ РФ 1588 21% 1946,1 20% 2530 26% - +30%
Трансферты  бюджету ФСС РФ 98,7 1% 61,6 1% - -38%
Трансферты  бюджету ФФОМС РФ 25,5 0,3% 4,7 0,05% - -81%
ВСЕГО 7570,9 100,00% 9931,4 100,00% 9886,9 100,00% - -

Приложение  В

Динамика  расходов на межбюджетные трансферты в бюджетах за 2008, 2009 и 2010 годы2 (в млрд. рублей)

 

      Таблица 3 – Состав и структура межбюджетных трансферт

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ 

ТРАНСФЕРТЫ

2008 г 2009 г 2010 г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %
Всего: 2 281,56 100,00% 2 423,12 100,00% 2 720,97 100,00%
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 375,54 16,46% 392,67 16,21% 411,07 15,11%
Субсидии  бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 317,19 13,90% 300,74 12,41% 234,25 8,61%
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 163,74 7,18% 175,97 7,26% 191,01 7,02%
Иные  межбюджетные трансферты 69,75 3,06% 37,83 1,56% 43,86 1,61%
Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов 1 355,34 59,40% 1 515,90 62,56% 1 840,79 67,65%

Информация о работе Государственный бюджет как элемент финансовой системы